Биология 10-11

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Биология» 10-11 класс
авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
( по 1 ч. в неделю, 68 ч. в год)

Составитель
Учитель Загорская С.Н.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
 реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
 признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
 сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в
области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми
проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по
биологии являются:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты освоения программы по биологии представлены в содержании курса
по разделам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
Раздел 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 ч)
Тема
1.1
КРАТКАЯ
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
БИОЛОГИИ.
СИСТЕМА
БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (1ч)
Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Роль
биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной
системы мира. Система биологических наук.
Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система
биологических наук».
Основные понятия. Биология. Жизнь.
Тема 1.2 СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2 ч)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно
организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.
Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания
живой природы.
Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания
живой материи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащийся должен:
-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения; -оценивать вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
-выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
-иметь представление об уровневой организации живой природы;
-приводить доказательства уровневой организации живой природы;
-представлять основные методы и этапы научного исследования;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
Раздел 2 КЛЕТКА (10 ч)
Тема 2.1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1ч) Развитие знаний о
клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М.
Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной
теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Демонстрация.
Схема «Многообразие клеток».
Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (4ч)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства
происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических
элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в
жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего
живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических
веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и
высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды,
полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе»,
«Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов.
Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение
молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки,
нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
Тема 2.3 СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТОК (3ч)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая
сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных
частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе.
Строение бактериальной клетки.
Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной
клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической
клетки».
Лабораторные и практические работы.
Сравнение строения клеток растений и животных (можно в форме таблицы) *.
Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.
Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы.
Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.
Тема 2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1ч)
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген.
Биосинтез белка.
Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка». Основные понятия.
Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.
Тема 2.5 ВИРУСЫ (1ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в
природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Профилактика СПИДа.
Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа». Основные
понятия. Вирус, бактериофаг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащийся должен:
-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
-характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании
современной естественно-научной картины мира;
-знать историю изучения клетки;
-иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной,
функциональной и генетической единице живого;
-приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых
организмов;
-сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и
формулировать выводы на основе сравнения;
-представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
-проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки,
сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
-пользоваться современной цитологической терминологией;
-иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
-обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧинфекции);
-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку
зрения;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
Раздел 3 ОРГАНИЗМ (18 ч)
Тема 3.1 ОРГАНИЗМ - ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
(1ч)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии
одноклеточных организмов.
Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ (2ч)
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических
веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных,
растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. Демонстрация. Схема «Пути
метаболизма в клетке».
Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ.
Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.
Тема 3.3 РАЗМНОЖЕНИЕ (4ч)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения.
Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и
растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.
Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого
размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого
размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы
и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение.
Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
Тема 3.4 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (2 ч)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.
Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека. Периоды постэмбрионального развития.
Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие».
Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия
влияния негативных факторов среды на развитие организма.
Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом).
Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние
курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность
жизни.
Тема 3.5 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (7ч)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о
закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.
Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования.
Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание.
Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации.
Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания;
сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом.
Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов
на организм человека.
Лабораторные и практические работы Составление простейших схем скрещивания*.
Решение элементарных генетических задач*.
Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический
метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования
признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория
наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы.
Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные
факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Тема 3.6 ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ (2ч)
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции.
Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные
достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование.
Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых
исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних
животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных
продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области
биотехнологии.
Экскурсия Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма,
селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).
Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология.
Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащийся должен:
-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
-иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен
веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
-выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать
биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое
и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и
непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и
формулировать выводы на основе сравнения;
-понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и
изменчивости;
-характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в
формировании современной естественно-научной картины мира;
-решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания;
пользоваться современной генетической терминологией и символикой;
-приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и
эмбриологии;
-объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
-характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные
виды мутаций;
-обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
-выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
-иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений;
-характеризовать основные методы и достижения селекции;
-оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
-овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их
результаты;
-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку
зрения;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
Заключение (1 ч)
Резервное время - 2ч.

