лит.чтение-на-род.яз.1-4-шкР

Приложение к ООП НОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
1-4 класс
авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Составители:
Федотова Т.П.
Телегина С.В.
Кирюшкина Л.Е.
Роот А.Ю.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствиис коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.

Содержание учебного предмета
1 класс
Раздел

Раздел

Основное содержание

1.«Россия

Раздел 2. «Фольклор
нашего народа»
Раздел 3. «О братьях
наших меньших»
Раздел 4.
«Временагода»

Л.Н.
–наша
Толстой
Родина»
«Два раза не умирать» В.Осеева «Все вместе»
Е.Пермяк «Для чего руки нужны» Л.Н.Толстой «Два товарища»
В.Росин «Друзья познаются в беде»
Потешки Колыбельные Побасёнки Скороговорки Небылицы
С.Я. Маршак «Я видел» Русская народная сказка «Лиса и рак»
Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки»А. Усачёв «Если вы
собрались в гости» С.Я. Маршак «Пудель» С. Михалков «Ошибка»
В.Орлов В. «Абрикос в лесу» Р.А. Кудашева «Два зайчика»
А.А. Фет «Весенний дождь», «Что за вечер» С. Есенин «Воробышки» И.
Бунин «Первый снег» Проект «Книжка-малышка»

Раздел 5. «Маленькие
ибольшие секреты
страны Литературии»

А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» Л.Дьяконов
«Первоклассникам» Г.Новицкая «Книжки» Р.Сеф «Учись читать!»
В.Голявкин «Болтуны» С.Погореловский «Ох, и непорядки в
Мишкиной тетрадке» Л.Пантелеев «Ау» А.Барто. «Стали грамотными»
Э.Мошковская «Можно всему научиться» С.Я. Маршак «Угомон»
Ингушская сказка «Заяц и черепаха»
2 класс

Раздел

Раздел

Основное содержание

1. «Россия

Раздел 2. «Фольклор
нашего народа»

Раздел 3. «О
братьях наших
меньших»

Раздел 4.
«Времена года»

Раздел 5. «Мои
любимые
сказки»

–К.Ушинский
наша Родина»
«Наше Отечество» В.Орлов «Родное» Г.Ладонщиков
«Скворец на чужбине» П. Воронько «Лучше нет родного края».
Русская народная сказка «Мена» Русская народная сказка «Лисичка со
скалочкой» Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Русская народная сказка «Лиса и журавль» Русская народная сказка
«Самое дорогое» Русская народная сказка «Два мороза».
Проект «Мир фольклора – мир народной мудрости» (пословицы,
поговорки, загадки, народные приметы и обряды).
Б.Заходер «Как Волк песни пел» Э.Шим «Жук на ниточке»
В.Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук» В.Орлов «Светлячокмаячок» Л.Пантелеев «Как поросенок говорить научился» В.Чаплина
«Мушка» Л.Пантелеев «Две лягушки» Б.Житков «Храбрый утенок»
В.Гаршин «Лягушка-путешественница» С.Козлов «Черный омут»
М.Пришвин «Ёж» Б.Заходер «Птичья школа» Е.Пермяк «Самое
страшное»
С.Иванов «Какой сегодня весёлый снег…», «Зимой Ваня сделал
кормушку…» С.Козлов «Вольный осенний ветер» Н.Сладков «Медведь
и Солнце» А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета» А.К.Толстой «Вот
уж снег последний в поле тает» С.Есенин «Черёмуха».
Индийская сказка «Ссора птиц» Белорусская сказка «Краденым сыт не
будешь»Братья Гримм «Звёздные талеры» Дагестанская сказка
«Храбрый мальчик»Дж. Родари «Рыбы» Д. Мамин-Сибиряк «Сказка
про храброго Зайца» В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»

3 класс
Раздел

Основное содержание

Раздел 1 «Россия –
наша Родина»

