ОРКСЭ

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно – нравственной культуры народов
России»
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы буддийской культуры»
Модуль «Основы исламской культуры»
Модуль «Основы иудейской культуры»
Модуль «Основы православной культуры»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Модуль «Светская этика»
4 класс (по 1 ч. в неделю, по 35ч. в год)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебник «Основы светской этики» 4 класс
Авторы учебников: К.В.Савченко, Т.Д.Шапошников

Составитель
Учитель Телегина С.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 01 от 29.08.2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно – нравственной культуры народов России»
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержания основных образовательных программ
учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
3.Содержание учебного модуля «Основы буддийской культуры».
4. Тематическое планирование учебного модуля «Основы буддийской культуры» с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждого раздела
5. Содержание учебного модуля «Основы исламской культуры».
6. Тематическое планирование учебного модуля «Основы исламской культуры» с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждого раздела.
7. Содержание учебного модуля «Основы иудейской культуры».
8. Тематическое планирование учебного модуля «Основы иудейской культуры» с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждого раздела.
9. Содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
10. Тематическое планирование учебного модуля «Основы православной культуры» с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела.
11.Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».
12. Тематическое планирование учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела.
13. Содержание учебного модуля «Светская этика».
14. Тематическое планирование учебного модуля «Светская этика» с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждого раздела.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить в
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио -, видео – и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо - видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных
учебных действий.
Предметные результаты:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство
с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
2)понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России;
4) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности;
5)становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России;
6)осознание ценности человеческой жизни.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и
включает в себя 6 модулей:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Содержание основных образовательных программ
Учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Россия - наша Родина.
Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные
христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры Введение в исламскую духовную традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и
как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в
исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский
храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской
культуре.
Основы иудейской культуры Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского
народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение
синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их
история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур Культура и религия. Древнейшие верования.
Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в
религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях
мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари
религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники
как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.
1.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

2.
3.
4.

Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).
Традиционные религии и этика в России (13 часов);
Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Содержание учебного модуля «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина. Россия - многонациональное государство. Культурные традиции и
вечные ценности. Духовный мир человека. Значение духовности, нравственности, морали для
жизни и деятельности человека, семьи, общества. Культурное многообразие России.
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Место
религии в культуре. Мировые религии и их влияние на духовное развитие человечества.
Буддизм как мировая религия. Возникновение буддизма. Будда Шакьямуни - основатель
буддизма. Основатели традиционных для России религий.
Будда и его учение. Буддийское предание о Будде Шакьямуни. Происхождение и рождение
Будды. Детство и юность принца Сиддхартхи. Четыре встречи, изменившие жизнь Сиддхартхи
Гаутамы. Уход Сиддхартхи из дворца. Жизнь Сиддхартхи в аскезе. Дерево Бодхи и
просветление Будды Шакьямуни. Четыре благородные истины буддизма и Восьмеричный путь
избавления от страданий.
Буддийский священный канон Трипитака
Буддийский священный канон. История
возникновения Трипитаки. Составные части Трипитаки. Особенности печати, хранения и
чтения буддийских книг в тибетской традиции. Буддийские монахи - знатоки священного
канона. История появления «Ганджура». «Ганджур» на территории России. Отношение
буддистов к книгам.
Буддийская картина мира. Добро и зло Устройство мира в буддизме. Закон кармы. Роль
осознания и раскаяния в очищении кармы. Колесо сансары и его изображение в буддийской
традиции. Символические изображения добродетельной и грешной жизни. «Бесконечный узел»
- буддийский символ круговорота бытия. «Омрачения» ума и их символическое изображение в
буддизме. Общечеловеческие представления о добре и зле. Добро и зло в понимании буддистов.
Учение Будды о добре и зле. Благие и неблагие деяния, их значение в жизни человека и
общества. Понятие даяния (приношения дара) в буддизме.
Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни Принцип ахимсы - ненасилия основан на любви и доброте. Право на жизнь каждого живого существа. Закон кармы и
ответственность человека за свои деяния. Насилие - причина страданий. Любовь, забота,
помощь - основа счастья. Планета Земля - общий дом. Ценность жизни как общечеловеческая
ценность. Осознание ценности жизни как основа буддийского отношения к миру. Ценность
рождения человеком в буддийской традиции. Доброта матерей и понятие об истинной любви в
буддизме. Обязанности человека по отношению к себе, близким, обществу, государству.
Понятие об активном сострадании. Бодхисаттва - пример активного сострадания. Сострадание
и милосердие в повседневной жизни буддистов. Четыре безмерных пожелания. Принцип
взаимосвязи между окружающей средой и людьми в буддийском учении. Положение о
равенстве всего живого. Бережное отношение к природе, запрет на убийство, защита живых
существ. Забота о природе в повседневной жизни буддистов. Свобода и нравственность.
Буддийские учителя Понятие духовного учителя в буддизме. Два основных направления в
буддизме - махаяна и тхеравада. Гелуг - распространённая школа махаяны в России.
Основатель школы гелуг – Чже Цонкапа. Свобода выбора духовного учителя в буддийской
традиции.
Взаимоотношения ученика и духовного учителя в буддизме Семья в буддийской культуре и
её ценности. Значение семьи в жизни человека и общества. Семейные ценности в буддийской
культуре. Обязанности детей и обязанности родителей в буддийской семье. Обязанности и
взаимоотношения мужа и жены в буддийской традиции. Традиции гостеприимства в
буддийской семье. Правила этикета в буддийской культуре. Творческая работа.
Буддизм в России История развития буддизма в России. Традиционно буддийские регионы в
России. Санкт-петербургский дацан Гунзэ- чойнэй - первый буддийский храм в Европе.
Современное состояние буддизма в России. Буддийские общины на территории современной
России. Традиции буддизма в установлении согласия между людьми и взаимопонимания.
Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о добродетелях Восемь принципов
правильной жизни - основа Восьмеричного благородного пути. Понятие Срединного пути в
буддизме. Поучение Будды сыну. Символическое изображение этапов очищения ума. Сангха -

