литерат.чтение-1-4-шкР

Приложение к ООП НОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
1-4 класс
(авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.)

Составители:
Федотова Т.П.
Телегина С.В.
Кирюшкина Л.Е.
Роот А.Ю.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникацион ных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб ном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст
с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые вели- чины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и
зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
1 класс
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
 «Азбука» – первая учебная книга.
 Речь устная и письменная. Предложение.
 Слово и предложение.
 Слог. Деление слова на слоги.
 Ударение.
 Звуки в окружающем мире и в речи.
 Звуки в словах.
 Слог-слияние.
 Повторение и обобщение пройденного материала.
 Гласный звук [а], буквы А, а.
 Гласный звук [о], буквы О, о.
 Гласный звук [и], буквы И, и.
 Гласный звук [ы], буква ы.
 Гласный звук [у], буквы У, у.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
 Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
 Чтение слогов и слов с буквами Н,н.
 Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
 Чтение слогов и слов с буквами С, с.
 Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

 Чтение слогов и слов с буквами К, к.
 Согласные звуки [т], [т ], буквы Т, т.
 Чтение слогов и слов с буквами Т, т.
 Согласные звуки [л], [л ], буквы Л, л.
 Чтение слогов и слов с буквами Л, л.
 Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
 Чтение слогов, слов и предложений с буквами Р, р.
 Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
 Чтение слогов, слов и предложений с буквами В, в.
 Гласные буквы Е, е.
 Чтение слогов, слов и предложений с буквами Е, е.
 Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
 Чтение слогов, слов и предложений с буквами П, п.
 Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
 Чтение слогов, слов и предложений с буквами М, м.
 Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
 Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Чтение слогов, слов и предложений с
буквами.
 Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
 Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Чтение слогов, слов и предложений с
буквами.
 чтение слогов, слов, предложений
 с буквами Б,б и П,п
 Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
 Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
 Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
 Гласные буквы Я, я.
 Чтение слогов, слов, предложений
 с буквами Я,я
 Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста.
 Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
 Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.
 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
 Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста.
 Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
 Чтение текстов с изученными буквами.
 Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.
 Сочетание ши.
 Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.
 Сопоставление звуков [ж] и [ш].
 Гласные буквы Ё, ё.
 Чтение текстов с изученными буквами.
 Звук [j’], буквы Й, й.
 Чтение текстов с изученными буквами.
 Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
 Чтение текстов с изученными буквами.
 Гласные буквы Ю, ю.
 Чтение текстов с изученными буквами.
 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
 Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста.
 Гласный звук [э], буквы Э, э.
 Чтение текстов с изученными буквами. Пересказ текста.
 Мягкий глухой согласный звук [щ’].

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
 Как хорошо уметь читать.
 Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение
по ролям.
 Одна у человека мать; одна и родина.
 К. Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли
текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов.
Пословицы и поговорки о Родине
 История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на
основе иллюстрации
 В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.
Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.
 А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг
 Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка
 К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей
 К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского
для детей
 К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы.
 В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа
 С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть
 М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнениетекста –
описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа
 Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:
 С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов
 Весёлые стихи Б. Заходера.
 Весёлые стихи В. Берестова.
 Песенка – азбука. Выразительное чтение стихотворений.
 Проект: «Живая Азбука». Создание презентаций.
Разделы
Жилибыли
буквы
Сказки,
загадки,
небылицы
Апрель,
апрель.3венит
капель!
И в шутку и
всерьёз

Содержание
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой,
И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».
Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух
и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С.
Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок»

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О.Дриза,
О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н.
Артюховой, М. Пляцковского.
Я и мои друзья Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой,
В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова,И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю.
Энтина.
О братьях
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В.
наших
Осеевой. Сказки - несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
меньших

2 класс
Разделы
Введение

Содержание
Знакомство с учебником по литературному чтению. Внеклассное чтение.
Книги, прочитанные летом.

