Содержание 1. I. Особенности воспитательного процесса в школе………………………………3 2. II. Цель и задачи воспитания ……………………………………………………...4 3. III. Виды, формы и содержание деятельности………………………………….....5 4. Инвариантные модули……………………………………………………………...5 5. 3.1. Модуль «Классное руководство» ……………………………………………..5 6. 3.2. Модуль «Школьный урок» …………………………………………………….6 7. 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» ………………………………….7 8. 3.4. Модуль «Работа с родителями» ……………………………………………….7 9. 3.5. Модуль «Самоуправление» …………………………………………………....8 10. 3.6. Модуль «Профориентация» ……………………………………………………9 11. Вариантные модули………………………………………………………………..10 12. 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» ……………………….................10 13. 3.8. Модуль «Школьные и социальные медиа» …………………………………12 14. 3.9. Модуль «Детские общественные объединения» ……………………………12 15. 3.10. Модуль «Волонтёрство» ……………………………………………………13 16. 3.11. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» ……………………………….14 17. 3.12. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» …….………........15 18. 3.13. Модуль «Я – кузбассовец!»………………………………………………….16 19. IV. Анализ воспитательного процесса…………………………………………..18 20. Приложение 1………………………………………………………………………22 2 1. Особенности воспитательного процесса в школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузбасская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Н.А. Шорникова» - одна из развивающихся общеобразовательных учреждений Кемеровского округа. Школа расположена в сельской местности, п. Кузбасский, Кемеровский округ. Село благоустроено, в августе 2020 года на территории школьного стадиона была открыта многофункциональная спортивная площадка по игровым видам спорта и сооружён Воркаут. В школе обучаются дети из трёх населенных пунктов: п. Кузбасский, п. Ленинградский, д. Маручак. Обучение в образовательной организации ведется с 1 по 11 класс. Количество классов комплектов – 11. Численность обучающихся 181 человека, в том числе 27 учащихся, находящихся на подвозе. Неполных семей - 59, многодетных семей - 33, малообеспеченных семей - 1, неблагополучных семей - 2. Имеется дошкольные группы в количестве 55 воспитанников. 2 детей опекаемых, 1 ребёнок приёмный. Детей с ОВЗ - 4, детей - инвалидов 3. В школе работает 14 педагогов, 8 из них имеют высшую квалификационную категорию, 6 – первую. В детском саду работают 4 педагога, из них 4 имеют первую категорию. Структура управления школой: Управляющий совет, родительские комитеты классов, собрание трудового коллектива, профсоюзный комитет, педагогический совет, творческие группы учителей, ученический Совет школы, активы классов. Воспитательную деятельность школа осуществляет на основе программно - целевого подхода («Программы воспитания и социализации обучающихся», программа патриотического воспитания «Я Гражданин России», «Формирование экологической культуры и здорового образа жизни».) и совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока: на базе школы работают творческие объединения, спортивные секции, детско-юношеская организация, юнармейское движение, волонтерство, отряд ЮИД. С апреля 2020 года коллектив школы активно участвует в экспериментальном проекте «Цифровая платформа» от Сбербанка. Участвуя в проекте, наша школа заняла 1 место и была награждена 27-ю планшетами. В образовательной организации реализуются следующие направления воспитательной деятельности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное. Приоритетным направлением работы школы является пропаганда здорового образа жизни, развитие творческой, успешной, способной к самореализации, духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией. Широкий спектр учебной и внеурочной деятельности, традиции школы и современные технологии обучения, высокопрофессиональный, мобильный коллектив учителей и активные, творческие и ищущие дети – вот главные достоинства нашей школы. Обучающиеся принимают активное участие и являются постоянными победителями и призерами дистанционных конкурсов, всероссийских олимпиад, викторин, НПК. Основная идея организации внеурочной деятельности: создание развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся. В школе реализуется интегрированная модель внеурочной деятельности, которая опирается на использование потенциала образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, сферы культуры через интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей, которые приводят к личностному росту школьников. 3 Подтверждением этого являются достижения обучающихся в следующих конкурсах и соревнованиях: - победители и призёры муниципального конкурса «Красота природы Кузбасса» - призеры и победители в муниципальных и областных НПК «Мир открытий»; - призёры районного молодежного смотра-конкурса агитбригад «Здоровое поколение – здоровая нация!»; - призёры районной игры «Зарница»; - победители и призеры районных конкурсов «Страницы Памяти», «Музыкальный лабиринт», «Во славу Отечества», «Отчизны верные сыны»; - победители областного конкурса «Безопасное колесо», «Спортивное ориентирование на местности», - призёры муниципальных соревнований по лыжным гонкам «Лыжня России»; - победители муниципального этапа легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы в ВОВ; - победители и призёры городских, региональных соревнование по автомодельному спорту; - победители и призёры муниципальных соревнование по волейболу среди юношей и девушек. В школе создана такая образовательная среда, которая во многом формирует культуру детей и их родителей, даёт качество образования, позволяющее ребёнку быть успешным после окончания школы. Построение образовательного пространства сообразно возрасту, потребностям и наклонностям учащихся – цель нашей образовательной деятельности. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Целью воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Для достижения поставленной цели воспитания обучающихся решаются следующие задачи: - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; - использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; - вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; - организовывать профориентационную работу со школьниками; - реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, 4 поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; - организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; - поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; - организовать работу школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом, развивать коммуникативную культуру, умение общаться сопереживать; организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать её воспитательные возможности; реализация воспитательного потенциала (военно) - патриотической работы в целях формирования осознанного представления о причастности к доблестной истории, культуре, быту, профессиональной среде, экономике и политике родного края 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Инвариантные модули 3.1. Модуль «Классное руководство» Задача: реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; реализовать работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Блоки Виды деятельности Формы работы, мероприятия Работа с Инициирование и поддержка участия -Классные часы, классом: класса в общешкольных ключевых -диспуты, делах, оказание необходимой помощи -круглые столы, детям в их подготовке, проведении и -выбор актива класса анализе. Организация интересных и (распределение обязанностей по полезных для личностного развития секторам), членов