2. Основные задачи и функции классного руководителя: 2.1. Основными задачами классного руководителя являются: - формирование и развитие коллектива класса; - создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; - формирование здорового образа жизни; - организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; - защита прав и интересов обучающихся; - организация системной работы с обучающимися в классе; - гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; - формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; - организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. 2.2. К основным функциям классного руководителя относятся: а) аналитическая: - изучение индивидуальных особенностей обучающихся; - выявление специфики и динамики развития классного коллектива; - анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка; - анализ и оценка уровня воспитанности обучающихся и всего классного коллектива; - изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса. б) организационно-педагогическая: - организация и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся; - установление связи школы и семей обучающихся; - организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями, социальными партнерами. в) коммуникативная: - развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися; - установление оптимальных взаимоотношений «учитель-обучающийся»; - создание общего благоприятного психологического климата в коллективе; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. г) организационно-координирующая: - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; - установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через педагога-психолога, педагога дополнительного образования); - проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; - взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - защита прав обучающихся; - организация индивидуальной работы с обучающимися; - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественнозначимой деятельности обучающихся, в организации деятельности ученического самоуправления; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; - содействии в получении обучающимися дополнительного образования посредством включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, и т.п.) как в образовательной организации, так и в учреждениях дополнительного образования; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; - участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики; - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя); - организации взаимодействия с заместителями руководителя по безопасности жизнедеятельности, Советом профилактики о фактах противоправного поведения учащихся (драки, систематическое нарушение дисциплины и др.), признаках, свидетельствующих о возможной вовлеченности несовершеннолетнего обучающегося в криминальные субкультуры, организации экстремистской направленности и террористического характера, неформальные молодежные объединения противоправной направленности; - классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. д) прогностическая: - прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся, этапов формирования классного коллектива; - прогнозирование результатов своей воспитательной деятельности; - построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом. е) контрольная: - контроль за успеваемостью каждого обучающегося; - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 3. Формы работы классного руководителя с учащимися: Выбор конкретных форм работы с классным коллективом является прерогативой классного руководителя. Классный руководитель определяет формы работы в зависимости от видов и направлений внеурочной деятельности обучающихся, отраженных в соответствующей программе с учетом принципов организации образовательного процесса, возможностей, интересов и потребностей обучающихся, внешних условий. 4. Обязанности классного руководителя: 4.1. Классный руководитель: - ведет документацию класса, предоставляя администрации школы статистическую информацию и сведения об успеваемости и посещаемости обучающихся; - организует деятельность обучающихся по соблюдению положений Устава и локальных актов школы; - ведет совместную деятельность с педагогами-предметниками, родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами служб сопровождения, организациями и учреждениями в целях обеспечения эффективности образовательного процесса, оптимального функционирования и развития классного коллектива; - согласовывает единство предъявляемых к обучающимся требований; - изучает индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе; - отслеживает и своевременно выявляет девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществляет необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информирует об этом администрацию школы; - пропагандирует здоровый образ жизни, работает по организации горячего питания; - регулярно информирует родителей (законных представителей) об успехах или неудачах обучающихся, созывает плановые и внеплановые родительские собрания, направляет деятельность классного родительского комитета; - координирует работу учителей–предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе; - разрабатывает программу внеурочной деятельности обучающихся с учетом общешкольных программ духовно-нравственного развития и воспитания и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - в необходимых случаях способствует разрешению конфликтных или неблагоприятных ситуаций и обеспечению нормального функционирования ученического коллектива; - планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе; - ведет документацию по классу (личные дела обучающихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности обучающихся, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т. д.). 