11 КЛАСС
Раздел 1. ВИД (20ч)
Тема 1.1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.
Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной
естественно-научной картины мира.
Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции,
фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов
культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и
индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 1.2 СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (8 ч)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая
теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция,
естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный
отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.
Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления
эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания
видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы
эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития
позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие
приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и
другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и
происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.
Экскурсия
Многообразие видов (окрестности школы).
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный
процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор.
Способы и пути видообразования.
Тема 1.3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о
происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых
организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция
растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну
различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция.
Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в
процессе эволюции.
Тема 1.4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс
Млекопитающие,
отряд
Приматы,
род
Люди).
Эволюция
человека,
основные
этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты
человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы
антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен:
-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
-понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
-выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);
-объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
-приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
-уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
-решать элементарные биологические задачи;
-описывать особей видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания;
-сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;
-анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать
свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни,
проблемы происхождения человека;
-овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их
результаты;
-находить биологическую информацию в разных источниках;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)
Тема 2.1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические,
биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических
факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм,
хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые
организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и
антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 2.2 СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращения
энергии
в
экосистемах.
Причины
устойчивости
и
смены
экосистем.
Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного
сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды;
круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.
Экскурсия
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы,
редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 2.3 БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на
примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере»,
«Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых
организмов биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное
вещество. Биомасса Земли.
Тема 2.4 БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия
деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы
и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия
деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников
России.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное
природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 ч)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен:
-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать
роль
биологии
в
формировании
научного
мировоззрения;
-выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем, биосферы) и процессов
(круговорот
веществ
и
превращения
энергии
в
экосистемах
и
биосфере);
-обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах,
о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и
превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);
-понимать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере;
-понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;
-развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять
приспособления у организмов, антропогенные изменения в экосистемах;
-объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
-приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи;
-составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на
биологических моделях;

-сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и
формулировать выводы на основе сравнения;
-обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;
-анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные
экологические проблемы;
-аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;
-уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
-овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их
результаты;
-находить биологическую информацию в разных источниках;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Календарно - тематическое планирование 10 класс
Общая биология.
№ п/п

Тема

Примерные
сроки

Виды деятельности учащихся

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3ч)
1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1ч)
1
Краткая история
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
развития
темы. Объясняют роль биологии в формировании
биологии.
научного мировоззрения. Оценивают вклад различных
Система
ученых-биологов в развитие науки биологии, вклад
биологических
биологических теорий в формирование современной
наук
естественно-научной картины мира. Устанавливают связи
биологии с другими науками. Готовят сообщения
(доклады, рефераты, презентации) о вкладе выдающихся
ученых в развитие биологии. Работают с электронным
приложением
1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2ч)
2
Сущность
и
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
свойства живого.
темы. Выделяют существенные признаки живой природы
и биологических систем (клетки, организма, вида,
3
Уровни
экосистемы). Характеризуют основные свойства живого.
организации
и
Объясняют основные причины затруднений, связанных с
методы познания
определением понятия «жизнь». Объясняют различия и
живой природы.
единство живой и неживой природы. Приводят примеры
систем разного
уровня организации. Приводят
доказательства уровневой организации и эволюции
живой природы. Определяют основные методы познания
живой природы. Готовят презентацию или стенд на тему
«Современное научное оборудование и его роль в
решении
биологических
задач».
Работают
с
иллюстрациями учебника. Работают с электронным
приложением
Раздел 2. Клетка (11ч)
2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1ч)
4
Клеточная теория
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
темы. Определяют предмет, задачи и методы
исследования цитологии как науки. Характеризуют
содержание клеточной теории. Объясняют вклад
клеточной теории в формирование современной
естественно-научной картины мира; вклад ученых —
исследователей клетки в развитие биологической науки.
Приводят доказательства родства живых организмов с
использованием положений клеточной теории. Работают
с иллюстрациями учебника. Работают с электронным