актива органа ребенка совместных дел с учащимися ученического самоуправления , вверенного ему класса -Планирование общеклассных дел, -Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д. Сплочение коллектива класса - «Игры и тренинги на сплочение», -«День именинника», -«Час веселого настроения» -«Классные посиделки», «День Здоровья», -«Экскурсия», -«Поход» Индивидуальная Вовлечение по возможности каждого -Работа с психологом, работа с ребенка в ключевые дела школы, -Индивидуальные беседы, учащимися: индивидуальная помощь ребенку -Консультации, 5 наблюдение за поведением ребенка, изучение особенностей личностного развития. Работа с Привлечение учителей к участию во учителями, внутриклассных делах, привлечение преподающими учителей к участию в родительских в классе: собраниях класса. Работа с родителями учащихся или их законными представителя ми: Регулярное информирование родителей, помощь родителям, организация родительских всеобучей, организация работы родительских комитетов классов, привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса, участию в мероприятиях. -Работа с портфолио. -Консультации классного руководителя с учителямипредметниками, -Проведение мини-педсоветов, -«Адаптация 1,5,10 классов», «Уровень воспитанности учеников» -Проведение собраний, лекториев, -Ведение электронного журнала, -Подготовка информации на сайт школы, -Индивидуальные консультации, -Организация и приведение семейных праздников: «День уважения к старшему поколению», «День матери», «День открытых дверей», «Папа, мама, я –дружная семья» и т.д. 3.2. Модуль «Школьный урок» Задача: использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм, занятий с учащимися Целевые приоритеты Установление доверительных отношений между учителем и его учениками Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения Методы и приемы Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, поручение Час общения «Услышим друг друга» правила общения школьников со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), соблюдение учебной дисциплины Организация работы обучающихся на уроке с целью получения социально значимой информации – высказывания обучающимися своего мнения Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах Организация социально-значимого сотрудничества и взаимной помощи между обучающимися Реализация обучающимися индивидуальных и групповых исследовательских проектов Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников 6 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Задача: вовлекать школьников в творческие объединения, мастерские, секции, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности Направления развития личности Познавательная деятельность Курсы внеурочной деятельности направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Туристско-краеведческая направленные на воспитание у деятельность школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная направленные на физическое деятельность развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Наименования рабочей программы «Занимательная информатика», «Удивительный мир слов», «Занимательная грамматика», «Путешествие по стране этикета», «Я-гражданин», «Моя будущая карьера», «Финансовая грамотность» «Офисные программы», «Знатоки русского языка», «В мире английского языка», «Юный исследователь», «Живая математика» «Летопись родного края», «Экология Кемеровской области», «Биология Кузбасса», «Бионика – наука будущего», «Школа юных докторов природы» Секции: «Волейбол», «Мир подвижных игр», «Юный олимпиец», «Спортивные игры», «Шахматная азбука» кружки: «Юные инспекторы дорожного движения», «Юнармейцы» и т.д. 3.4. Модуль «Работа с родителями» Задача: организовывать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Уровни На групповом уровне: Мероприятия Диагностика и мониторинг. «Консультационная служба» Формы Анкетирование Психолого педагогические консультации специалистов школы (социальный педагог, психолог, администрация). Информирование родителей об Родительские собрания, дни открытых успеваемости и проблемах детей. дверей. 7 Включение родителей процесс Работа классных родительских управления образованием комитетов, родительского комитета школы Включение родителей в Концерты, походы ,экскурсии, совместную творческую спортивные соревнование. деятельность, организацию детского досуга На Индивидуальные консультации Организация психолого -педагогического индивидуальном педагогов специалистами и правового просвещения уровне: социально – психологической службы. участие родителей в Совет профилактики педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка Информирование родителей о состоянии обученности, воспитанности и проблемах детей Система психолого педагогического сопровождения проблемных семей. Индивидуальное консультирование родителей, патронаж семей. Индивидуальная работа классных руководителей, социального педагога и психолога с семьями «группы риска» Контроль и привлечение к ответственности за невыполнение родительских обязанностей (при необходимости Патронаж неблагополучных, опекаемых детей) Индивидуальные беседы 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в МБОУ «Кузбасская СОШ»» помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. Уровень Виды деятельности На уровне школы Деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы Деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов Работа постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий 8 Деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п. Деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе На уровне Деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся классов класса старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей Деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (министерство образования, культуры, спорта, здравоохранения, печати и др.) организация на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей На Вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и индивидуальном анализ общешкольных и внутриклассных дел уровне Реализация школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.6. Модуль «Профориентация» Задача: организовывать профориентационную работу со школьниками. Направления работы Мероприятия циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; круглые столы, встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы по вопросам профориентационной работы («В мире профессий», «Профессия родного края», «Рынок труда в Кемеровской области», «Пути приобретения профессии твоей мечты», «Профессия твоей мечты», «Профессия моей мамы»; «Ими гордится школа» (встреча с известными выпускниками школы); музейный урок «Есть такая профессия – Родину защищать»; «Куда пойти учиться?» - круглый стол с представителями вузов, средних специальных учебных заведений в рамках Ярмарки учебных мест; организация консультативной помощи специалистами ЦЗН г.Кемерово экскурсии на предприятия г.Кемерово, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; Профессиональные пробы, экскурсии : - «Тв- мост», - «Город профессий» КИНДЕРЛЕНД, - Аэропорт А.А. Леонова, - Экскурсия на радио, -«Кемеровский троллейбус». Посещение 9 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; троллейбусного депо, -«Природа и погода». Ребята побывают на метеостанции и т.д. «Куда пойти учиться?» - круглый стол с представителями вузов, средних специальных учебных заведений в рамках Ярмарки учебных мест; участие в Ярмарке учебных мест (совместно с ЦЗН г.