Учебный план 2023-2024 дошкольные группы

Пояснительная записка к учебному плану
1.1.Нормативно – правовая база.
Учебный план дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ» 2023 – 2024 учебный год
разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП),
утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября
2022г. №1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022г.,
регистрационный №71847)
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила
в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №
1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования».
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно –
телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».

- Инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03 2000 г.
№65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения».
- Устав МБОУ «Кузбасская СОШ»
- Локальные акты МБОУ «Кузбасская СОШ», регламентирующие воспитательно –
образовательный процесс.
Учебный план дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ» является
нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного
времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.
1.2.Программно целевые основания, положенные в основу учебного плана дошкольного
образования МБОУ «Кузбасская СОШ».
Предлагаемый учебный план – это комплексное решение задач по охране и укреплению
психического и физического здоровья детей, всестороннему воспитанию, гармоничному развитию
личности ребёнка, коррекции нарушений в развитии, на основе организации разнообразных видов
детской деятельности.
Ведущая цель учебного плана – это создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических
качеств, подготовки ребёнка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе
разнообразных видов детской деятельности путем взаимодействия всех участников педагогического
процесса, использования инновационных и эффективных форм и методов работы с детьми.
В соответствии с ФОП ДО должно быть обеспечено развитие детей дошкольного возраста в
разных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
В учебном плане предусмотрены закономерности и особенности распределения учебной
нагрузки для детей в возрасте от 2мес. до 7 (8) лет.
Содержание и структура учебного плана определяется ФОП ДО, ФГОСДО, целями и
задачами образовательной деятельности МБОУ «Кузбасская СОШ», годовым комплексно –
тематическим планом работы МБОУ «Кузбасская СОШ».
Учебный план дошкольного образованияМБОУ «Кузбасская СОШ» является номинально –
составной частью образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Кузбасская
СОШ».
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Дошкольные группы работает в
режиме пятидневной рабочей недели. Учебный план составлен из расчета 36 недель и не превышает
максимально допустимый объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на
освоение основной образовательной программы.
В 2023 - 2024 учебном году в МБОУ «Кузбасская СОШ» функционирует 3 группы:




Группа раннего возраста (от 1,6 – 3 лет) – 1 группа
Разновозрастная группа (от 3– 5лет) – 1 группа
Разновозрастная группа (от 5 - 7лет) - 1 группа

Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по Федеральной
образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО.
Учебный план соответствует Уставу МБОУ «Кузбасская СОШ», образовательной и
парциальным программам:
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое (инновационное),
исправленное и дополненное, 2019г;
- «Юный зколог» (дополнительная общеразвивающая программа экологического воспитания в
детском саду / авт.-сост. С.Н.Николаева) – (5-8 лет) 1 занятие в неделю.
- «Мы живём в России» (дополнительная общеразвивающая программа по гражданскопатриотическому воспитанию дошкольников / авт.-сост. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова,) в старшей
группе (5-6 лет) 1 занятие в неделю, в подготовительной группе (6-8 лет) 2 занятия в неделю.
В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО в ДОУ обеспечивается право ребёнка на качественное
образование, учитываются возможности и потребности детей, обеспечение равного доступа к

образованию для всех воспитанников с учётом образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Цель деятельности учреждения: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Основными задачами учреждения являются:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и
вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением:
инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть
Учебного плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает вариативность
образования, отражает специфику образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать
социальный заказ на образовательные услуги.
Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие
воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества
организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области,
которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных учреждений.
Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью
составляют не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой
работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с
образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое
развитие детей. Домашние задания детям не задаются.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50%
общего времени образовательной деятельности. Третье занятие по физическому развитию
проводится на прогулке
Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной
части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с
детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с
семьями воспитанников.
Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие
щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и
включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата,
снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости;

принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания,
умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Количество и продолжительность занятий устанавливается в соответствии СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28
Продолжительность занятий:
- для детей от 2мес до 1,5 лет – не более 7 минут,
- для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
-для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7(8) лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младенческой группе не превышает 7 минут,
- в группе раннего возраста не превышает 20 минут,
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 50 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на непосредственную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – не менее 10
минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не
более 25 – 30 минут в день. В занятия статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с детьми от 2мес до 3 лет – подгрупповая, с 3 до 7 лет (8) фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, групповая.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности в дошкольных группах МБОУ «Кузбасская СОШ»
предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (занятия, развлечения) формы
детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание занятий
соответствуют виду и направлению МБОУ «Кузбасская СОШ».
Парциальные программы являются дополнением к Федеральной образовательной программе
ДО и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные
праздники, экскурсии и др.
1.3.Характеристика структуры учебного плана.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП),
утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября
2022г. №1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022г.,
регистрационный №71847), в структуре учебного плана дошкольного образования МБОУ
«Кузбасская СОШ»выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Обязательная часть реализуется через обязательные занятия. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, формируется образовательным
учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений
его деятельности.
В Плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой
участниками образовательных отношений:
- обязательная часть - не менее 60 %
- часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40 %.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28.
Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества занятий
на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного
плана, и предельно допустимая нагрузка. Реализация физического и художественно-эстетического
направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. Образовательная деятельность по
физической культуре и музыке проводится со всей группой.
На основе Учебного плана разработано расписание занятий на неделю, не превышающее
учебную нагрузку.
В Расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов
образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей
группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и
физической нагрузки.
Согласно ФГОС ДО (п.2.6.) содержание образовательной области «Познавательное
развитие» направлена на:


Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;

Освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к
творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;

Формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего
мира, их свойствах и отношениях;

Формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и
многообразии природы родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного
отношения к природе;

Формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурноисторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и отечества,
многообразии стран и народов мира;

Формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий,
овладение логико-математическими способами их познания;

Формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира,
способах их безопасного использования.
Феномен познавательного развития ребенка дошкольного возраста заключается в том, что
благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира. Процесс
познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а
маленькие дети эмоциями, чувствами.
Познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста представлено в
следующих направлениях работы:

Сенсорные эталоны и познавательные действия

Математические представления

Окружающий мир

Природа
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.. Проведение занятий по формированию элементарных
математических представлений начинается с младшей группы до подготовительной включительно.
Ознакомление с предметным миром, миром природы, социальным миром происходит на
познавательных занятиях в каждой группе еженедельно. Материал детям предлагается из разных
областей: экология, ОБЖ, региональный компонент, человек в истории и культуре, элементарные
естественно-научные представления и пр.
Согласно ФГОС ДО (п.2.6.) содержание образовательной области «Речевое развитие»
включает:
•
Владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
•
Формирование правильного звукопроизношения;
•
Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
•
Развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного
запаса;
•
Развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и
монологической);
•
Ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
•
Развитие речевого творчества;

•
Формирование предпосылок к обучению грамоте.
•
Овладение родным языком и развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
•
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием
окружающего мира, развитием личности в целом.
•
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Еженедельно в каждой группе организуется игровое занятие по речевому развитию, в
подготовительной группе– еженедельно подготовка к обучению грамоте.
Согласно ФГОС ДО (п. 2.6.) содержание образовательной области «Художественноэстетическое развитие» предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы
и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

Становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса;

Формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись,
театр, народное искусство и другое);

Формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских
музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);

Освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства;

Реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);

Развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и
другое).
В соответствии с ФГОС ДО музыкального развития дошкольников реализуется в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Цель музыкального развития
детей дошкольного возраста, это развитие их природных задатков, способности эмоционально
воспринимать музыку. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического
воспитания, она владеет силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека,
формирует вкусы.
Дошкольный возраст исключительно важен для последующего овладения музыкальной
культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкальноэстетическое сознание, это не пройдет бесследно для дальнейшего становления человека, его
всеобщего духовного становления. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство содействует
нравственному становлению человека, образованию его как личности.
Музыка, оказывая мощное чувствительное влияние на детей, содействует и умственному
становлению ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает
познания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять
ее самочувствие, чувствительную окраску: веселье, печаль. Помогают пониманию чувствительного
направления музыки и проводимые с детьми особые игры и упражнения.
В дошкольном возрасте музыкальная деятельность включает такие виды занятий:
слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, игра на детских
музыкальных инструментах.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественноэстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота»,
что предполагает:

Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям
разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);


Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры;

Становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка;

Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных
видах художественно-творческой деятельности;

Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и
сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Согласно ФГОС ДО (п.2.6.) содержание образовательной области «Физическое развитие»
предусматривает:

Приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;

Формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве;

Овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);

Обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол,
хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);

Воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);

Воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся
достижения российских спортсменов;

Приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование
представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в
разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих.
Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает
своевременное физическое развитие.
Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма под
воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для
обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки,
состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает
физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на создание условий,
способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.
Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач развития
(умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на
данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность,
соответствие возрастным физиологическим показателям.
Для удовлетворения у детей потребности в двигательной активности проводится по одному
занятию игровой физкультурой в неделю на свежем воздухе в каждой группе (подвижные игры,
соревнования, развлечения, пешие походы-экскурсии и пр.).
Согласно ФГОС ДО (п.2.6) содержание образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлена на:

Усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;

Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;

Формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в организации,

региону проживания и стране в целом;

Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и
эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;

Развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
•
Формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и
природе, социуме и медиа-пространстве (цифровой среде).направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе. Все эти направления реализуются в совместной с взрослыми деятельности.
Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и
преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от младшей до
подготовительных групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации содержания
учитываются индивидуальные особенности воспитанников.
Таким образом, учебный план соответствует целям и задачам МБОУ «Кузбасская
СОШ», учитывает требования, предъявляемые – СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения детей и молодёжи к
объёму образовательной нагрузки».

3. Планирование воспитательно – образовательного процесса на 2023 – 2024 учебный год.
3.1. Ранний возраст
Младенческая группа (от 2 мес. до 1,5 лет)
Базовая часть - инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое (инновационное), исправленное и дополненное, 2019г
Вариативная часть – отсутствует.
Возраст детей
Форма проведения
Максимальная продолжительность занятия
Максимальная нагрузка в день

объем

Максимальная нагрузка в неделю

объем

1 пол.дня
2 пол.дня
кол-во
мин

Минимальный перерыв между занятиями
Образовательные области
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно - эстетическое
развитие
Физическое развитие
Итого (обязательная часть):
Итого (вариативная часть):

Итого:

Виды занятий
Обязательная часть Программы
Совершенствование восприятия
Развитие действий с предметами
Развитие речи
Музыкальное воспитание
Развитие движений

от 2 мес до 1,5 года
подгрупповая
7 мин
10 мин
Не допускается
5занятий
35 мин
10 мин
Кол-во и продолжительность занятий
К-во
Мин.
1
1
1
1

7
7
7
7

1
5
5

7
35
35

Группы раннего возраста:
- первая группа раннего возраста(от 1,5 до 2 лет)
- вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Базовая часть - инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое (инновационное), исправленное и дополненное, 2019г
Вариативная часть – отсутствует.
1,5 – 3 лет
Возраст детей
подгрупповая
Форма проведения
10 мин
Максимальная продолжительность занятий
1 пол. дня
20 мин
Максимальная нагрузка в день
объем
2 пол. дня
Не допускается
кол-во
10занятий
Максимальная нагрузка в неделю
объем
мин
100 мин/ 1ч 40 мин
10 мин
Минимальный перерыв между занятиями
Образовательные
области

Виды занятий

1я группа раннего возраста
К-во
Мин.

Обязательная часть Программы
Познавательное
Игры занятия с дидактическим материалом
1
развитие
Игры-занятия со строительным материалом
1
Ребенок и окружающий мир
Речевое развитие
Развитие речи
3
ХудожественноМузыкальное воспитание
2
эстетическое развитие Рисование
Лепка/конструирование (чередуются через неделю)
Физическое развитие
Развитие движений
2
Физическая культура в помещении
Итого (обязательная часть):
9
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
«Я сам»
1
Итого (вариативная часть):
1
Итого всего:
10

-

2-я группа раннего возраста
К-во
Мин.

10
10
30
20
20
90

1
2
2
1
1
2
9

10
20
20
10
10
20
90

10
10
100

1
1
10

10
10
100

3.2. Дошкольный возраст, группы общеразвивающей направленности
Младшая группа (3-4 года)
Средняя группа (4-5 лет)

Старшая группа (5-6 лет)
- Подготовительная группа (6-7(8) лет)
Базовая часть - инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое (инновационное), исправленное и дополненное, 2019г

-

Вариативная часть:
- «Юный зколог» (дополнительная общеразвивающая программа экологического воспитания в детском саду / авт.-сост. С.Н.Николаева) –
(5-8 лет) 1 занятие в неделю
- «Мы живём в России» (дополнительная общеразвивающая программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников / авт.сост. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова,) в старшей группе (5-6 лет) 1 занятие в неделю, в подготовительной группе (6-8 лет)
4-5 лет
5-6 лет
6-7(8) лет
3-4 года
Возраст детей
групповая
групповая
групповая
групповая
Форма проведения
20 мин
25 мин
30 мин
15 мин
Максимальная продолжительность занятий
20-40 мин
25-50 мин
30-90 мин
1 пол.дня 30 мин
Максимальная нагрузка в день
объем
30 мин
2 пол.дня Не допускается Не допускается 25 мин
10 занятий
15 занятий
15 занятий
кол-во
10занятий
Максимальная нагрузка в неделю
объем
200 мин/
375 мин /
450 мин/
мин
150 мин/
3ч20мин
6ч15мин
7ч30мин
2ч 30мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
Минимальный перерыв между занятиями