приложением
2.2. Химический состав клетки (4ч)
5
Химический
состав клетки.
Неорганические
вещества.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
темы. Приводят доказательства (аргументация) единства
живой и неживой природы на примере сходства их
химического состава. Сравнивают химический состав тел
живой и неживой природы и делают выводы на основе
сравнения. Характеризуют особенности строения,
свойства и роль неорганических и органических веществ,
6
Липиды и их
входящих в состав живых организмов. Устанавливают
функции.
причинно-следственные связи между химическим
строением, свойствами и функциями веществ на основе
7
Углеводы и
текстов и рисунков учебника. Приводят примеры
белки.
органических веществ (углеводов, липидов, белков,
нуклеиновых кислот), входящих в состав организмов,
8
Нуклеиновые
мест их локализации и биологической роли. Работают с
кислоты.
иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи.
Выполняют
лабораторные,
практические
и
исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с
электронным приложением
2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3ч)
9
Эукариотическая
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
клетка. Пр/р. №1
темы.
Характеризуют
клетку
как
структурно«Сравнение
функциональную
единицу
живого.
Выделяют
строения клеток
существенные признаки строения клетки, ее органоидов,
растений и
ядра, мембраны, хромосом, доядерных и ядерных клеток,
животных»
клеток растений, животных и грибов. Сравнивают
особенности строения доядерных и ядерных клеток,
клеток растений, животных и грибов и делают выводы на
10
Клеточное ядро.
основе
сравнения.
Устанавливают
причинноХромосомы.
следственные связи между строением и функциями
биологических систем на примере клетки, ее органоидов
11
Прокариотическая
и
выполняемых
ими
функций.
Работают
с
клетка.
иллюстрациями учебника. Пользуются цитологической
терминологией. Обосновывают меры профилактики
бактериальных заболеваний. Выполняют лабораторные,
практические и исследовательские работы по изучаемой
теме. Работают с электронным приложением
2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1ч)
12
Реализация
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
наследственной
темы.
Выделяют
фундаментальный
процесс
в
информации в
биологических системах — реализация информации в
клетке
клетке. Выделяют существенные признаки генетического
кода. Описывают и сравнивают процессы транскрипции и
трансляции. Объясняют роль воспроизведения и
передачи наследственной информации в существовании и
развитии жизни на Земле. Решают биологические задачи.
Работают с иллюстрациями учебника. Работают с
электронным приложением
2.5. Вирусы (2ч)
13
Вирусы
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
темы. Выделяют существенные признаки строения и
14
Контрольный
жизненных циклов вирусов. Характеризуют роль вирусов
урок по теме:
как возбудителей болезней и как переносчиков
«Клетка»
генетической
информации.
Обосновывают
меры
профилактики
вирусных
заболеваний.
Находят
информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в

различных источниках, анализируют и оценивают ее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с иллюстрациями
учебника. Работают с электронным приложением
Раздел 3. Организм (20 ч)
3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)
15
Организм
—
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
единое целое.
темы. Выделяют существенные признаки одноклеточных
и
многоклеточных
организмов.
Сравнивают
одноклеточные, многоклеточные организмы и колонии
одноклеточных организмов и делают выводы на основе
сравнения. Работают с электронным приложением
3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2ч)
16
Энергетический
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
обмен.
темы. Характеризуют фундаментальные процессы в
биологических системах — обмен веществ и
превращение энергии. Выделяют существенные признаки
17
Пластический
процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивают
обмен.
пластический и энергетический обмены и делают выводы
на основе строения. Сравнивают организмы по типу
питания и делают выводы на основе сравнения.
Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют
световую и темновую фазы фотосинтеза. Работают с
иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи.
Находят информацию по изучаемой теме в различных
источниках,
анализируют
и
оценивают
ее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с электронным
приложением
3.3. Размножение (4ч)
18
Деление клетки.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
Митоз.
темы. Выделяют существенные признаки процесса
деления клетки. Характеризуют биологическое значение
и основные фазы митоза, используя рисунки учебника.
19
Размножение:
Выделяют
существенные
признаки
процессов
половое и
размножения и оплодотворения. Описывают способы
бесполое.
вегетативного
размножения.
Приводят
примеры
20
Половое
организмов, размножающихся бесполым и половым
размножение.
путем. Характеризуют биологическое значение и
Мейоз.
основные фазы мейоза, используя рисунки учебника.
Характеризуют стадии образования половых клеток,
21
Оплодотворение,
используя схему учебника. Объясняют биологическую
его биологическое
сущность оплодотворения. Характеризуют особенности
значение
двойного оплодотворения у растений. Определяют
значение искусственного оплодотворения. Сравнивают
митоз и мейоз, яйцеклетки и сперматозоиды,
сперматогенез и овогенез, половое и бесполое
размножение и делают выводы на основе сравнения.
Работают
с иллюстрациями
учебника. Решают
биологические задачи. Участвуют в дискуссии по
изучаемой теме. Работают с электронным приложением
3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2ч)
22
Индивидуальное
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
развитие
темы. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают
организмов.
особенности индивидуального развития человека.

Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие
зародыша. Объясняют отрицательное влияние алкоголя,
23
Онтогенез
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека.
человека; причины нарушений развития организмов.
Анализируют и оценивают целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению
к своему здоровью, последствия влияния факторов риска
на здоровье. Обосновывают меры профилактики вредных
привычек.
Сравнивают
эмбриональный
и
постэмбриональный периоды индивидуального развития,
прямое и непрямое развитие и делают выводы на основе
сравнения. Работают с иллюстрациями учебника.
Работают с электронным приложением
3.5. Наследственность и изменчивость (9ч)
24
Основные
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
понятия и методы
темы. Определяют основные задачи современной
генетики.
генетики. Характеризуют содержание закономерностей
наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной
теории наследственности; современных представлений о
гене и геноме, закономерностей изменчивости.
Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие
биологической науки, значение установленных ими
25
Первый и второй
закономерностей в формирование современной
законы
естественнонаучной картины мира; причины
Г.Менделя. Пр/р.
наследственных и ненаследственных изменений.
№2 «Составление
Приводят доказательства родства живых организмов на
простейших схем
основе положений генетики. Пользуются генетической
скрещивания».
терминологией и символикой. Решают элементарные
26
Дигибридное
генетические задачи. Составляют элементарные схемы
скрещивание.
скрещивания. Выявляют источники мутагенов в
Третий закон
окружающей среде (косвенно). Проводят элементарные
Г.Менделя.
биологические исследования и делают выводы на основе
полученных результатов. Объясняют влияние мутагенов
27
Пр/р. №3
на организм человека, возникновение наследственных
«Решение
заболеваний, мутаций. Устанавливают взаимосвязь
элементарных
генотипа человека и его здоровья. Оценивают значение
генетических
здорового образа жизни как наиболее эффективного
задач».
метода профилактики наследственных заболеваний.
Характеризуют роль медикогенетического
28
Хромосомная
консультирования для снижения вероятности
теория
возникновения наследственных заболеваний. Работают с
наследственности
иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи.
29
Современные
Находят информацию по изучаемой теме в различных
представления о
источниках, анализируют и оценивают ее,
гене и геноме.
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
30
Генетика пола.
реферат, обзор, портфолио). Выполняют лабораторные,
практические и исследовательские работы по изучаемой
31
Изменчивость:
теме. Работают с электронным приложением
наследственная и
ненаследственная.
32
Генетика и
здоровье
человека.
3.6. Основы селекции. Биотехнология (2ч)
33
Селекция:
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
основные методы
темы. Определяют главные задачи и направления

и достижения.
Биотехнология.

34

Контрольный
урок по теме:
«Организм»

№ п/п

Тема

современной селекции. Характеризуют вклад Н. И.
Вавилова в развитие биологической науки. Оценивают
достижения и перспективы отечественной и мировой
селекции. Характеризуют методы селекционной работы.
Сравнивают массовый и индивидуальный отбор.
Выделяют
существенные
признаки
процесса
искусственного отбора. Оценивают достижения и
перспективы развития современной биотехнологии.
Анализируют и оценивают этические аспекты некоторых
исследований в области биотехнологии. Работают с
иллюстрациями учебника. Находят информацию по
изучаемой теме в различных источниках, анализируют и
оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных
формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая
справка, реферат, обзор, портфолио). Выполняют
практические и исследовательские работы по изучаемой
теме. Работают с электронным приложением