Кемерово); реализация проектов «Билет в будущее», «Сто дорог – одна твоя», «Кадры будущего для регионов» участие в профориентационном диагностическом тестировании «Билет в будущее», профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования участие в работе всероссийских участие в проекте «Билет в будущее», профориентационных проектах, созданных в открытые уроки «ПроеКТОриЯ» сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; помощь родителям в профессиональном самоопределении обучающихся, консультации «Я и моя профессия», «Моя будущая профессия» Вариантные модули Модуль 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в МБОУ «Кузбасская СОШ» используются следующие формы работы: Уровень Форма деятельности Содержание деятельности На внешкольном Социальные проекты Совместно разрабатываемые и реализуемые уровне школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. Спортивные состязания, Проводимые для жителей поселка и праздники организуемые совместно с семьями учащихся мероприятия, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. 10 На школьном Разновозрастные сборы уровне Общешкольные праздники Торжественные посвящения ритуалы Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов На уровне Общешкольные советы классов Общешкольные ключевые дела Итоговый анализ ключевых дел На Вовлечение каждого индивидуальном ребенка в ключевые дела уровне школы Индивидуальная помощь ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. Мероприятия, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей Поощрения за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п. Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых 11 дел Наблюдение за Наблюдение за поведением ребенка в поведением ребенка ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми Коррекция поведения Коррекция поведения ребенка через частные ребенка беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы 3.8. Модуль «Школьные и социальные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа МБОУ в «Кузбасская СОШ» реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио и телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории; участие школьников в конкурсах школьных медиа. 3.9. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе МБОУ «Кузбасская СОШ» детское общественное объединение «ЮИД»– это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). ЮИД – это объединения учащихся, которые создаются с целью совершенствования работы по профилактике дорожно-транспортных правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, а также оказания 12 содействия в изучении детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на улицах и дорогах. Объединение ЮИД является помощником инспекторов по пропаганде правил дорожного движения. Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения: Обучающая деятельность: организация и проведение занятий по изучению Правил дорожного движения в младших классах общеобразовательных учреждений и в дошкольных образовательных организациях; проведение разъяснительной работы по теме безопасности поведения на улицах и дорогах, используя различные формы деятельности. В отряде ЮИД эту работу проводит группа пропаганды. Информационная деятельность: создание стендов «Юный инспектор движения», информационных листов «За безопасность движения», создание наглядной агитации, ведение другой информационной работы. Шефская деятельность: оказание помощи в создании простейших авто площадок на территории дошкольных образовательных организаций, уголков безопасности дорожного движения, подготовка наглядных пособий для дошкольников, выступление с агитбригадой, помощь воспитателям в проведении тематических экскурсий. Патрульно-рейдовая деятельность: организация патрулирования в микрорайоне образовательного учреждения в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения. Пропагандистско-профилактическая деятельность: создание агитбригад, проведение викторин, соревнований, конкурсов, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей и т.д. 3.10. Модуль «Волонтерство» Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство в МБОУ «Кузбасская СОШ» позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: Уровни Цели Формы На Привить любовь к Родине, к участие во Всероссийских акциях внешкольном своему народу, уважать старшее «Георгиевская ленточка», уровне: поколение, ценить их заслуги волонтерское сопровождение перед Отечеством народного шествия «Бессмертный полк», оказание адресной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, участие в акции «Весенняя неделя добра», участие в акции «Скажи спасибо ветерану»; Акция «Единый день посадки леса» Укрепить лучшие отечественные проведение благотворительной акций традиции благотворительности, «Рождество для всех и для каждого» воспитание доброты, чуткости, сострадания. 13 Пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков участие в муниципальных и областных конкурсах социальной рекламы «Здоровое поколение – здоровая нация», «Классный час», участие в проведении досуговых и обучающих мероприятий На школьном Привлечение внимания уровне: общественности к проблемам нравственности, духовности, здоровья Пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков Участие школьников в работе на прилегающей к школе территории Выпуск стенгазет, распространение буклетов, памяток, информационных листов Участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы Участие школьников в работе с младшими детьми: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров проведение мероприятий спортивной направленности: «Зарядка с чемпионом» спортивные состязания в рамках Дня здоровья, участие в агитбригадах помощь в благоустройстве и уборке школьной территории, посадка деревьев и цветов: проект «Школьный двор», «Аллея выпускников» Акция «Учитель, перед именем твоим…» (поздравление ветеранов педагогического труда, оказание адресной помощи); участие в организации встреч с участниками боевых действий; акция «Армейский чемоданчик» Организация и проведение Нового года, осеннего бала, посвящения в первоклассники и первоклассники 3.11. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Задача: организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал. Направления работы Мероприятия регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу Профессиональные пробы, экскурсии : - Экскурсия в ГТРК Кузбасс (Телецентр), -«Город профессий» КИНДЕРЛЕНД, - Аэропорт А.А. Леонова, - Экскурсия на радио, -«Кемеровский троллейбус». Посещение троллейбусного депо, -«Природа и погода». Ребята побывают на метеостанции и т.д. -Поездка в Филармонию и т.д. -Беловский район.с.Беково Музей 14 турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, комбинированную эстафету Чолкой -Яшкинский район Томская писаница -Обзорная экскурсия г. Кемерово Районные соревнования «Школьный турслет», летнее и зимнее спортивное ориентирование 3.12. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Задача: развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать её воспитательные возможности. Направления работы Виды и формы деятельности оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности Конкурс рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся, стендовая презентация, подготовка к ГИА и ЕГЭ, отличники учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Отличники физической подготовки», «Сдаем ГТО», уголок Здоровья озеленение пришкольной территории, разбивка Акции «Аллея выпускников», клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе первоклассников» школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха благоустройство классных кабинетов, Оформление классных уголков осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми 15 «Аллея событийный дизайн – оформление пространства Создание фотозоны к традиционным проведения конкретных школьных событий школьным праздникам, оформление (праздников, церемоний, торжественных школы к традиционным мероприятиям линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. Оформление здания школы (Новый год, День Победы, День государственного флага, конкурс плакатов, создание Знамени Победы, календарь отсчета событий до 300-летия Кузбасса) 3.13. Модуль «Я – кузбассовец!» Задача: реализация воспитательного потенциала (военно)-патриотической работы в целях формирования: а) осознанного представления о причастности к доблестной истории, культуре, быту, профессиональной среде, экономике и политике родного края, б) ощущения кузбасского как исключительного и ценного, дорогого, в) желания продолжать свой жизненный путь в регионе/муниципалитете, г) настроя на созидание, сохранение, преумножение и защиту малой (и большой) Родины. Направления Виды и формы деятельности организация деятельности педагогического коллектива, родительского и ученического активов по созданию в общеобразовательной организации эффективной (военно)патриотической среды как в просветительском (беседы, лектории, контент), так и в организационно-деятельностном (игры, сценические форматы, форумы) направлениях проведение заместителем директора по воспитательной работе и/ или советником по воспитанию исследований (мониторинга) сформированности патриотических чувств, представлений и императивов всех участников образовательных отношений, ощущения у них рисков и угроз национально-территориальной и региональной безопасности, миграционных планов и регионально-муниципальных образовательных антипатий и др. 16 а) профильные активы из учеников, учителей, родителей по патриотическому воспитанию; б) проведение регулярных мероприятий в форматах совещаний, бесед, событий патриотической направленности; в) возможное участие в различных патриотических мероприятиях муниципалитета, региона, федерации г) создание кадетских-казачьих классов; д) развитие юнармейского движения. а) анкетирования, опросы, голосования и др. форматы; б) участие в мониторинговых и/или социологических исследованиях муниципалитета, региона или федерации; в) проведение дискуссионных площадок, кейс-сессий и др. оведение пропедевтической, в т.ч. правоохранительной, работы с обучающимся групп воспитательного риска силами педагогического коллектива и с привлечением родителей и партнёров (представителей детских/ детско-взрослых общественных объединений и организаций, правоохранительных органов, опеки и т.д.) разработка и реализация педагогами программ внеурочной и внеучебной деятельности, направленных на патриотическую работу социокультурного, творческого, туристскокраеведческого, военно-спортивного, исследовательского (в т.ч. археологического) и иных направлений вовлечение обучающихся в регулярную патриотическую деятельность в рамках курса «Разговоры о важном», дополнение регионально-муниципального и школьного компонента «Разговоров о важном» активностями, демонстрирующими опыт обучающихся в проектах, программах, конкурсах, кампаниях и акциях патриотической направленности содействие широкому распространению индивидуального, семейного, коллективного и иного позитивного/продуктивного опыта (военно-)патриотической деятельности в рамках преемственности, наставничества, масс-медиа, диалога культур и др. предоставление возможности для причастности каждого гражданина к патриотическим процессам и событиям федерального, регионального и муниципального планов: анонсы, релизы, рефлексивные сессии, коллективные письма, шествия, акции и др. предупреждение мер и активностей, предполагающих навязывание и, следовательно, дискредитацию (военно)патриотической деятельности, ведение/организация методической работы с педагогами, родителями и партнёрами, превратно понимающими задачи (военно)патриотического воспитания и способными с малой продуктивностью осуществлять его 17 а) встречи, лектории, просмотры обучающего видео в направлении профилактики патриотической деятельности; б) вовлечение в социально-значимые проекты и мероприятия; в) мероприятия физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; г) посещение организации системы МВД. а) курсы, модули, занятия, проектные работы ВУД; б) конференции, форумы, семинары, слёты; в) тематические смены, лагеря дневного пребывания, военно-спортивных смен а) проведение занятий в соответствии с федеральным и региональным обеспечением и сопровождением; б) традиционные для муниципалитета и ОО события; в) личностный и лично-семейный (внешкольный, факультативный) опыт участия в события патриотической направленности. а) партнёрские мероприятия с организациями и сообществами патриотической направленности; б) детско-взрослые образовательные события; в) профориентационная работа. … а) уроки мужества, уроки города, шествие Бессмертного полка, письмо герою/солдату и др.; б) диалогические события с ветеранами, военными, героями труда, героями Кузбасса и др.; в) флэшмобы, акции, кампании. а) методические мероприятия для ученического, учительского, родительского и партнёрского актива; б) кейс-сессии, дискуссионные площадки и др. грамотная подготовка регулярного и ситуативного воспитательного контента (военно-)патриотической направленности, проведение интенсивов для школьных и классных медиасекторов с целью демонстрации принципов и приёмов передачи информации (военно-)патриотической тематики а) челленджи, видеомарафоны, смартсессии и др.; б) подготовка фото- и видеопродуктов, создание стендов, презентаций и др.; в) интенсивы, мастер-классы, медиашколы для обучающихся, педагогов, родителей и партнёров. 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Анализ организуемого в МБОУ «Кузбасская СОШ» воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Воспитание в школе рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах - как в обучении, так и во внеурочной деятельности. Личностно - ориентированный характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка. Таким образом, основными подходами к организации воспитательного процесса будет являться системно-деятельностный и личностноориентированный подход. Воспитательная система - это динамично развивающая система. В процессе работы постоянно конкретизируются цели воспитания на основе ориентировочных моделей выпускников начального, основного и среднего уровня. При планировании воспитательной работы с детьми педагогами учитываются возрастные особенности; особенности семейного воспитания, результаты диагностики личностных качеств личности, ее морально-волевые качества; результаты диагностики личностного роста каждого ребенка. С целью получения сведений об эффективности и результатах воспитательной работы в конце учебного года проводится мониторинг по каждому направлению воспитательной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации воспитательной деятельности по формирование у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа велась по следующим направлениям: - образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание; - профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа; - информационно—консультативная работа: часы общения, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, спортивные соревнования, работа спортивных секций. Пропаганда здорового образа жизни проходила через урочную и внеурочную деятельность. Учителя физической культуры осуществляли организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию. Под их руководством школьники участвовали в «Кроссе нации», «Лыжне России», принимали участие в школьных и районных спортивных соревнованиях по игровым видам спорта, легкой атлетике, лыжам. Традиционными в школе становятся День здоровья и спортивные состязания учащихся с учителями. Такие мероприятия несут не только воспитательное, но и социальное значение. Они объединяют учителей, учащихся, родителей и администрацию школы. 