Образовательные области

Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие
Итого (базовая часть):
«Юный эколог»
«Мы живём в России»
Итого (вариативная часть):
Итого всего:

Средняя
Младшая
группа
группа
Виды занятий
К-во Мин. К-во Мин.
Обязательная часть Программы
Ребенок и окружающий мир
ФЭМП
1
15
1
20
Развитие речи
1
15
1
20
Музыка
2
30
2
40
Рисование
1
15
1
20
Лепка/аппликация (чередуются через неделю)
1
15
1
20
Физическая культура в помещении
2
30
2
40
Физическая культура на улице
1
15
1
20
9
135
9
180
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
9
135
9
180

Старшая
группа

Подготовител
ьная группа

К-во

Мин.

К-во

Мин.

1
2
2

25
50
50

1
2
2

30
60
60

2
1
1
2
1
12

50
25
25
50
25
300

2
1
1
2
1
12

60
30
30
60
30
360

1
1
2
14

25
25
50
350

1
2
3
15

30
60
90
450

3.3. Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.
Вид деятельности

Периодичность
Младенческая

1я группа
раннего
возраста

2я группа
раннего
возраста

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Конструктивно

1 раз в неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

Игровая деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Общение и проведение режимных
моментов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурства

отсутствует

отсутствует

отсутствует ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

–

модельная

деятельность

ежедневно ежедневно
1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

ежедневно ежедневно

ежедневно
1 раз в
неделю

ежедневно
1
раз
неделю

Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательно – исследовательская
деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в ежедневно
центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно ежедневно

ежедневно

ежедневно

в

Образовательные
области

Совершенствование
восприятия
Развитие действий с
предметами
Игры-занятия с
дидактическим
материалом
Игры-занятия со
строительным
материалом
Ребенок и окружающий
мир
ФЭМП

3.4. Планирование воспитательно – образовательного процесса на 2023 – 2024 учебный год
Младенческая 1я группа
2я группа
Младшая
Средняя группа Старшая
Подготовительная
группа
раннего
раннего
группа
группа
группа
возраста
возраста
Нед Мес Год Нед Мес Год Нед Мес Год Нед Мес Год Нед Мес Год Нед Мес Год Нед Мес Год
Познавательное развитие
1
4
36
1

4

36

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

4

36

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

4

36

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

4

36

-

-

-

-

-

-

1

4

36

1

4

36

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

4

36

1

4

36

8

72

8

72

4

36

2

8

72

2

8

72

-

-

-

-

-

-

-

-

8
4
4

72
36
36

2
1
1

8
4
4

72
36
36

2
1
1

8
4
4

72
36
36

2

2

Речевое развитие
Развитие речи

1

4

36

3

Музыкальное
воспитание
Музыка
Рисование
Лепка/конструирование
Лепка/аппликация

1

4

36

2

108 2
8
72 1
4
36 1
Художественно-эстетическое развитие
8
72
2
8
72
-

-

-

-

-

-

12

-

1
1
-

4
4
-

36
36
-

2
1
1

8
4
4

72
36
36

2
1
1

Развитие движений
Физическая культура в
помещении
Физическая культура на
улице

1
-

4
-

36
-

2
-

8
-

72
-

-

-

-

-

-

-

Физическое развитие
2
8
72
2
8

72

2

8

72

2

8

72

2

8

72

-

36

1

4

36

1

4

36

1

4

36

-

-

1

4

Социально-коммуникативное развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов
Итого(обязательная
5
20 180 9
36 324 9
36 324 9
36 324 9
36 324 12 48 432 12
48
432
часть):
Недельная нагрузка
35 мин
1ч 30мин
1ч 30мин
2ч 15мин
3ч
5ч
6ч
(обязательная часть)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
«Юный эколог»
1
4
36
1
4
36
«Мы живём в России!»
1
4
36
2
8
72
Итого (вариативная
2
8
72
3
12
108
часть):
Недельная нагрузка
1ч 15мин
1ч 30мин
(вариативная часть)
Итого:
5
20 180 9
36 324 9
36 324 9
36 324 9
36 324 14 56 504 15
60
540
Недельная нагрузка:
35 мин
1ч 30мин
1ч 30мин
2ч 15мин
3ч
6ч 15мин
7ч 30мин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».