Д.О. Учебный план 2024-2025 Кузбасский

Пояснительная записка к учебному плану
1.1.Нормативно – правовая база.
Учебный план дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ» 2024 – 2025
учебный год разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП),
утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25
ноября 2022г. №1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28
декабря 2022г., регистрационный №71847)
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14
ноября
2013
г.,
регистрационный
№
30384)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013
г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
2

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования».
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно –
телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
- Инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03 2000 г.
№65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения».
- Устав МБОУ «Кузбасская СОШ»
- Локальные акты МБОУ «Кузбасская СОШ», регламентирующие воспитательно –
образовательный процесс.
Учебный план дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ» является
нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём
учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной
деятельности.
1.2.Программно целевые основания, положенные в основу учебного плана
дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ».
Предлагаемый учебный план – это комплексное решение задач по охране и укреплению
психического и физического здоровья детей, всестороннему воспитанию, гармоничному
развитию личности ребёнка, коррекции нарушений в развитии, на основе организации
разнообразных видов детской деятельности.
Ведущая цель учебного плана – это создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития
психических и физических качеств, подготовки ребёнка к жизни в современном обществе. Эти
цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности путем взаимодействия
всех участников педагогического процесса, использования инновационных и эффективных
форм и методов работы с детьми.
В соответствии с ФОП ДО должно быть обеспечено развитие детей дошкольного
возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
В учебном плане предусмотрены закономерности и особенности распределения учебной
нагрузки для детей в возрасте от 1,5 до 7 (8) лет.
Содержание и структура учебного плана определяется ФОП ДО, ФГОСДО, целями и
задачами образовательной деятельности МБОУ «Кузбасская СОШ», годовым комплексно –
тематическим планом работы МБОУ «Кузбасская СОШ».
Учебный план дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ» является
номинально – составной частью образовательной программы дошкольного образования МБОУ
«Кузбасская СОШ».
Учебный год начинается с 2 сентября 2024г. и заканчивается 30 мая 2025г. Дошкольные
группы работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный план составлен из расчета 37
недель и не превышает максимально допустимый объем общей нагрузки, рационально
распределяет время, отводимое на освоение основной образовательной программы.
В 2024 - 2025 учебном году в МБОУ «Кузбасская СОШ» функционирует 3 группы:

Группа раннего возраста (от 1,5 – 3 лет) – 1 группа

Разновозрастная группа (от 3– 5лет) – 1 группа

Разновозрастная группа (от 5 - 7лет) - 1 группа
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по Федеральной
образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО.
Учебный план соотвествует Уставу МБОУ «Кузбасская СОШ», образовательной
программе дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ» и парциальным
программам:
3

- «Юный зколог» (дополнительная общеразвивающая программа экологического
воспитания в детском саду / авт.-сост. С.Н.Николаева) – (5-8 лет) 1 занятие в неделю.
- «Мы живём в России» (дополнительная общеразвивающая программа по гражданскопатриотическому воспитанию дошкольников / авт.-сост. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова,) - (38лет) 1 занятие в неделю.
- «Рисуй со мной» (дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетического развития детей раннего возраста / авт.-сост. Е.А.Дудко) - (1-3 лет) в режиме
В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО в ДОУ обеспечивается право ребёнка на
качественное образование, учитываются возможности и потребности детей, обеспечение
равного доступа к образованию для всех воспитанников с учётом образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Цель деятельности учреждения: разностороннее развитие ребёнка в период
дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Основными задачами учреждения являются:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного
доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной)
частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным
учреждением:
инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного
времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного
образования.
вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта
часть Учебного плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает
вариативность образования, отражает специфику образовательного учреждения, позволяет
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
4

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие
воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества
организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области,
которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных учреждений.
Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной
деятельностью составляют не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой
работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с
образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое
развитие детей. Домашние задания детям не задаются.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее
50% общего времени образовательной деятельности. Третье занятие по физическому развитию
проводится на прогулке
Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной
части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия
педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей,
взаимодействия с семьями воспитанников.
Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает
наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой
возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного
психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости;

принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых
формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию дошкольников;

принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Количество и продолжительность занятий устанавливается в соответствии СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного
врача от 28.09.2020 № 28
Продолжительность занятий:
5