18 Результаты анкетирования показывают, что увеличилось количество учащихся, соблюдающих правила ЗОЖ: читают специализированную литературу, смотрят передачи, соблюдают санитарно-гигиенические нормы, режим дня, сознательно и ответственно относятся к занятиям физкультурой, как следствие у учащихся повысился уровень самооценки. Общеинтеллектуальное направление Воспитательный процесс в школе ориентирован на индивидуальные интересы личности каждого учащегося. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития значимым в воспитании становится общеинтеллектуальное направление. Целью данного направления является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора. Планирование мероприятий по общеинтеллектуальному направлению базировался на организации научно-познавательной и проектной деятельности учащихся. Активные формы работы были направлены на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, которая обеспечивала развитие интеллекта и приобретение навыков самостоятельной деятельности учащихся. Мероприятия внутри школы проводились через такие формы как акции познавательной направленности: конференции учащихся, олимпиады, конкурсы детских исследовательских проектов, круглые столы, диспуты, познавательные экскурсии. Приобретая опыт исследовательской деятельности, коммуникативных навыков, выступлений перед аудиторией, у учащихся появляется возможность более полно раскрыть свои способности, выйти на более высокий уровень личностного роста. Ежегодно учителя и учащиеся школы принимают активное участие в конкурсной и проектной деятельности, областного, муниципального уровней. В целом можно говорить о положительной динамике - учащиеся стали активнее принимать участие в конкурсной деятельности. Духовно-нравственное направление Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является духовно – нравственное воспитание учащихся. Система духовно – нравственного воспитания в школе направлена на продвижение учащегося от привития ему элементарных норм и правил общественной жизни к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Все мероприятия для учащихся были направлены на создание условий способствующих и стимулирующих их собственное стремление к моральному развитию. Одним из важнейших положений Стандарта является формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное, нравственное богатство российского народа. Эффективность работы выстроенной системы воспитания семейных ценностей показывает ранжирование основных жизненных понятий – учащиеся школы на протяжении многих лет ставят семью, счастливую семейную жизнь на первое место. Важнейшим показателем эффективности функционирования программы духовнонравственного развития и воспитания школьников является нравственное развитие ребёнка и становление его личностных характеристик. Объективная оценка определялась социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогов). Диагностика развития нравственной сферы ребенка включала исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. «Методика неоконченных предложений» позволила выявить проблемы в понимании детьми сущности основных нравственных категорий. Социальное направление Большой объем работы выполняется по трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является организация систематического, совместного, созидательного, творческого, социально значимого труда. В школе пропагандируется и поддерживается волонтерское движение. Ежегодно в летние каникулы организуется трудовая практика, во время которой учащимися приобретаются навыки ухода за растениями, 19 формируются такие качества как ответственность и организованность. Одним из важных факторов успешной социализации является профориентационная работа. Профориентационная работа начинается с 1 класса. В начальной школе основными формами работы являются беседы, конкурсы, знакомящие с миром профессий, сюжетноролевые игры, дающие наглядное представление о профессиях. В начальной школе учащиеся начинают ходить на экскурсии. В основной школе учащиеся встречаются с людьми различных профессий, посещают учебные заведения, участвуют в деловых играх. В старших классах учащиеся посещают элективные курсы, участвуют в мастер – классах, которые ежегодно проводят средне специальные, высшие учебные заведения, посещают дни открытых дверей. В помощь выпускникам школы для самостоятельного принятия решения о своем профессиональном и личностном самоопределении педагогом-психологом проводятся диагностики мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8–9х классов, стоящих перед выбором профессии и профиля обучения. Диагностика профессиональных интересов и склонностей, обучающихся проводится на основе методики «Дифференциально-диагностический опросник». Общекультурное направление. Общекультурное направление основывается на гражданско-правовом, патриотическом, экологическом воспитании. Классными руководителями было организовано методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания. В каждом классе работа начинается с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению, выбираются формы работы. Основной формой работы в классах остаются часы общения. Тематика и содержание часов общения соответствует возрастным особенностям и охватывает широкий спектр внутренних направлений: отечество, исторические личности, события, культура, краеведение, гражданские права и обязанности, интернационализм, героизм. Связь между поколениями осуществлялась через встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда, уроки в школьном музее, волонтерское движение, социальные акции. Через библиотечные уроки, выставочные ряды, книжно-иллюстративные выставки, литературные гостиные и творческие конкурсы проходило знакомство с культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России. Формирование активной гражданской позиции проходило через такие формы как: круглые столы, встречи с гос.служащими правоохранительных органов, диспуты, школьные рейды, волонтерское движение, участие в социальных акциях. К государственным праздникам были приурочены спартакиады, концерты, конкурсы. Эффективной формой работы является экскурсионная деятельность. Экскурсии к памятным местам, в музеи, расширяют кругозор учащихся и знакомят их с историей и культурой нашей страны. Учащиеся наглядно знакомятся с героическими страницами истории нашей Родины и прикасаются к традициям русского народа, что позволяет воспитывать настоящих граждан и патриотов своей страны. С целью оценки эффективности воспитательной деятельности по гражданскопатриотическому воспитанию было проведено анкетирование обучающихся 1- 11 классов. В результате мониторинга уровня воспитанности наблюдается положительная динамика. Это позволяет положительно оценить педагогическую деятельность и эффективность выстроенной системы воспитания, которая сохраняет и повышает достигнутые результаты. Экологическое воспитание в школе ориентировано на формирование ценностного отношения к природе: осознание ценности природы в жизни человека, самоценности