община последователей Будды и его учения. Пути совершенствования ума человека через
щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость. Мандала - буддийский
символ круговорота рождений и смертей. Буддийский путь следования добродетелям. Активная
жизненная позиция в понимании буддистов и её проявления в повседневной жизни.
Буддийские символы, ритуалы, обряды, священные сооружения «Колесо учения» и «три
драгоценности» буддизма. Восемь благоприятных символов. Лотос как один из основных
символов буддизма. Ступа - символ Бодцы Шакьямуни и его учения. Животные-символы в
буддизме. Символические предметы и ритуальная одежда в буддийской духовной традиции.
Буддизм - одна из традиционных религий населения России. Связь буддийских ритуалов и
обрядов с обычаями разных народов. Значение буддийских ритуалов и обрядов в повседневной
жизни человека. Традиционные обряды и ритуалы буддистов. Буддийский храм, изображения и
статуи Будды, ступа и места, связанные с жизнью Будды, как буддийские святыни. Буддийские
святыни в мире и в России. Паломничество к священным местам. Значение паломничества в
жизни буддистов. Бурятский лама Даша-Джоржо Ити- гэлов - символ безграничных духовных
возможностей человека. История возникновения ступ. Назначение и архитектурные
особенности ступы. Символическое значение ступы. Буддийский монастырь - духовный центр
для буддистов-мирян и монахов. Назначение, архитектурные особенности и внутреннее
убранство буддийского монастыря. Буддийское учение в повседневной жизни буддийских
монахов. Священные сооружения православия, ислама, иудаизма.
Буддийский храм Особенности буддийского храма. Назначение, архитектурные особенности,
внутреннее устройство буддийского храма. Алтарь - главное место буддийского храма. Правила
поведения в общественном месте.
Буддийский календарь Летоисчисление по лунному календарю. Буддийский календарь и его
отличие от григорианского. Особенности буддийского календаря. Животные - символы
двенадцатилетнего цикла. Место лунного календаря в жизни современных буддистов.
Буддийские праздники Светские и религиозные праздники. Смысл и значение светских и
религиозных праздников. Значение праздников в буддийской культуре. Основные буддийские
праздники. История, смысл и значение праздника Beсак, обычаи и традиции. Традиции
празднования Нового года у буддистов в России. Главные праздники христиан, мусульман,
иудеев.
Искусство в буддийской культуре. Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма
Художественная ценность предметов и явлений буддийской духовной культуры. Скульптура и
живопись. Каноны скульптурных изображений Будды Шакьямуни. Требования к буддийским
художникам. Чже Цонкапа о предназначении искусства. Декоративно-прикладное искусство в
буддийской культуре. Творческая работа. Традиционные религии России. Понятие святыни в
религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги,
культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое
значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. Внеурочная деятельность:
посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные
святыни мира», «Религиозные святыни России»).
Основные нравственные заповеди буддизма, православия, ислама, иудаизма. Отношение
к труду и природе в буддизме, православии, исламе, иудаизме, светской этике
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение
ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое
правило нравственности как общечеловеческий моральный закон. Труд в жизни человека и
общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное
отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир
Российские буддийские, православные, исламские, иудейские, светские семьи. Любовь и
уважение к Отечеству Семья как основа жизни человека. Род и семья - истоки нравственных
отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в
исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо. Этапы становления
духовных традиций России. Любовь - основа человеческой жизни. Служение человека
обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Этапы становления духовных традиций России. Любовь - основа человеческой жизни.
Служение
человека
обществу,
Родине.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование модуля «Основы буддийской культуры»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Темы
Россия – наша Родина
Культура и религия. Буддизм.
Будда и его Учение
Будда и его Учение
Буддийские священные книги
Буддийские священные книги
Буддийская картина мира
Буддийская картина мира
Добро и зло
Принцип ненасилия
Любовь к человеку и ценность жизни
Сострадание и милосердие
Отношение к природе
Буддийские учители
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Творческая работа учащихся
Обобщающий урок
Буддизм в России
Путь духовного совершенствования
Буддийское Учение о добродетелях
Буддийское Учение о добродетелях
Буддийские символы
Буддийские ритуалы и обряды
Буддийские святыни
Священные буддийские сооружения
Буддийский храм.
Буддийский календарь
Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре
Любовь и уважение к Отечеству
Творческая работа учащихся
Сообщения учащихся по выбранной теме.
Подготовка презентаций
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Обобщающий урок

Кол-во ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание учебного модуля «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе
занимает твое поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность.
Духовные традиции.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия История возникновения
ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до
возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности Как прошли детство и
юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья
Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка
Мухаммада. Начало пророчества.
Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха Как Пророк стал призывать к
новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения.
Язычники.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники
нравственности Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания.
Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами

мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной
формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).
Исполнение мусульманами своих обязанностей Обязанности мусульман. Пост в месяц
рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как
мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака).
Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина.
Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа.
Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть.
Минарет.
Мусульманское летоисчисление и календарь Ислам в России. Распространение, территории,
где проповедуют ислам.
Семья в исламе Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена.
Взаимоотношения родителей и детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд».
Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра,
отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству,
миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в
исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки.
Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры»
№ п/п

I
1.
II
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10-13
14
15
16
17
18
19-20
21
22
23
24
25-26
27-28
29
III.
30

Тема

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества
Россия - наша Родина.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.
Жизнеописание.
Пророк Мухаммад – проповедническая миссия
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Общие принципы ислама и исламской этики.
Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов.
Ислам в России.
Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.
Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.
Забота о здоровье в культуре ислама.
Ценность образования и польза учения в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения.
Искусство ислама.
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