- для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
-для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7(8) лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группе раннего возраста не превышает 20 минут,
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 50 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на непосредственную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – не
менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет
не более 25 – 30 минут в день. В занятия статического характера проводятся физкультурные
минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с детьми от 1,5 до 3 лет – подгрупповая, с 3 до 7 лет (8) фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, групповая.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности в дошкольных группах МБОУ «Кузбасская СОШ»
предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (занятия, развлечения)
формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и
расписание занятий соответствуют виду и направлению МБОУ «Кузбасская СОШ».
Парциальные программы являются дополнением к Федеральной образовательной
программе ДО и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные
праздники, экскурсии и др.
1.3.Характеристика структуры учебного плана.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (далее – ФОП), утверждённой приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25 ноября 2022г. №1028 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 28 декабря 2022г., регистрационный №71847), в структуре учебного
плана дошкольного образования МБОУ «Кузбасская СОШ»выделены две части: обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть
реализуется через обязательные занятия. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности
учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности.
В Плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений:
- обязательная часть - не менее 60 %
- часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40 %.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28.
6

Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества
занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной
части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Реализация физического и
художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий.
Образовательная деятельность по физической культуре и музыке проводится со всей группой.
На основе Учебного плана разработано расписание занятий на неделю, не превышающее
учебную нагрузку.
В Расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов
образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со
всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование
умственной и физической нагрузки.
Согласно ФГОС ДО (п.2.6.) содержание образовательной области «Познавательное
развитие» направлена на:

Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной
деятельности;

Освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий,
развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и
способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;

Формирование целостной картины мира, представлений об объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях;

Формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и
многообразии природы родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри
природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде,
воспитание гуманного отношения к природе;

Формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении,
культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и
отечества, многообразии стран и народов мира;

Формирование представлений о количестве, числе, счете, величине,
геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях
этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания;

Формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего
мира, способах их безопасного использования.
Феномен познавательного развития ребенка дошкольного возраста заключается в том,
что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира.
Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир
умом, а маленькие дети эмоциями, чувствами.
Познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста представлено в
следующих направлениях работы:

Сенсорные эталоны и познавательные действия

Математические представления

Окружающий мир

Природа
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
7

и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.. Проведение занятий
по формированию элементарных математических представлений начинается с младшей группы
до подготовительной включительно. Ознакомление с предметным миром, миром природы,
социальным миром происходит на познавательных занятиях в каждой группе еженедельно.
Материал детям предлагается из разных областей: экология, ОБЖ, региональный компонент,
человек в истории и культуре, элементарные естественно-научные представления и пр.
Согласно ФГОС ДО (п.2.6.) содержание образовательной области «Речевое развитие»
включает:
•
Владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
•
Формирование правильного звукопроизношения;
•
Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
•
Развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного
запаса;
•
Развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и
монологической);
•
Ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
•
Развитие речевого творчества;
•
Формирование предпосылок к обучению грамоте.
•
Овладение родным языком и развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
•
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием
окружающего мира, развитием личности в целом.
•
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Еженедельно в каждой группе организуется игровое занятие по речевому развитию, в
подготовительной группе– еженедельно подготовка к обучению грамоте.
Согласно ФГОС ДО (п. 2.6.) содержание образовательной области «Художественноэстетическое развитие» предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира
природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

Становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к
окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;

Формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка,
живопись, театр, народное искусство и другое);

Формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских
музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и
другое);

Освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных
видах искусства;

Реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной
жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);

Развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и
другое).
В соответствии с ФГОС ДО музыкального развития дошкольников реализуется в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Цель музыкального
8

развития детей дошкольного возраста, это развитие их природных задатков, способности
эмоционально воспринимать музыку. Музыка является одним из богатейших и действенных
средств эстетического воспитания, она владеет силой эмоционального воздействия,
воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Дошкольный возраст исключительно важен для последующего овладения
музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для дальнейшего становления
человека, его всеобщего духовного становления. Музыкальная деятельность, музыкальное
искусство содействует нравственному становлению человека, образованию его как личности.
Музыка, оказывая мощное чувствительное влияние на детей, содействует и
умственному становлению ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок
приобретает познания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети
начинают выделять ее самочувствие, чувствительную окраску: веселье, печаль. Помогают
пониманию чувствительного направления музыки и проводимые с детьми особые игры и
упражнения.
В дошкольном возрасте музыкальная деятельность включает такие виды занятий:
слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, игра на детских
музыкальных инструментах.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Культура» и «Красота», что предполагает:

Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);

Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры;