природы; чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственность за них, способность гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, экологически безопасно; критически оценивать потребительски-утилитарное отношение к природе; уметь противостоять проявлениям такого отношения доступными способами; активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях; осуществлять природоохранную деятельность по собственной инициативе; заниматься посильным экологическим просвещением; формирование чувства ответственности за природу как национальную и общечеловеческую 20 ценность. Опыт участия в природоохранной деятельности приходит к учащимся через экологические акции, десанты, высадки растений, создание цветочных клумб на пришкольном участке, очистки доступных территорий от мусора, подкормки птиц зимой. В конце учебного года был проведен мониторинг сформированности экологической культуры у младших школьников методом ранжирования. Данным методом был выявлен уровень представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, воспитанники на первое место ставят убежденность в необходимости ответственно относиться к природе. Эффективность воспитания можно оценить через динамику личностного роста каждого учащегося. Под личностным ростом подразумевается ценностное отношение учащегося к объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках социума. В современном российском обществе приоритетными признаются гуманистические ценности, поэтому личностный рост – это развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Диагностика личностного роста проводилась по методике П.В. Степанова, Д.В.Григорьева. Особое внимание педагоги школы уделяют формированию навыка оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к своей семье, к другим людям, государству, Отечеству, миру. Задачей школы становится - раскрывать и поддерживать способности и таланты учащихся, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире 21 Приложение 1 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Дела Ключевые общешкольные дела Ориентировочное Классы время проведения Праздник «День Знаний» Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний День солидарности в борьбе с терроризмом 1-11 сентябрь 1-11 сентябрь Неделя безопасности 1-11 сентябрь Общешкольный туристический слет «Золотая осень» 1-11 сентябрь Мероприятия, посвященные Дню учителя Мероприятия, посвященные Дню народного единства 1-11 октябрь 1-11 ноябрь Мероприятия, посвященные Дню матери «Мамины руки» 1-11 ноябрь Осенний бал «Золотая Осень» 1-11 ноябрь Мероприятия, посвященные Дню Неизвестного Солдата 1-11 декабрь Мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ 1-11 декабрь Подготовка и проведение Новогодних мероприятий 1-11 декабрь Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, выводу войск уз Афганистана Мероприятия, посвященные 8 марта 1-11 февраль 1-11 март 22 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Учитель физической культуры, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников Мероприятия, посвященные Дню Здоровья апрель Учитель физической культуры, классные руководители, Совет старшеклассников 1-11 Подготовка и проведение апрель Заместитель директора по мероприятий, посвященных Дню ВР, классные руководители, Победы Совет старшеклассников 1-11 Подготовка и проведение май Заместитель директора по мероприятий, посвященных ВР, классные руководители, празднику «Последний звонок» Совет старшеклассников Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования 1-11 Название курса Классы «Разговор о важном» 1-4 Количество часов в неделю 1 «Разговор о важном» 5-9 1 Классные руководители «Разговор о важном» 10-11 1 Классные руководители «Функциональная грамотность» 1-4 1 Учитель начальных классов «Мой выбор» 1-4 1 Учитель начальных классов «Посчитаем, поиграем» 1-4 1 Учитель начальных классов «Умная машина» 1-4 1 Учитель математики, физики «Мир подвижных игр» 1-4 4 Учитель физкультуры «Орлята России» 1-4 0,5 Учитель начальных классов «Спортивные игры» 5-9 5 «Функциональная грамотность» 5 1 Педагог дополнительного образования Учитель математики «Мир профессий» 5-9 0,5 Учитель математики «Умная машина» 5-9 1 Учитель математики «Знатоки русского языка» 5-9 1 Учитель русского языка «Интересное в химии» 7-8 0,5 Учитель химии «Мир под микроскопом» 5-6 1 Учитель биологии «ЮИД» 5-9 0,5 Учитель ОБЖ «Спортивная лига» 10-11 1 Учитель физкультуры «Юнармеец» 10-11 0,5 Учитель ОБЖ «Шаги в профессию» 5-9 0,5 Учитель физики «Биология Кузбасса» 5-9 0,5 Учитель биологии «Практикум по решению задач» 10-11 0,5 Учитель математики «Живая математика» 5-9 1 Учитель математики Самоуправление 23 Ответственные Классные руководители Дела, события, мероприятия Выборы ученических активов в классах Сбор Совета старшеклассников Классы Ответственные 1-11 1 неделя сентября Классные руководители 5-11 Раз в четверти Заместитель директора по ВР 1 неделя сентября Заместитель директора по ВР В течение всего учебного года по графику дежурства ежедневно Трудовой сектор, Заместитель директора по ВР дежурный класс Формирование секторов 5-11 общешкольного актива Организация дежурства по школе 2-11 Организация рейда «Школьная форма». Проведение утренней зарядки Ориентировочное время проведения 2-11 2-4 Организация шефской помощи 5-11 младшим школьникам Смотр санитарного состояния 5-11 классов в течение года в конце каждой четверти Выпуск стенгазеты «Школьная 5-11 жизнь» День самоуправления 5-11 в конце каждой четверти 4 неделя сентября Новогодние мероприятия для младших классов Муниципальный конкурс «Лидер ученического самоуправления» Конкурсы: «Лучший класс», «Самый здоровый класс» Организация и проведения дня здоровья в начальных классах. Акция «Молодёжь за здоровый образ жизни» в 5-11 классах 5-11 декабря 7-9 2 неделя ноября 1-11 5-11 по итогам п/г и года апрель дежурный класс Совет старшеклассников Трудовой сектор, Заместитель директора по АХЧ Редколлегия, учитель русского языка и литературы Заместитель директора по ВР, совет старшеклассников Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Зам. директора по ВР Совет старшеклассников, Заместитель директора по ВР Спортивный сектор, учитель физкультуры Профориентация Дела, события, мероприятия Классы 1-11 Ориентировочное время проведения сентябрь Единый день профориентации «Урок успеха: моя будущая профессия» Мероприятия в рамках федерального проекта «Билет в будущее» Классный час «Дерево профессий Кузбасса» (экскурсии, встречи с родителями. представителями разных профессий) Мониторинг уровня готовности к выбору профессии Классные руководители 6-11 сентябрь Классные руководители 1-11 октябрь Классные руководители 8-11 октябрь Школьный психолог 24 Ответственные Онлайн тестирование обучающихся по методике «Карта интересов» Викторина «Профессии, которые я знаю» Участие в неделе профориентации в рамках регионального чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia 2020 в Кемеровской области Конкурс творческих работ «Профессии моих родителей» Профессиональные пробы 8 ноябрь Школьный психолог 1-4 декабрь Классные руководители 6-11 декабрь Классные руководители Зам.директора по ВР 1-4 январь Классные руководители 8-9 В течение года Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения. Конкурс презентаций «Профессия моей семьи» Игра «Радуга профессий» Беседа «В поисках будущей профессии» Участие в ярмарке профессий, Днях открытых дверей, экскурсии в СПО города Кемерово Деловая игра «Имидж делового человека» 5-9 В течении уч.