Э.К. Киселёва «Мальчик-Огонёк» Б.Н. Полевой «Последний день
Матвея Кузьмина» В.С.Высоцкий «Он не вернулся из боя»
С.А.Баруздин «Страшный клад» С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном
герое» Л.В.Яковлев «Альбом фотографий»
Раздел 2 «Фольклор Н.П.Вагнер «Сказка» Русская народная сказка «Баба - Яга»
нашего народа»
Русская народная сказка «Подземные царства» Проект «Мои первые
народные сказки»
Раздел 3 «О
Б.И. Заходер «Серая звёздочка» Л.Н.Толстой «Комар и лев»
братьях наших
Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»А.П. Платонов «Разноцветная
меньших»
бабочка» И.С. Тургенев «Воробей» М.М.Пришвин «Дятел»
Раздел 4 «Времена И.В. Соколов-Микитов «Листопадничек» Ф.И. Тютчев «Листья»
года»
Саша Чёрный «На коньках» Игорь Северянин «Отчего?»
Г.М.Новицкая «Подснежник» Н.В.Гоголь «Весна, долго
задерживаемая холодами…» А.П. Чехов «Весной» А.Н.Плещеев
«Весна» Я.Л.Аким «Апрель» А.А.Блок «Вербочки» Л.А.Чарская
«Дивные звуки»
К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»
Н.К.Абрамцева «Радуга»
Раздел 5
Н.М. Артюхова «Трусиха», «Трудный вечер» В.Ю. Драгунский
Рассказы о детях»
«…Бы»
4 класс
Раздел
1
«Россия
–
наша Родина»
Раздел 2.
«Фольклор
нашего народа»
Раздел 3. «О
братьяхнаших
меньших»
Раздел 4. «Страна
«Фантазия»
Раздел 5.
«Времена
года»
Раздел 6.
«Зарубежная
литература»

С.Михалков «Гимн Российской Федерации» Яковлев Ю.Я. «О нашей
Родине» Проект «Россия-родина моя»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.
Любарской Русская народная сказка «Пётр 1 и мужик» в пересказе Л.Н.
Толстого Пересказ А. Нечаева. «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»
Сергей Голицын «Сказания о земле русской»
М.М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть»М.М. Пришвин
«Глоток молока»
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
И.З. Суриков «Весна» С.А. Есенин «С добрым утром»Саша Чёрный
«Зелёные стихи»
И.С. Соколов – Микитов «Русский лес»
Х.К. Андерсен «Русалочка» А.Э. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»
Дж. Родари «Эти бедные приведения» Джекобс Д. «Рыба и кольцо»

Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

Раздел, тема урока

Раздел 1. «Россия – наша Родина» (5 ч)
Л.Н. Толстой «Два раза не умирать»
В. Осеева «Все вместе»
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
Л.Н. Толстой «Два товарища»
В. Росин «Друзья познаются в беде»
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (7 ч)
Потешки. Скороговорки. Небылицы.
Колыбельные песни.
Русская народная сказка «Лиса и рак».
Русская народная сказка «Терешечка»
Русская народная сказка про Василису Премудрую
Русская народная сказка «Финист - Ясный Сокол»
С. Я. Маршак «Я видел»

Кол-во ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 3. «О братьях наших меньших» (4 ч)
13.

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки»

1

14.
15.
16.

А. Усачёв «Если вы собрались в гости»
С. .Я. Маршак «Пудель»
С. Михалков «Ошибка»
Раздел 4. «Времена года» (6 ч)
В.Орлов «Абрикос в лесу»
Р.А.Кудашева «Два зайчика»

1
1
1

1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.

С.Есенин «Воробышки», И.Бунин «Первый снег»
А. Барто «Перед отлетом»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Что за вечер»
Проект «Книжка-малышка»
Раздел 5. «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (11ч)
А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Л. Дьяконов «Первоклассникам»
Г. Новицкая «Книжки»
Р. Сеф «Учись читать!»
В. Голявкин «Болтуны»
С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадки»

29.
30.
31.
32.
33.

Л. Пантелеев «Ау»
А. Барто «Стали грамотными»
Э. Мошковская «Можно всему научится»
С.Я. Маршак «Угомон»
Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

1
1
1
1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.

1
1

1
1
1
1
1
1

2
№ урока

класс (35 часов)

Раздел, тема урока

Кол-во ч

Раздел 1. «Россия – наша Родина» (2 ч)
1.
2.