Становление
эстетического,
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка;

Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в
разных видах художественно-творческой деятельности;

Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального
и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Согласно ФГОС ДО (п.2.6.) содержание образовательной области «Физическое
развитие» предусматривает:

Приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности
детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;

Формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве;

Овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег,
прыжки);

Обучение
общеразвивающим
упражнениям,
музыкально-ритмическим
движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр
(баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);

Воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);

Воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за
выдающиеся достижения российских спортсменов;

Приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование
9

представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного
поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает
своевременное физическое развитие.
Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма под
воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для
обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной
клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин
включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на создание условий,
способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития
ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации
задач развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое
воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития,
определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.
Для удовлетворения у детей потребности в двигательной активности проводится по
одному занятию игровой физкультурой в неделю на свежем воздухе в каждой группе
(подвижные игры, соревнования, развлечения, пешие походы-экскурсии и пр.).
Согласно ФГОС ДО (п.2.6) содержание образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлена на:

Усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных
ценностей, принятых в российском обществе;

Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование
готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;

Формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в
организации, региону проживания и стране в целом;

Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и
эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;

Развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции
ребенком собственных действий;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
•
Формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и
природе, социуме и медиа-пространстве (цифровой среде).направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Все эти направления
реализуются в совместной с взрослыми деятельности.
Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и
преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от младшей до
подготовительных групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации содержания
учитываются индивидуальные особенности воспитанников.
Таким образом, учебный план соответствует целям и задачам МБОУ «Кузбасская
СОШ», учитывает требования, предъявляемые – СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения детей и молодёжи к
объёму образовательной нагрузки».
10

3.Базовая часть Программы.
Основная часть учебного плана состоит из федерального компонента и
реализуется через занятия.
3.1. Ранний возраст
Вторая группа детей раннего возраста (1-2-3 года)
Продолжительность 1 занятия – 8-10 мин.

Образовательные
области

Ранний возраст
Виды занятий

К-во

Мин.

Обязательная часть Программы
1
1

10
10

Речевое развитие

ФЭМП
Ознакомление с
окружающим миром
Развитие речи

1

10

Художественно

Рисование

1

10

Лепка /конструирование

1

10

Музыка

2

20

Физическая культура

3

30

10

100

Познавательное
развитие

- эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Итого:

3.2. Дошкольный возраст, группы общеразвивающей направленности
Продолжительность одного занятия :
- Младшая группа (3-4 года) – 15 мин.
- Средняя группа (4-5 лет) – 20 мин.
- Старшая группа (5-6 лет) – 25 мин.
- Подготовительная группа (6-7 лет) – 30 мин.
Перерывы между занятиями не менее 10 мин, в середине – физкультминутка,
динамическая пауза, упражнения на релаксацию (2-3 мин.).

11

Образовательные области

3-4

Виды НОД
К-во

4-5

Мин

К-во

5-6

6-7(8)

Мин

К-во

Мин

К-во

Мин

Обязательная часть Программы

Познавательное развитие (ПР)

ФЭМП

1

15

1

20

1

25

2

60

Ознакомление с
окружающим миром

1

15

1

20

1

25

1

30

1

15

1

20

1

25

1

30

Подготовка к обучению
грамоте

-

-

-

-

1

25

1

30

Рисование

1

15

1

20

1

25

1

30

Лепка

0,5

7,30

0,5

10

0,5

25

0,5

30

Аппликация

0,5

7,30

0,5

10

0,5

25

0,5

30

Музыка

2

30

2

40

2

50

2

60

Физическая культура

3

45

3

60

3

75

3

90

1

25

1

30

Развитие речи
Речевое развитие
(РР)

Художественно - эстетическое
развитие (ХЭР)

Физическое развитие (ФР)

Художественный труд
Количество в неделю

В режимных моментах
10

150

10

200

12

300

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

12

13

390

Региональный компонент
Общее количество в неделю

В
режиме
10

В
режиме
150

10

2
200

50

14

2

350

15

60
450

3.3. Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.
Вид деятельности

Периодичность
Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
Конструктивно

–

модельная

ежедневно
1 раз в неделю

ежедневно
1 раз в неделю

ежедневно
1 раз в неделю

ежедневно
1 раз в неделю

деятельность
Игровая деятельность
Общение и проведение режимных моментов
Дежурства
Прогулки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

13

Самостоятельная игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательно – исследовательская деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) ежедневно
развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

14

4.Вариативная часть Программы.
4.1. Региональный компонент
Реализуется в вариативной части Учебного плана через интегрированность и комплексность коммуникативных,
познавательных, целостно-ориентированных, предметно-преобразовательных, художественных оснований детской игровой и
образовательной деятельности.