года Заместитель директора по ВР, классные руководители Классные руководители 5-6 октябрь Классные руководители 7-8 8-9 ноябрь январь Классные руководители Классные руководители 9 апрель Заместитель директора по ВР 10-11 ноябрь Психологический практикум «Стратегия выбора профессии» Областной конкурс «Профессия, которую я выбираю» 10-11 декабрь Ответственный за профориентационную деятельность, классные руководители Школьный психолог 10-11 январь Оформление и обновление стендов «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться» Дискуссия «Кто он – профессионал 21 века» Фотовыставка «Есть такая профессия – Родину защищать» Общешкольные классные часы «Профессия моей мамы», «Профессия настоящих мужчин» Встреча с выпускниками школы, состоявшихся в профессии 9-11 Посмотр открытых уроков в рамках всероссийского проекта «ПроеКТОриЯ» 10-11 январь Ответственный за профориентационную деятельность Зам.директора по ВР Ответственный за профориентационную деятельность Классные руководители 1-11 февраль Учитель ИЗО 1-6 Февраль, март Классные руководители 7-11 апрель 6-11 В течение года Ответственный за профориентационную деятельность Ответственный за профориентационную деятельность Январь 25 Организация профильных проф 8-10 Июнь-август ориентационных смен в школьном лагере труда и отдыха Анализ трудоустройства и 9-11 02.09- 20.09. поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов. Школьные и социальные медиа Классы Ориентировочное Дела, события, мероприятия время проведения Фестиваль тематических 4-11 В течение года презентаций Выпуск школьной газеты 5-11 в конце каждой «Школьная жизнь» четверти Фестиваль тематических видеопоздравлений «Радио поздравления» к дню учителя, новый год, 23 февраля, 8 марта. Конкурс медиа продукции к календарным праздникам Тематические фотовыставки 5-11 В течение года 5-11 В течение года 4-11 В течение года 1-11 В течение года Участие в районном , областном 1-11 конкурсе видеороликов «Берегите лес!», «Земля-наш дом», «Вода это жизнь» и т.д. Создание социальной рекламы по 5-11 безопасности Март-май Участие в районном , областном 1-11 конкурсе видеороликов «Детям о детях войны», « Бессмертный полк», «Спасибо деду за победу», «Песня Победы» и т.д. Размещение тематических 6-11 видеороликов, фотографий – акций, мероприятий в социальных сетях Тематические радиоспектакли 1-11 май В течение года В течении учебного года В течение года Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Классные руководители Ответственные Классные руководители, учитель информатики Редколлегия, учитель русского языка и литературы, учитель информатики Классные руководители, учитель информатики Совет старшеклассников, Заместитель директора по ВР, учитель информатики Классные руководители, учитель информатики Учитель ИЗО, учитель информатики Классные руководители, учитель информатики Совет старшеклассников, Заместитель директора по ВР, учитель информатики Совет старшеклассников, Заместитель директора по ВР, учитель информатики Совет старшеклассников, Заместитель директора по ВР, учитель информатики Классные руководители , учитель русского языка и литературы, учитель информатики Видеоинсценировка любимой 4-11 Декабрь-февраль Классные руководители , книги учитель русского языка и литературы, учитель информатики Создание тематических 3-8 В течение года Учитель ИЗО, учитель мультипликационных фильмов информатики Детское общественное объединения «ЮИД» 26 Дела, события, мероприятия Классы Общий сбор членов отряда ЮИД. Распределение обязанностей. Оформление уголка и другой документации. Составление плана работы на год Помощь в разработке схем безопасных маршрутов «Школадом» с учащимися начальных классов Проведение операции безопасности дорожного движения «Внимание, дети!» Целевая экскурсия к перекрестку, раздача буклетов первоклассникам «Маленький пешеход». Подготовка и участие в районных и областных соревнованиях ,олимпиадах по ПДД «Лучший отряд ЮИД», «Безопасное колесо» и др. Конкурс рисунков для учащихся начальных классов «Правила дорожного движения – наши друзья». Проведение викторин по правилам дорожного движения в начальной школе Привлечение к проведению мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма работников ГИБДД Областной слёт отрядов ЮИД «Безопасное колесо» Рейды на наличие световозвращающих элементов у учащихся школы Мероприятия, посвященные Всемирному Дню памяти жертв ДТП 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь 1-2 сентябрь 1-9 сентябрь-май Руководитель отряда ЮИД, члены отряда ЮИД 1 сентябрь Зам. дир. по ВР Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД 5-9 В течение года Зам. дир. по ВР Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД 1-4 октябрь Руководитель отряда ЮИД, классные руководители 1-4 сентябрь-апрель 1-9 В течение года Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД , члены отряда ЮИД Зам. дир. по ВР Руководитель ЮИД , члены отряда ЮИД 5-6 сентябрь 5-9 ноябрь- февраль 5-9 ноябрь Оформление информации для сайта школы по деятельности отряда ЮИД Просмотр учебнопознавательных фильмов по БДД 5-9 1 раз в четверть Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД 1-9 в течение учебного года Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД Рейды по соблюдению правил дорожного движения учащимися школы 5-9 в течение учебного года Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД 27 Ответственные Зам. дир. по ВР, руководитель отряда ЮИД, члены отряда ЮИД Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД Руководитель ЮИД, классные руководители, , члены отряда ЮИД Преподаватель ОБЖ, Мед. работник, члены отряда ЮИД Участие в районных и областных акциях: -Акция «Засветись» -Акция «Пассажир» -Акция «Пешеход на переход» -Акция «Зимние каникулы» -Акция «Весенние каникулы» Викторина по ПДД «Безопасное поведение на улице в зимнее время» Подготовка листовок по ПДД 1-9 в течение учебного года Руководитель ЮИД, члены отряда ЮИД 3-5 март Руководитель отряда ЮИД , члены отряда ЮИД 5-9 апрель Проведение конкурсов кроссвордов, рисунков, плакатов, рефератов по теме безопасности дорожного движения Обзор газеты «Добрая дорога детства» 1-9 в течение учебного года Руководитель отряда ЮИД члены отряда ЮИД Руководитель отряда ЮИД члены отряда ЮИД 2-9 В течение года Руководитель отряда ЮИД, члены отряда ЮИД Выступление отряда ЮИД перед 5-9 в течение учебного учащимися школы года Неделя безопасности 1-9 май «Профилактика дорожнотранспортного травматизма» Организация работы по ПДД в 1-9 июнь летнем лагере Волонтерство отряд «Забота» Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время проведения Организационный сбор 6-11 сентябрь волонтеров Планирование работы отряда на год Руководитель отряда ЮИД , члены отряда ЮИД Руководитель отряда ЮИД , члены отряда ЮИД Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтёру новичку» Акция «Добрые дела в школе». Квест для 5-6 классов «Готов быть волонтером» Участие в акции «День пожилого человека» Акция «Ветеран живет рядом» 6-11 сентябрь Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» 5-6 сентябрь Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» 6-11 октябрь 6-11 октябрь Акция «Мои учителя» /Изготовление открыток, поздравление/ Акция «Учитель, перед именем твоим…» (поздравление ветеранов педагогического труда, 6-11 октябрь Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» 6-11 октябрь 28 Начальник лагеря Руководитель отряда Ответственные Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» оказание адресной помощи) Акция «Добро не уходит на 6-11 октябрь каникулы» Рейд « В гостях у ветерана» /Помощь на дому/ Экологическая акция «Бумажный 6-11 ноябрь бум» Мероприятия в рамках областной 6-11 декабрь акции «Рождество для всех и для каждого» Участие в конкурсах рисунков, 2-11 В течение года агитбригад, экологических газет, ярмарках. Операция «Школьный двор» 2-11 В течение года (субботники) Мероприятия в рамках областной 6-11 март благотворительной акции «Весенняя неделя добра» Благоустройство территории 6-11 сентябрь, апрель вокруг памятника погибшим войнам Акции: «Звезда Победы», 6-11 сентябрь, апрель «Наведём порядок САМИ!» (уборка территории), «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Свеча Памяти», «Чистый берег», «Чистое село» и т. д. Помощь в организации 6-11 сентябрь, апрель мероприятий в пришкольном оздоровительном лагере Экскурсии, экспедиции, походы Ориентировочное Классы время Дела, события, мероприятия проведения Беловский район.