родной-русский-язык-1-4-шкР

Приложение к ООП НОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (Русский)»
1-4 класс
(авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.)

Составители:
Федотова Т.П.
Телегина С.В.
Кирюшкина Л.Е.
Роот А.Ю.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб- ном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позна вательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных
учебных действий.
Предметные результаты:
1)
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3)
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование
позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям об- щей
культуры и гражданской позиции человека;
4)
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее

Язык в действии
Секреты речи и
текста

1 класс
Основное содержание
Особенности оформления книг в Древней Руси. Как появились буквы
современного русского алфавита. Проект «Оформление буквиц и заставок».
Об истории русской письменности. Как писали в старину. Дом в старину,
что как называлось. Как одевались в старину. Имена в малых жанрах
фольклора. Проект «Словарь в картинках».
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Проектное задание.
Словарь в картинках.
Как нельзя произносить слова. Выделяем голосом важные слова. Как можно
играть звуками. Где поставить ударение? Как сочетаются слова. Для
чего нужна рифма? Проект «Составлю своё стихотворение».
Как люди общаются друг с другом. Вежливые слова. Как люди
приветствуют друг друга. Спрашиваем, отвечаем. Секреты диалога.
Сравниваемтексты. Зачем людям имена. Культура общения.
Обобщение.

Раздел
Русский язык.
Прошлое и
настоящее

Язык в действии

Секреты речи и
текста

2 класс
Основное содержание
Знакомство с учебником. Слова, называющие игры, забавы, игрушки. Слова,
называющие предметы традиционного русского быта. Дом в старину: что
как называлось. Слова, называющие то, что ели в старину. Слова,
называющие то, во что раньше одевались дети. Пословицы, поговорки.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов других
народов. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках,прибаутках). Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформление красной строки и заставок. Проект «Почему это так
называется?»
Что можно узнать о человеке по его речи. Язык и речь. Диалог и монолог.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба.
Смыслоразличительная роль ударения. Определение ударного слова. Как
можно «играть» ударными звуками. «Азбука вежливости»: основные
формулы речевого этикета.
Устная речь и секреты текста. Восстановление деформированного текста.
Л.Н.Толстой. «Чиж». Коллективное изложение текста «Как Митя спас
воробышка» по вопросам к каждому предложению. Лексические средства
связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи предложенийв
тесте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор. Составление текста «Ёжик» по опорным словам с
творческим дополнением. Устный ответ как жанр монологической устной
учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответдобавление (на практическом уровне). Создание текстов-повествований:
заметки о посещении музея. Составление текста об участии в народных
праздниках. Текст- развёрнутое толкование значения слова. Обобщающий
урок.
3 класс

Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее

Язык в действии

Секреты речи и
текста

Основное содержание
Как писали в старину. Народные приметы в старину. Профессии людей в
старину. «Не скоро дело делается, а скоро сказка сказывается». Отношения
между людьми. Экскурсия по старому городу. Русский народный костюм.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках). Изложение с элементами сочинения. Проект «Откуда в
русском языке. Как правильно произносить слова эта фамилия» Проект:
«История моего имени и фамилии».
Многообразие суффиксов. Род имён существительных. Имена
существительные общего рода. Существительные, имеющие только форму
единственного числа. Существительные, имеющие только форму
множественного числа. Правильное и точного употребления предлогов.
Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова. Сочинение на тему:
«Мой выходной день». Типы текста. Стили речи: разговорный и книжный.
Стили речи: художественный и научный. Тексты разных стилей
речи. Культура общения. Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи». Я
пишу письмо. Обобщение.

4 класс
Основное содержание

Раздел
Русский язык:
прошлое и
настоящее

Наша речь и наш язык. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья
вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом, а песня-ладом. Язык
языку весть подает. Русские традиционные эпитеты. Лексика,
заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов. Слова, называющие родственные
отношения. Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке».

Язык в действии

Трудно ли образовывать формы глагола? Можно ли об одном и том же
сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания? Проект «В
мире пунктуационных знаков»
Научный стиль речи. Разговорный стиль речи. Деловой стиль речи.
Художественный стиль. Публицистический стиль речи. Тексты разных
стилей речи. Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык».
Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи».

Секреты речи и
текста

Тематическое планирование
1 класс (33 час.)
№ п/п

1.
2.
3.
4-5
6-7
8-9
10.
11.
12.
13.
14.
15 –16.
17 –19.
20.
21.
22.
23 –24.
25 –26.
27.
28 –29.
30.
31.
32.
33.