Первая и вторая группа раннего возраста
Реализующий:
- образовательную программу дошкольного образования МБОУ « КузбасскаяСОШ», созданную на основе Федеральной
образовательной программы и ФГОС ДОУ;
- Парциальную программу «Рисуй со мной»
Автор Парциальной программы: Е.А.Дудко.
1 – 3 года
Возраст детей
подгрупповая
Форма проведения
10 мин
Максимальная продолжительность занятий
1 пол. дня
10 мин
Максимальное кол-во занятий в день
объем
2 пол. дня
10 мин
кол-во
10
Максимальное кол-во занятий в неделю
объем
мин
100 мин
10 мин
Минимальный перерыв между занятиями

15

Планирование занятий на неделю
Образовательные области

Занятия

Ранний возраст
К-во

Мин

Ознакомление с окружающим миром

1

10

ФЭМП

1

Развитие речи

1

10

Рисование

1

10

Лепка

1

10

Музыка

2

20

Физическая культура

3

30

Итого:

10

100

Вариативная часть

В режиме

-

Обязательная часть
Познавательное развитие

Речевое развитие
Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

16

Итого:

10

100

2 младшая группа
Реализующий:
- образовательную программу дошкольного образования МБОУ « Кузбасская СОШ», созданную на основе Федеральной
образовательной программы и ФГОС ДОУ;
- Парциальная программа "«Мы живём в России"
Автор(ы) Парциальной программы: Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.
Возраст детей
Форма проведения
Максимальная продолжительность занятий
Максимальное кол-во занятий в день
Максимальное кол-во занятий в неделю

1 пол. дня
2 пол. дня
кол-во
мин

Минимальный перерыв между занятий

17

3 – 4 года
групповая
15 мин
15 мин
15мин
10
150 мин
10 мин

Планирование занятий на неделю

Образовательные области

Занятия

младшая
К-во

Мин

1

15

1

15

1

15

-

-

Рисование

1

15

Лепка

0,5

7,30

Аппликация

0,5

7,30

Музыка

2

30

Физическая культура

3

45

10

150

Обязательная часть
Познавательное развитие (ПР)

ФЭМП
Ознакомление с окружающем миром
Развитие речи

Речевое развитие (РР)

Подготовка к обучению грамоте

Художественно - эстетическое
развитие
(ХЭР)
Физическое развитие
(ФР)

Количество в неделю

В режиме

Вариативная часть
Общее количество в неделю

10

18

150

Средняя группа
Реализующий:
- образовательную программу дошкольного образования МБОУ « Кузбасская СОШ», созданную на основе Федеральной
образовательной программы и ФГОС ДОУ;
- Парциальная программа "Мы живём в России"
Автор(ы) Парциальной программы: Зеленкова Н.Г., Осипова Л.Е.
4 – 5 лет

Возраст детей

групповая

Форма проведения

20 мин

Максимальная продолжительность занятий
Максимальное кол-во занятий в день

Максимальное кол-во занятий в неделю

1 пол. дня

20 мин

2 пол. дня

20 мин

кол-во

10

мин

200 мин
10 мин

Минимальный перерыв между занятиями

19

Планирование занятий на неделю

Образовательные области

Занятия

Средняя
К-во

Мин

ФЭМП

1

20

Ознакомление с окружающем миром

1

20

Развитие речи

1

10

Подготовка к обучению грамоте

-

-

Рисование

1

10

Лепка

0,5

20

Аппликация

0,5

20

Музыка

2

40

Художественный труд

В режиме

Физическая культура

3

60

10

200

Обязательная часть
Познавательное развитие (ПР)
Речевое развитие (РР)
Художественно - эстетическое
развитие
(ХЭР)

Физическое развитие
(ФР)

Количество в неделю

В режиме

Вариативная часть
Общее количество в неделю

10

20

200

Старшая группа
Реализующий:
- образовательную программу дошкольного образования МБОУ « Кузбасская СОШ», созданную на основе Федеральной
образовательной программы и ФГОС ДОУ;
- Парциальная программа "Мы живём в России"
Автор(ы) Парциальной программы: Зеленкова Н.Г., Осипова Л.Е.
- Парциальная программа "Юный эколог"
Автор(ы) Парциальной программы: Николаева С.Н.