К. Ушинский «Наше Отечество»
В. Орлов «Родное»; Г.Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько
«Лучше нет родного края»
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (7 ч)

1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Русская народная сказка «Мена»
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Самое дорогое»
Русская народная сказка «Два мороза»
Проект «Мир фольклора – мир народной мудрости» (пословицы,
поговорки, загадки, народные приметы и обряды)
Раздел 3. «О братьях наших меньших» (13 ч)
Б. Заходер «Как Волк песни пел»
Э. Шим «Жук на ниточке»
В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»
В. Орлов «Светлячок- маячок»
Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
В. Чаплина «Мушка»
Л. Пантелеев «Две лягушки»
Б. Житков «Храбрый утенок»
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
С. Козлов «Черный омут»
М Пришвин «Ёж»
Б. Заходер «Птичья школа»
Е. Пермяк «Самое страшное»
Раздел 4. «Времена года» (5 ч)
С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег…», «Зимой Ваня сделал
кормушку…»
С. Козлов «Вольный осенний ветер»
Н. Сладков «Медведь и Солнце»
А. С. Пушкин «…Опрятней модного паркета»; А. К. Толстой «Вот уж
снег
последний в поле тает,.»
С. Есенин «Черёмуха»
Раздел 5. «Мои любимые сказки» (7 ч)
Индийская сказка «Ссора птиц»
Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»
Братья Гримм «Звёздные талеры»
Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Дж. Родари «Рыбы»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»
В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»
Обобщение и повторение

1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

3класс (35 часов)
№
урока

1.
2 – 3.
4.
5.
6.
7.
8 – 9.
10.
11 –12.
13 –14.
15.
16.
17.

Раздел, тема урока

Раздел 1. «Россия – наша Родина» (7 ч)
Э.К. Киселёва «Мальчик-Огонёк»
Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»
В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
С.А. Баруздин «Страшный клад»
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Л.В. Яковлев «Альбом фотографий»
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (10 ч)
Н.П. Вагнер «Сказка»
Русская народная сказка «Баба - Яга»
Русская народная сказка «Подземные царства»

Проект «Мои первые народные сказки»
Б.И. Заходер «Серая звёздочка»
Л.Н. Толстой «Комар и лев»
Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»
Раздел 3. «О братьях наших меньших» (5 ч)
18 - 19. А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
20.
И.С. Тургенев «Воробей»
21.
М.М. Пришвин «Дятел»
22.
И.В. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Раздел 4. «Времена года» (9 ч)
23.
Ф.И. Тютчев «Листья»
24.
Саша Чёрный «На коньках»
25.
Игорь Северянин «Отчего?» Г.М. Новицкая «Подснежник»
26.
Н.В. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…» А.П. Чехов
«Весной»
27.
А.Н. Плещеев «Весна» Я.Л. Аким «Апрель»
28.
А.А. Блок «Вербочки».
29.
Л.А. Чарская «Дивные звуки».
30.
К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»
31.
Н.К. Абрамцева «Радуга»
Раздел 5. «Рассказы о детях» (3 ч)
32.
Н.М. Артюхова «Трусиха»
33.
В.Ю. Драгунский «…Бы»
34.
Н.М. Артюхова «Трудный вечер»
35.
Обобщение и повторение

Кол-во ч

1
2
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4класс (17 часов)
№ урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Раздел, тема урока

Раздел 1. «Россия – наша Родина» (2 ч)
С. Михалков «Гимн Российской Федерации» Ю.Я. Яковлев «О нашей
Родине»
Проект «Россия-родина моя»
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (5 ч)
Русская народная сказка «Марья и ведьмы» в обработке Г. Науменко
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А. Любарской
Русская народная сказка «Пётр 1 и мужик» в пересказе Л.Н. Толстого
«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» пересказ А. Нечаева
Сергей Голицын «Сказания о земле русской»
Раздел 3. «О братьях наших меньших» (2 ч)
М.М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть». М.М. Пришвин
«Глоток молока».
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
Раздел 4. «Страна «Фантазия» (2 ч)
Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Раздел 5. «Времена года» (2 ч)

Кол-воч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.

И.З. Суриков «Весна». С.А. Есенин «С добрым утром»
Саша Чёрный «Зелёные стихи». И.С. Соколов – Микитов «Русский лес»
Раздел 6. «Зарубежная литература» (4 ч)

1
1

14.
15.
16.
17.

Х.К. Андерсен «Русалочка»
А.А.Э. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»
Дж. Родари «Эти бедные приведения»
Джекобс Д. «Рыба и кольцо»

3
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».