Самое
великоечудо
на свете

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Высказывания о книгах
К. Ушинского, М. Горького, Л.Толстого.Напутствие читателю Р. Сефа

Устное
народное
творчество

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Люблю
природу
русскую.
Осень
Русские
писатели
О братьях
нашихменьших

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза
велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси лебеди».
Осенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета,А.
Толстого, С. Есенина

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и
Людмила». И. А. Крылов. Басни. Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В.
Берестова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В.
Бианки. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Из детских
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский
журналов
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю
Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима,
природу
Ф. Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза»
русскую. Зима Новогодняя быль С. Михалкова. Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».С. Я. Маршак
«Кот и лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» А.Л. Барто. Стихи.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей
Я и мои друзья Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой
Люблю
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А.
природу
Блока, И. Бунина, С.Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
русскую.
Весна
И в шутку, и
Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.Веселые
всерьез
рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в пере
зару-бежных
воде С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная
стран
Шапочка»Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и
паук». Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

Разделы

3 класс
Содержание

Самое великое
чудо на свете
Устное
народное
творчество
Поэтическая
тетрадь 1

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров

Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк», «Сивка – бурка».
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьиЯ.
Смоленского. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»И. С. Никитин «Полно, степь моя,
спать беспробудно», «Встреча зимы» И. З. Суриков «Детство», «Зима».
Великие
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе
русские
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». И. А. Крылов. Басни
писатели
Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова Детство Л. Н. Толстого. Рассказы
Л. Н. Толстого
Поэтическая Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в
тетрадь 2
стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина
Литературные Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»В. М. Гаршин «Лягушка –
сказки
путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Былины и
М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»А.
небылицы
И. Куприн «Слон». С.Чёрный. Стихи о животных. А.А. Блок. Картины зимних
Поэтическая забав С. А. Есенин
тетрадь 1
Люби живое М. М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»В. В. Бианки «Мышонок
Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку»В. П. Астафьев «Капалуха»
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»А. Л. Барто «Разлука».
тетрадь 2
«В театре». С. В. Михалков «Если». Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».Проект
«Праздник поэзии»
Собирай по
В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»А. П. Платонов «Цветок на
ягодке –
земле», «Еще мама». М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие
наберешь
путешественники» Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Ю. Драгунский
кузовок
«Друг детства». Сборник юмористических рассказов Н. Носова
По страницам По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»Ю. И.
детских
Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как
журналов
получаются легенды». Р. Сеф «Веселые стихи».
Зарубежная
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
литература
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок
4 класс
Разделы
Вводный урок
по курсу
литературно
го чтения
Летописи,
былины,
жития

Содержание
Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. Внеклассное
чтение. Интересные книги, прочитанные летом.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил
Олег коня своего». Былины. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия
Радонежского». Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный
мир
классики

П. П. Ершов «Конек - горбунок». А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора!
Очей очарование». «Сказка омертвой царевне и семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)Л.
Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень». А.П. Чехов
«Мальчики»
Поэтическая Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»А. А. Фет
тетрадь
«Весенний дождь», «Бабочка». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист». «Где сладкий шепот»А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В
синем небе плывут над полями». Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние
сумерки нянины сказки»И. А. Бунин «Листопад»
Литератур
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П.
ныесказки
П. Бажов «Серебряное копытце». А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
потехе час
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»В.
В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Страна
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми
детства
шишками». М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». А. Есенин «Бабушкины сказки»
тетрадь
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка».Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев
«Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы»
Поэтическая Б. Л. Пастернак «Золотая осень».Д. Б. Кедрин «Бабье лето». С. А. Клычков
тетрадь
«Весна в лесу»Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
Родина
И. С. Никитин «Русь». С. С. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина!»
Проект «Они защищали Родину»
Страна
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»Кир
Фантазия
Булычев «Путешествие Алисы»
Зарубежная
литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В
Назарете»

Тематическое планирование

1
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел, тема урока
Обучение грамоте
Добукварный период
Букварный период
Послебукварный период
Литературное чтение
Жили – были буквы
Загадки. Сказки. Небылицы
Апрель, апрель! Звенит капель…
И в шутку и всерьёз
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
2

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Кол-во ч
73
14
45
14
26
4
4
4
4
5
5

класс (105 час.)

Раздел
Введение
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели – детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерьёз
Литература зарубежных стран
3

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

класс (99 час.)

Кол-во ч
1
11
5
11
10
7
8
13
8
9
10
11

класс (105 час.)

Раздел
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь 1
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь 2
Литературные сказки
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь 1
Люби живое
Поэтическая тетрадь 2
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
По страницам детских журналов
Зарубежная литература

Кол-во ч
2
10
8
20
5
6
7
5
13
5
10
7
7

4
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

класс (105 час.)

Раздел
Вводный урок по курсу литературного чтения
Летописи, былины, жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время – потехе час
Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
Обобщение и повторение

Кол-во ч
1
5
18
8
11
6
7
5
12
6
7
5
11
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».