4.2. В обязанности классного руководителя по организации деятельности классного коллектива входит: - организация учебно-воспитательного процесса в классе; вовлечение обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллектива: факультативы, кружки, секции, клубы, детские общественные объединения и организации школы; - организация деятельности классного коллектива, каждого обучающегося в соответствии с программой внеурочной деятельности; - работа с активом класса; - забота о заболевших обучающихся, пропустивших много уроков (организация помощи в учебе, обеспечение внимательного отношения к ним со стороны одноклассников); - организация дежурства по классу; - организация дежурства класса по школе. 4.3. Классный руководитель контролирует: - посещаемость учебных занятий; - успеваемость обучающихся; - соблюдение обучающимися правил пользования учебными кабинетами; - ведение дневников обучающихся; - занятость обучающихся во внеурочной деятельности. 4.4. Классный руководитель проводит работу с родителями (законными представителями) по поводу успеваемости и посещаемости обучающихся, их поведения и взаимоотношений с одноклассниками. 4.5. Классный руководитель должен повышать свой квалификационный уровень в области педагогики и психологии. 4.6. Классный руководитель должен соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий; 4.7. Классный руководитель несет персональную ответственность за сокрытие фактов противоправного поведения обучающихся. 5. Права классного руководителя: Классный руководитель имеет право: 5.1. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей. 5.2. Координировать работу учителей-предметников, работающих с обучающимися данного класса. 5.3. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся. 5.4. Выносить на рассмотрение Совета школы, педагогического совета, администрации школы, родительского комитета, органов школьного самоуправления предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени. 5.5. Получать своевременную методическую и организационно – педагогическую помощь от руководства школы, а так же органов самоуправления. 5.6. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учетом основных принципов общешкольного планирования. 5.7. Приглашать родителей (законных представителей) обучающихся в школу для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учеников класса. 5.8. Вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам воспитательной деятельности. 6. Организация работы классного руководителя: 6.1.Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения. 6.2.Работа классного руководителя с классом и отдельными обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой: Классный руководитель еженедельно: - проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю; - проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы; - организует работу с родителями; - решает хозяйственные вопросы в классе. Классный руководитель ежемесячно: - посещает уроки в своем классе; - проводит консультации с педагогм-психологом и отдельными учителями; - организует заседания родительского комитета класса; - организует работу классного актива. Классный руководитель ежегодно: - оформляет личные дела обучающихся; - анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года; - составляет план воспитательной работы классного руководителя; - собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, посещаемость, трудоустройство выпускников, занятость во внеурочной деятельности и пр.). 6.3. Классный час проводится классным руководителем в произвольной форме. 6.4. Количество воспитательных мероприятий в классе, значимых для развития классного коллектива, не должно быть менее двух в месяц. 6.5. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 6.6. Классный руководитель по требованию администрации школы готовит и предоставляет отчеты различной формы о классе и собственной работе. 6.7. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании педагогического или методического совета школы. 6.8. Классный руководитель принимает активное участие в работе методического объединения классных руководителей. 7. Документация классного руководителя 7.1. План воспитательной работы. Структура плана воспитательной работы: 1. Характеристика класса как коллектива, межличностных отношений, связей и отдельных обучающихся. 2. Анализ жизнедеятельности класса за прошлый учебный год (анализ воспитательной работы за прошлый учебный год классный руководитель проводит в соответствии с утвержденным мониторингом). 3. Анализ социальной среды, в которой живут воспитанники (источники положительных и отрицательных влияний, пути и способы устранения последних). 4. Миссия школы, ее образовательные цели: - Ценности, цели и задачи воспитательной системы школы; - Методические, организационные, педагогические принципы, положенные в основу взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в данном классе; - Задачи классного руководителя на текущий учебный год. 5. Организация школьной воспитательной деятельности и общения (перечень конкретных мероприятий по направлениям деятельности). 6. Организация внеурочной воспитательной работы и дополнительного образования детей (занятость обучающихся во внеурочной деятельности). 7. Работа с родителями (законными представителями). 8. Тематические классные часы (программа психолого-педагогического просвещения обучающихся). 9. Достигнутые и ожидаемые результаты. 7.2. Протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для их подготовки. 8. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. 8.1. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). 8.2.Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).