Календарно - тематическое планирование 11 класс
Примерные
сроки

Виды деятельности учащихся

Раздел 1. Вид (20ч)
1.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4ч)
1
Развитие
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
биологии в
темы. Оценивают вклад различных ученых в развитие
додарвиновский
биологи ческой науки. Оценивают предпосылки
период. Работы К.
возникновения учения Ч. Дарвина. Характеризуют
Линнея.
содержание эволюционной теории Ч. Дарвина.
Сравнивают
определенную
и
неопределенную
2
Учение
изменчивость, искусственный и естественный отбор,
Ж.Б.Ламарка.
формы борьбы за существование и делают выводы на
3
Предпосылки
основе сравнения. Работают с иллюстрациями учебника.
возникновения
Работают с электронным приложением
учения
Ч.Дарвина.
4
Эволюционная
теория Ч.Дарвина.
Тема 1.2 СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (8ч)

5

6

7
8

Вид: критерии и
структура. Пр/р.
№4 «Выявление
приспособлений
организмов к
среде обитания».
Популяция –
структурная и
эволюционная
единица вида.
Факторы
эволюции.
Естественный
отбор – главная

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
темы.
Объясняют вклад эволюционной теории в формирование
современной естественно-научной картины мира.
Определяют критерии вида. Описывают особей вида по
морфологическому критерию.
Характеризуют популяцию как структурную единицу
вида и единицу эволюции, процессов естественного
отбора, формирования приспособленности, образования
видов. Характеризуют основные факторы эволюции.
Сравнивают пространственную и экологическую
изоляцию, формы естественного отбора и делают выводы
на основе сравнения. Характеризуют основные адаптации
организмов к условиям обитания. Сравнивают основные

движущая сила
способы и пути видообразования, биологический
эволюции.
прогресс и регресс и делают выводы на основе сравнения.
Объясняют причины эволюции, изменяемости видов.
9
Адаптация
Приводят доказательства родства живых организмов на
организмов как
основе положений эволюционного учения. Доказывают,
результат
что сохранение многообразия видов является основой
действия
устойчивого развития биосферы. Приводят основные
естественного
доказательства эволюции органического мира.
отбора.
Решают биологические задачи.
10
Видообразование.
Работают с иллюстрациями учебника.
11
Многообразие
Выполняют лабораторные, практические и
видов - основа
исследовательские работы по изучаемой теме.
устойчивости
Работают с электронным приложением
биосферы.
12
Доказательства
эволюции
органического
мира.
1.3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3ч)
13
Развитие
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
представлений о
темы.
происхождении
Анализируют и оценивают различные гипотезы
жизни на Земле.
происхождения жизни. Характеризуют основные этапы
биологической
эволюции
на
Земле.
14
Современные
Участвуют в дискуссии по обсуждению гипотез
представления о
происхождения жизни и аргументируют свою точку
происхождении
зрения.
жизни.
Работают
с
иллюстрациями
учебника.
15
Развитие жизни
Находят
информацию
по
изучаемой
теме
в
различных
на Земле
источниках,
анализируют
и
оценивают
ее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с электронным
приложением
1.4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 ч)
16
Гипотезы
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
происхождения
темы.
человека.
Анализируют и оценивают различные гипотезы
происхождения человека. Определяют положение
17
Положение
человека в системе животного мира. Аргументировано
человека в
доказывают принадлежность человека к определенной
системе
систематической группе. Выявляют признаки сходства
животного мира.
зародышей человека и других млекопитающих как
18
Эволюция
доказательство их родства. Характеризуют основные
человека.
этапы антропогенеза. Аргументируют свою точку зрения
19
Человеческие
в ходе дискуссии по обсуждению проблемы
расы.
происхождения человека. Знакомятся с механизмом
20
Контрольный
расообразования, отмечая единство происхождения рас.
урок по теме.
Приводят аргументированную критику антинаучной
сущности расизма. Находят информацию по изучаемой
теме в различных источниках, анализируют и оценивают
ее, интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с иллюстрациями
учебника. Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские
работы
по
изучаемой
теме.
Работают с электронным приложением