Кол-во
ч

1
1
28
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
5
1

31-32
33

34

35

многоконфессионального народа России
Подготовка творческих проектов.
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю
православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я
понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе,
селе)» и т.д.
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение
к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего
начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и
процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой
дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя
гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня
народов России и т.д.).
Всего

2
1

1

1

35

Содержание модуля «Основы иудейской культуры»
Введение в иудейскую духовную традицию.
Россия – наша Родина Традиционные религии. Культура и религия. Роль традиционных
религий в становлении Российской государственности. Первоначальные представления о
светской этике.
Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Классические тексты иудаизма. Части Письменной Торы. Почему возникла Устная Тора.
Когда была записана Устная Тора.
Патриархи еврейского народа. Начало истории еврейского народа. Откуда пошли двенадцать
колен Израилевых. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Дарование Торы на
горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги
и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло Готовность к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Свобода совести и вероисповедания, духовные традиции народов России Подведение
итогов. Тест.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Основные
принципы иудаизма Десять заповедей, истины и уставы, нормы и правила. Тринадцать
принципов Маймонида, главные принципы иудаизма – единобожие, бестелесность Бога, вера в
приход Машиаха.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Осознание ценности человеческой жизни.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Знакомство с еврейским
календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Обобщение знаний. Основные нормы светской и религиозной морали.
Любовь и уважение к Отечеству Подготовка к защите проектов. Защита проектов.
Тематическое планирование модуля «Основы иудейской культуры»
№ п/п

1
2
3
4
5

Тема

Кол-во ч

Раздел I. Введение в иудейскую духовную традицию
Россия – наша Родина. Традиционные религии.
Культура и религия. Роль традиционных религий в становлении Российской
государственности
Первоначальные представления о светской этике.
Тора — главная книга иудаизма
Классические тексты иудаизма.

18
1
1
1
1
1

6-9 Патриархи еврейского народа.
10-11 Пророки и праведники в иудейской культуре.
12 Храм в жизни иудеев.
13 Назначение синагоги и её устройство.
14 Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Молитвы и благословения в иудаизме. Значение нравственности, веры и религии
15
в жизни человека и общества.
Добро и зло. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
16
саморазвитию.
17 Свобода совести и вероисповедания, духовные традиции народов России.
18 Подведение итогов. Тест.
Раздел II. Иудаизм в России
19 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
20-21 Основные принципы иудаизма.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Осознание ценности человеческой
22
жизни.
23 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
24 Еврейский дом.
25 Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.
26-27 Еврейские праздники: их история и традиции.
28-29 Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
30 Обобщение знаний. Основные нормы светской и религиозной морали.
31-32 Любовь и уважение к Отечеству.
33 Подготовка к защите проектов.
34-35 Защита проектов.
Итого

4
2
1
1
1
1
1
1
1
17
1
2
1
1
1
1
2
2
1
2
1
2
35

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и
для чего они существуют.
Культура и религия Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на
поступки людей
Православная молитва Её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия:
виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл
Евангелия.
Проповедь Христа Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова
символика креста.
Пасха Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит
радость.
Милосердие и сострадание Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним.
Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться
радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде.
Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое
церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую
ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
№ п/п

1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31-32
33-35

Тема

Россия – наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его крест
Пасха
Православное учение о человеке
Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Творческие работы учащихся
Подведение итогов
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Совесть и раскаяние
Православие о Божием суде
Таинство Причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Любовь и уважение к Отечеству
Подготовка творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов

Кол-во ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3

Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Наша Родина.
Введение понятия «духовные ценности» и «нравственные идеалы» как объединяющего начала
для всех граждан России.
Роль религии в культуре человечества Культура и религия. Современная
поликонфессиональная картина мира. Образ Добра и Зла в каждой религии. Общие идеи в
большинстве религиозных картин мира. Возникновение добра и зла. Понятия греха и
добродетели. Человек в религиозных традициях мира. Духовное устройство человека: тело –
дух – душа, место человека в картине мира, смысл жизни человека в трактовке разных религий.
Понятия раскаяния и воздаяния за грехи/добродетели, в том числе после смерти – Рай и ад в
разных религиях. Обобщающий урок. Урок – презентация проектов.
История религий Возникновение религий: древнейшие верования и религии мира. Буддизм:
избавление от страданий. Иудаизм: возвращение утраченной связи с Богом. Христианство: вера
в спасение души. Ислам: нет бога, кроме Аллаха. Обобщающий урок. Уроки – презентации
проектов.
Жизнь верующего человека Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора,
Библия, Коран. Роль и место Бога, богов, высших духовных сверхъестественных сил в разных
религиях. Религии и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозно-моральные
нормы и реальное поведение. Хранители преданий в религиях мира. Священные сооружения.
Знания о них в разных основных религиях. Правила поведения в каждом из них. Искусство
(изобразительное) в религиозной культуре. Разные смыслы, каноны и запреты в разных
религиях. Календари и праздники в религиях мира.
Общечеловеческие нравственные ценности в разных религиях мира Семья и семейные
ценности в религиях народов нашей страны. Учение и труд в разных религиях. Долг, свобода,
достоинство в разных религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Религиозная картина современного мира Свобода совести. Религии народов России.
Религиозные традиции разных народов мира.
Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название темы (раздела), тема урока

Россия – наша Родина
Культура и религия.
Культура и религия.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Священные книги религий мира
Священные книги религий мира
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Искусство в религиозной культуре
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся
История религий в России
История религий в России

Кол-во ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Паломничества и святыни
Праздники и календари
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31-32

Любовь и уважение к Отечеству

2

33-35

Итоговая презентация проектов учащихся

3

Содержание учебного модуля «Основы светской этики»
Знакомство с новым предметом
Россия - наша Родина. Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть
планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь
поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и
человечества. Родословная. Родословное древо.
Моя Родина-Кузбасс
Духовные ценности человечества. Культура. Религия
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих
Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее
распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство,
ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды,
религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики
разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии.
Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Знакомство с основами этики. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Этика
как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества.
Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для
детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Не совсем обычный урок Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.
Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека.
Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Этические учения о добродетелях Что такое добродетель. Основное содержание: определение
добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Учение Аристотеля о добродетелях Добродетель в понимании древних философов. Учение
Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание
нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по
Аристотелю. Справедливость - главная добродетель в совместной жизни людей.
Нравственные качества Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об
отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и
верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности.
Честность по отношению к другим и к самому себе.
Терпение и терпимость Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в
повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни.
Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Этика о нравственном выборе Не совсем обычный урок. Суд над Сократом. Жизнь
древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над
Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа.
Убеждения Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С.
Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».
Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.

Нравственный выбор Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его
влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на
нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений
человека.
Совесть. Долг Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный
выбор. В.А.Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд.
Ю.Г.Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Вариативное содержание: народные
пословицы и поговорки о совести.
Ответственность Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф.М.Достоевского об
ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об
ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Этика о
воспитании самого себя. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.
Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях
самосовершенствования. Самовоспитание.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве Справедливость
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого
общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном
устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Учение о всеобщей любви. Основные
понятия: справедливость, всеобщая любовь.
Государство, основанное на справедливости. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и
правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао
благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и
правителе. Философская школа Конфуция. Биография Конфуция.
Государство. Светская этика Основное содержание: государство. Россия - государство, в
котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства.
Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к
гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные
праздники. 4 ноября - День народного единства. История праздника. Государственные
праздники. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы,
посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Внеурочная деятельность: посещение музея, мемориала или экспозиции, посвященных
Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Нравственный закон человеческой жизни Нравственный закон. Моисей-законодатель.
Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора - священная книга иудаизма.
Заповеди любви. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе.
Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как
основа человеческих взаимоотношений. Библия - священная книга христианства.
Любовь - основа жизни Основное содержание: любовь в жизни человека. В. С. Шишкова
«Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Народные пословицы
о любви. Прощение. Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и
нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения
философов и мыслителей о прощении. Обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина
«Мститель».
Этика об отношении людей друг к другу. Древнегреческие мыслители о дружбе. Ддружба в
системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.
Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность - основа дружбы.
Этика об отношении к другим людям и самому себе Отношение к людям в традиции
религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям.
Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об
основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.
Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных
культурах и светской этике.
Мысли и поступки. Слова и речь Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила
слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях
положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н.
Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