с.Беково Музей 5-9 сентябрь Чолкой Яшкинский район Томская писаница 2-6 сентябрь Обзорная экскурсия г. Кемерово 3-7 сентябрь Музей Красная горка 1-4 сентябрь Черниговский разрез 7-9 октябрь Кемеровский Гидрометцентр 4-6 ноябрь Кемеровский Ботанический сад 1-4 ноябрь 29 Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Зам. директора по ВР, члены отряда «Забота» Ответственные Зам. директора по ВР, Классные руководители, Учитель географии Зам. директора по ВР, Классные руководители, Учитель географии Зам. директора по ВР, Классные руководители, Учитель географии Зам. директора по ВР, Классные руководители, Учитель географии Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Геологический музей (КузТУ) 2-6 декабрь Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Этнографический музей (КемГУ) Экскурсия в ГТРК Кузбасс (Телецентр) Поездка в Филармонию 3-7 декабрь 7-9 январь 1-4 январь Краеведческий музей г.Кемерово 3-7 февраль Музей боевой славы Кузбасса г.Кемерово Кемеровский областной музей искусств Районные соревнования «Школьный турслет», летнее и зимнее спортивное ориентирование Экскурсия на радио 4-7 февраль, апрель 5-8 март 5-11 В течение года 6-7 март Обновление стенда «300-летие Кузбасса» 5-11 Ноябрь Зам.директора по ВР Организация и проведение тематических книжных выставок Организация и проведение тематических выставок-ярмарок творческих работ обучающихся, педагогов и родителей Организация встреч с интересными, творческими людьми и коллективами Организация и проведение праздников, театрализованных 5-11 В течение учебного года В течение учебного года Библиотекарь Зам.директора по ВР, Классные руководители 1-11 В течение учебного года Зам.директора по ВР, Классные руководители 1-11 В течение Зам.директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Экскурсия «Город профессий» 1-4 апрель Зам. директора по ВР, КИНДЕРЛЕНД Классные руководители Кванториум 4-6 май Зам. директора по ВР, Классные руководители Экскурсия в Аэропорт А.А. 1-4 май Зам. директора по ВР, Леонова Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Ориентировочное Классы время Дела, события, мероприятия Ответственные проведения Оформление классных уголков 2-11 сентябрь Зам.директора по ВР, Классные руководители Оформление актового зала и 5-11 В течение Зам.директора по ВР, рекреаций к праздничным учебного года Классные руководители мероприятиям и собраниям Организация и проведение 1-11 В течение Зам.директора по ВР, тематических выставок фото, учебного года Классные руководители рисунков, плакатов 1-11 30 представлений, концертов, конкурсов Экскурсии и выезды в театры, музеи, выставочные залы Тематические классные часы: «Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников», «Народное творчество», «Красота повседневной жизни», «Театр», «Понятие об эстетике» Тематические классные часы, беседы, направленные на изучение народных традиций, обрядов, праздников духовно – нравственного содержания Тематические беседы: «Этика и культура поведения», «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер» Фестиваль талантов Дела, события, мероприятия учебного года 1-11 В течение учебного года Зам.директора по ВР, Классные руководители 1-4 В течение учебного года Зам.директора по ВР, Классные руководители 2-5 В течение учебного года Зам.директора по ВР, Классные руководители 1-6 В течение учебного года Зам.директора по ВР, Классные руководители 1-8 Летний оздоровительный лагерь Я – кузбассовец! Классы Ориентировочное время проведения сентябрь Начальник лагеря Ответственные Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители День знаний 1-11 День окончания Второй мировой войны День солидарности в борьбе с терроризмом 1-11 сентябрь В г. Кемерѐво на правом берегу реки Томи, на Красной Горке, воздвигнутобелиск в честь первооткрывателя кузнецкого угля Михайлы Волкова 1-11 сентябрь Зам. директора по ВР, Классные руководители День памяти жертв фашизма 1-11 сентябрь Международный день пожилых людей Международный день музыки День учителя 1-11 октябрь Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители 1-11 октябрь 130 лет со дня рождения поэтессы, прозаика, драматурга Марины Ивановны Цветаевой (1892—1941) День отца в России 1-4 октябрь 1-11 октябрь 31 Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Международный день школьных библиотек октябрь Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители День народного единства 1-11 ноябрь День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России День матери в России 1-11 ноябрь 1-11 ноябрь День Государственного герба Российской Федерации 1-11 ноябрь День неизвестного солдата Международный день инвалидов День Героев Отечества 1-11 декабрь 1-11 декабрь День Конституции Российской Федерации День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации 20 лет со дня утверждения Гимна Кемеровской области — «Рабочей мелодии Кузбасса» 80 лет со дня образования Кемеровской области День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц- Биркенау (Освенцима) День памяти жертв Холокоста 80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 1-11 декабрь 1-11 декабрь 1-11 январь Зам. директора по ВР, Классные руководители 1-11 январь 1-11 январь Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители 1-11 февраль Зам. директора по ВР, Классные руководители 1-11 февраль Зам. директора по ВР, Классные руководители День защитника Отечества 1-11 февраль Международный женский день 1-11 март День воссоединения Крыма с Россией Международный день 1-11 март 1-11 апрель Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, 32 Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители освобождения узников фашистских концлагерей День космонавтики 1-11 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли Всемирный день Земли 1-11 Классные руководители апрель Зам. директора по ВР, Классные руководители апрель Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Зам. директора по ВР, Классные руководители Начальник лагеря, воспитатели Начальник лагеря, воспитатели Начальник лагеря, воспитатели Начальник лагеря, воспитатели Учитель физкультуры Начальник лагеря, воспитатели Начальник лагеря, воспитатели Праздник весны и труда 1-11 май День Победы 1-11 май День защиты детей 1-11 июнь День России 1-11 июнь День памяти и скорби 1-11 июнь День семьи, любви и верности 1-11 июль День физкультурника 1-11 август День Государственного флага 1-11 август Российской Федерации 80 лет со дня победы советских 1-11 август войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году Классное руководство и наставничество (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей и наставников) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) 33