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)
2.1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ч)
21
Организм и среда.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
Экологические
темы.
факторы.
Определяют основные задачи современной экологии.
Различают основные группы экологических факторов
22
Абиотические
(абиотических, биотических, антропогенных). Объясняют
факторы среды.
закономерности влияния экологических факторов
23
Биотические
на организмы. Характеризуют основные абиотические
факторы среды.
факторы (температуру, влажность, свет). Описывают
основные биотические факторы, на конкретных примерах
демонстрируют
их
значение.
Оценивают
роль
экологических
факторов
в
жизнедеятельности
организмов.
Приводят доказательства взаимосвязей организмов и
окружающей среды. Решают биологические задачи.
Находят информацию по изучаемой теме в различных
источниках,
анализируют
и
оценивают
ее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с иллюстрациями
учебника. Работают с электронным приложением
2.2 СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 ч)
24
Структура
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
экосистем.
темы.
Определяют
структуру
экосистемы
(пространственную, видовую, экологическую). Дают
25
Круговорот
характеристику продуцентам, консументам, редуцентам.
веществ и энергии
Выделяют существенные признаки экосистем, процесса
в экосистемах.
круговорота веществ и превращений энергии в
Пр/р. №5 «Цепи
экосистемах.
питания в
Объясняют причины устойчивости и смены экосистем.
экосистеме».
Характеризуют влияние человека на экосистемы.
26
Причины
Сравнивают искусственные и естественные экосистемы.
устойчивости и
Делают
выводы
на
основе
сравнения.
смены экосистем.
Составляют
элементарные
схемы
переноса
веществ
и
27
Влияние человека
энергии
в
экосистемах
(цепи
и
сети).
на экосистемы.
Находят информацию по изучаемой теме в различных
источниках,
анализируют
и
оценивают
ее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Решают биологические
задачи.
Работают
с
иллюстрациями
учебника.
Выполняют
лабораторные,
практические
и
исследовательские
работы
по
изучаемой
теме.
Работают с электронным приложением
2.3 БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)
28
Биосфера –
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
глобальная
темы.
экосистема.
Характеризуют и сравнивают основные типы вещества
биосферы.
29
Роль живых
Характеризуют содержание учения В. И. Вернадского
организмов в
о биосфере, его вклад в развитие биологической науки.
биосфере.
Приводят доказательства единства живой и неживой
природы, используя знания о круговороте веществ в
биосфере. Характеризуют роль живых организмов в
биосфере.
Выделяют существенные признаки процесса круговорота

веществ и превращений энергии в биосфере.
Принимают участие в дискуссии по теме «Вечна ли
биосфера?», аргументировано высказывают собственное
мнение.
Находят информацию по изучаемой теме в различных
источниках,
анализируют
и
оценивают
ее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Решают биологические
задачи.
Работают
с
иллюстрациями
учебника.
Выполняют
лабораторные,
практические
и
исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с
электронным приложением
2.4 БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 ч)
30
Биосфера и
человек.
31
Основные
экологические
проблемы
современности.
32
Пути решения
экологических
проблем.
33
Контрольный
урок по теме.

34

Повторение
основных
вопросов за курс
средней школы.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения
темы.
Анализируют и оценивают современные глобальные
экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
биологическую
информацию
о
глобальных
экологических проблемах, получаемую из разных
источников; целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к окружающей
среде.
Выдвигают гипотезы о возможных последствиях
деятельности
человека
в
экосистемах.
Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссий по
обсуждению экологических проблем. Представляют
результаты
своего
исследования
(проекта).
Обосновывают правила поведения в природной среде.
Раскрывают
проблемы
рационального
природопользования, охраны природы: защиты от
загрязнений, сохранения естественных биогеоценозов и
памятников
природы,
обеспечение
природными
ресурсами населения планеты. Находят информацию по
изучаемой теме в различных источниках, анализируют и
оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных
формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая
справка,
реферат,
обзор,
портфолио).
Работают
с
иллюстрациями
учебника.
Решают
биологические
задачи.
Выполняют
лабораторные,
практические
и
исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с
электронным приложением


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».