Милосердие Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С.
Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных
религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь
ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа
христианской этики. Милосердие и сострадание - принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире. Межмодульные связи: традиции
благотворительности в различных религиозных культурах. «Золотое правило нравственности»
Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных
философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Как сегодня жить по нравственным законам. Нравственные законы в современном мире
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и
бескорыстной помощи нуждающимся Всемирный Красный Крест. Л.М.Рошаль. Мать Тереза и
Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.
Альберт Швейцер Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность.
Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на
деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и
силе поступка. Этическое учение Л. Н. Толстого. Л.Н.Толстой - выдающийся русский писатель,
мыслитель и педагог. Л.Н.Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении
Л.Н.Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и
обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования
для преображения окружающего мира. Л.Н.Толстой «Муравей и голубка». Не совсем обычный
урок. «Иди дорогою добра». Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло.
Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать
свою душу». Фрагмент из произведения Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся
Тематическое планирование по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»» 4 класс (35 ч)
Раздел

Содержание

Кол-во ч

I Знакомство с новым предметом.

Россия - наша Родина. Моя Родина-Кузбасс

4

II Знакомство с основами этики.

Диалог о философии и этике.

2

III. Этические учения о
добродетелях.

Что такое добродетель? Учение Аристотеля о
добродетелях. Нравственные качества. Терпение
и терпимость
Убеждение. Совесть. Долг. Ответственность.
Этика о воспитании самого себя.
Справедливость. Государство основанное на
справедливости.

4

Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди
любви. Любовь-основа жизни. Прощение.
Древнегреческие мыслители о дружбе. Мысли и
поступки. Слова и речи. Милосердие. «Золотое
правило нравственности»
«Идти дорогою добра».

4

IV. Этика о нравственном выборе.
V. Этика о добродетели,
справедливости и справедливом
государстве.
VI. Нравственный закон
человеческой жизни.
VII. Этика об отношении людей
друг к другу.
VIII. Как сегодня жить по
нравственным законам.
Итого:

6
3

5

7
35 ч

Поурочное тематическое планирование по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
4 класс (35 часа)
№

Содержание

Кол-во ч.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1-2
Россия – наша Родина.
2
Моя Родина-Кузбасс
2
3-4
Духовные ценности человечества.
2
5-6
Основы религиозных культур и светской этики
7
Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность
1
8
Что такое добродетель.
1
Учение Аристотеля о добродетелях.
1
9
10-11 Нравственные качества.
2
12
Терпение и терпимость.
1
Не совсем обычный урок. Суд над Сократом
1
13
14
Убеждения.
1
Нравственный выбор.
1
15
16
Совесть, долг.
1
Ответственность.
1
17
18
Этика о воспитании самого себя.
1
19
Справедливость.
1
Государство, основанное на справедливости.
1
20
21
Нравственный закон. Десять заповедей.
1
22
Заповеди любви. Любовь – основа жизни.
1
23
Прощение
1
24
Древнегреческие мыслители о дружбе.
1
Этика об отношении к другим людям и самому себе.
1
25
26-27 Мысли и поступки. Слова и речь.
1
28
Милосердие
1
29
Золотое правило нравственности.
1
2
30-31 Нравственный законы в современном мире.
Альберт Швейцер.
1
32
Этическое учение Л. Н. Толстого
1
33
34-35 Подведение итогов «Идти дорогою добра».
2
Итого:
35 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».