Тема урока

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее - 12 часов
Особенности оформления книг в Древней Руси.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Проект «Оформление буквиц и заставок».
Об истории русской письменности.
Как писали в старину.
Дом в старину, что как называлось.
Как одевались в старину.
Имена в малых жанрах фольклора.
Проект «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии - 10 часов
Как нельзя произносить слова.
Выделяем голосом важные слова.
Как можно играть звуками.
Где поставить ударение?
Как сочетаются слова.
Для чего нужна рифма?
Проект «Составлю своё стихотворение».
Раздел 3. Секреты речи и текста - 11 часов
Как люди общаются друг с другом.
Вежливые слова.
Как люди приветствуют друг друга.
Спрашиваем, отвечаем.
Секреты диалога.
Сравниваем тексты.
Зачем людям имена.
Итоговая контрольная работа.

Кол-во ч

1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
2
3
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1

2 класс (35 час.)
№ п/п

1.
2.

Тема урока

Русский язык. Прошлое и настоящее – 13 часов
Знакомство с учебником. Слова, называющие игры, забавы, игрушки.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта.

Кол-во ч

1
1

Дом в старину: что как называлось.
Слова, называющие то, что ели в старину.
Слова, называющие то, во что раньше одевались дети.
Пословицы, поговорки.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов.
8.
Фразеологизмы.
9.
Сравнение фразеологизмов других народов.
10. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
11 –12. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
13.
Проект «Почему это так называется?»
Язык в действии - 7 часов
14.
Что можно узнать о человеке по его речи.
15.
Язык и речь. Диалог и монолог.
16.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба.
17.
Смыслоразличительная роль ударения.
18.
Определение ударного слова.
19.
Как можно «играть» ударными звуками.
20.
«Азбука вежливости»: основные формулы речевого этикета.
Секреты речи и текста - 14 часов
21 -22. Устная речь и секреты текста.
23.
Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой. «Чиж».
24.
Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробышка» по
вопросам к каждому предложению.
25.
Лексические средства связи предложений в тексте.
26.
Порядок слов как средство связи предложений в тесте.
27.
Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
28.
Составление текста «Ёжик» по опорным словам с творческим
дополнением.
29.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи.
30.
Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).

1
1
1
1
1

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музея.
Составление текста об участии в народных праздниках.
Текст- развёрнутое толкование значения слова.
Итоговая контрольная работа.
Итоговое повторение

1
1
1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.

31.
32.
33.
34.
35.

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

3
№ п/п

класс (35 час.)
Тема урока

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее - 13 часов
Как писали в старину.
Народные приметы в старину.
Профессии людей в старину.
«Не скоро дело делается, а скоро сказка сказывается».
Отношения между людьми.
Экскурсия по старому городу.
Русский народный костюм.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках). Изложение с элементами сочинения.
12.
Проект «Откуда в русском языке эта фамилия».
13.
Проект: «История моего имени и фамилии».
Раздел 2. Язык в действии - 7 часов
14.
Как правильно произносить слова.
15.
Многообразие суффиксов.
16.
Род имён существительных.
17.
Имена существительные общего рода.
18.
Существительные, имеющие только форму единственного числа.
19.
Существительные, имеющие только форму множественного числа.
20.
Правильное и точного употребления предлогов.
Раздел 3. Секреты речи и текста - 14 часов
21 – 22. Темы текстов.
23 – 24. Основная мысль текста. Опорные слова.
25.
Сочинение на тему: «Мой выходной день»
26 – 27. Типы текста.
28.
Стили речи: разговорный и книжный.
29.
Стили речи: художественный и научный.
30.
Тексты разных стилей речи.
31.
Культура общения.
32.
Итоговая контрольная работа.
33.
Я пишу письмо.
34.
Обобщение.
35.
Обобщение.
1.
2.
3 – 4.
5 – 6.
7 – 8.
9.
10.
11.

4
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Кол-во ч

1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

класс (17 час.)
Тема урока

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее - 8 часов
Наша речь и наш язык.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Красна сказка складом, а песня - ладом.
Язык языку весть подает. Русские традиционные эпитеты.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов. Слова, называющие
родственные отношения.
Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке».
Раздел 2. Язык в действии – 4 часа
Трудно ли образовывать формы глагола?
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Как и когда появились знаки препинания?

Кол-во ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Проект «В мире пунктуационных знаков».
Раздел 3. Секреты речи и текста - 5 часов
Научный стиль речи.
Разговорный стиль речи. Деловой стиль речи.
Художественный стиль. Публицистический стиль речи.
Тексты разных стилей речи. Итоговая контрольная работа.
Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык».
Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи».

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».