5 – 6 лет

Возраст детей

групповая

Форма проведения

25 мин

Максимальная продолжительность занятий
Максимальное кол-во занятий в день

Максимальное кол-во занятий в неделю

1 пол. дня

50 мин

2 пол. дня

25

кол-во

14

мин

350 мин
10 мин

Минимальный перерыв между занятиями

21

Планирование занятий на неделю
Образовательные
области

Занятия

Старшая
К-во

Мин

ФЭМП

1

25

Ознакомление с окружающем
миром

1

25

Развитие речи

1

25

Подготовка к обучению грамоте

1

25

Рисование

1

25

Лепка

0,5

25

Аппликация

0,5

25

Музыка

2

30

Художественный труд

1

20

Физическая культура

3

75

12

300

2

25

Обязательная часть
Познавательное
развитие (ПР)
Речевое развитие
(РР)
Художественно эстетическое
развитие (ХЭР)

Физическое
развитие (ФР)

Количество в неделю
Вариативная часть
22

Общее количество в неделю

14

350

Подготовительная группа
Реализующий:
- образовательную программу дошкольного образования МБОУ « Кузбасская СОШ», созданную на основе Федеральной
образовательной программы и ФГОС ДОУ;
- Парциальная программа "«Мы живём в России"
Автор(ы) Парциальной программы: Зеленкова Н.Г., Осипова Л.Е.
- Парциальная программа "Юный эколог"
Автор(ы) Парциальной программы: Николаева С.Н.
Возраст детей

6 – 7 лет

Форма проведения

групповая
30 мин

Максимальная продолжительность занятий
Максимальное кол-во занятий в день

Максимальное кол-во занятий в неделю

1 пол. дня

90 мин

2 пол. дня

30

кол-во

15

мин

390 мин

Минимальный перерыв между занятиями

23

10 мин

Планирование занятий на неделю
Образовательные
области

Подготовительная

Занятия

К-во

Мин

ФЭМП

2

60

Ознакомление с окружающем миром

1

30

Развитие речи

1

30

Подготовка к обучению грамоте

1

30

Рисование

1

30

Лепка

0,5

15

Аппликация

0,5

15

Музыка

2

60

Художественный труд

1

30

Физическая культура

3

90

13

390

2

60

15

450

Обязательная часть
Познавательное
развитие
(ПР)
Речевое развитие
(РР)
Художественно эстетическое
развитие
(ХЭР)

Физическое развитие
(ФР)
Количество в неделю
Вариативная часть
Общее количество в неделю

24

Планирование воспитательно – образовательного процесса на 2024 – 2025 учебный год.

Учебный план на 2024 - 2025 учебный год
Образовательные области
Формирование элементарных
математических представлений
Ознакомление с окружающим миром и
социальной действительностью
Ознакомление с природой

4-5лет
1-3года
3-4 года
5-6 лет
6-7(8) лет
Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес.
Год.
Познавательное развитие
1

4

36

1

4

36

1

4

36

1

4

36

2

8

72

1

4

36

0.5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

-

-

-

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

Развитие речи
Ознакомление с художественной
литературой и фольклором
Подготовка к обучению грамоте

0,5

2

18

0,5

2

Речевое развитие
18 0,5
2
18

0,5

2

18

0,5

2

18

-

-

-

Музыка
Рисование
Лепка
Конструирование
Аппликация
Художественный труд

2
1
0,5
0.5
-

8
4
2
2
-

72
36
18
18
-

3

12

108

Здоровье
Физическая культура

0,5

2

18

1
4
36
1
4
36
Художественно-эстетическое развитие
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
68
1
4
36
1
4
36
1
4
36
1
4
36
0,5
2
18 0,5
2
18
0.5
2
18
0.5
2
18
0.5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
1
4
36
1
4
36
Физическое развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в
процессе режимных моментов
3
12 108
3
12
108
3
12 108
3
12
108
-

25

Социально-коммуникативное развитие
Социализация
Безопасность
Труд
Итого
Недельная нагрузка

Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в
процессе режимных моментов
10
40
100мин

360

10
40
150 мин

360

10 40
360
200 мин

12

48 432
300мин

13

52
390 мин

464

Часть формируемая участниками образовательного процесса
« Рисуй со мной»
« Юный эколог»
« Мы живём в России»
Итого
Недельная нагрузка

В режиме

10
100 мин

В режиме
10
150мин

26

В режиме

10
200мин

1 раз в неделю
1 раз в неделю
14 занятий
350мин

1 раз в неделю
1 раз в неделю
15 занятий
450мин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».