рус.язык 5-9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
5-9 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р., учитель
русского языка и литературы

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню раз-

вития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
регио-нальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам-

ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно

устанавливать

выбирать

основания

причинно-следственные

связи,

и

критерии

строить

для

классификации,

логическое

рассуждение,

умозаключение (индук-тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументи-ровать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей де-

ятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-ком-

муникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной
и письменной коммуникации):
- создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диа-

логическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
- развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять
главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразитель-

ности;
- овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основ-

ного содержания, с выборочным извлечением информации);
- понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидно-

стей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в
устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства
темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
- умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
- выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной
речи;

- умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
- осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной
речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
- распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
- уместное использование фразеологических оборотов в речи;
- корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных
формул;
- использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
- идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по
значению и основным грамматическим признакам;
- распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий
разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
- распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
- распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
- распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

- проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных
этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
- проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли са-

мостоятельных частей речи в предложении;
- анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные

элементы текста;
- определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
- определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
- деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразователь-

ного анализа слова;
- умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
- проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
харак-теристика

общего

грамматического

значения,

морфологических

признаков

самостоятель-ных частей речи, определение их синтаксической функции;
- опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
- определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- определение грамматической основы предложения;
- распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений
осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
- опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями
сложного предложения;
- определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из
них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа
речи и соблюдения норм их построения;

- определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи
пред-ложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема исполь-

зуемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
- умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач
постро-ения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и
опера-тивный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их
строения и способах конструирования информационных запросов;
- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего
- для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлеж-

ности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей упо-

требления фразеологизмов;
- использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
- использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
- освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

- применение правильного переноса слов;
- применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в
сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
- соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка,
определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

- выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с
учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

- нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
- соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении
предло-жений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи
предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение
видовременной со-отнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;

Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел

Содержание
О языке и речи

Язык и речь

Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке.
Что такое речь. Монологическая и диалогическая речь. Устная
и письменная речь.
Повторение изученного в начальных классах

Фонетика. Графика

Звуки и буквы. Алфавит. Что обозначают букве е, ё, ю, я. Фонетический разбор слова.

Текст

Понятие текста. Тема текста. Основная мысль текста. Смысловые отношения между предложениями. Зависимые и независимые предложения. Абзац. Микротема текста. Красная строка.
Строение абзаца.

Письмо. Орфография

Зачем людям письмо. Правила орфографии. Орфограмма. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных
звуков. Проверяемы и непроверяемые безударные гласные. Правила обозначения буквами согласных звуков. Глухие и звонкие
согласные (в конце слов и перед другими согласными). Непроизносимые согласные т, д, в, л в сочетаниях. Удвоенные согласные. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн,
рщ. Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. Разделительные ь и ъ. Не с глаголами. Написание –тся, -ться
в глаголах.

Строение слова

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс и окончание.
Морфема. Значение морфемы. Образование формы слова. Основа слова. Нулевое окончание.

Слово как часть речи

Самостоятельные части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Наречие. Изменяемые и неизменяемые части
речи. Изменение имён существительных, имен прилагательных
и глаголов. Склонение. Спряжение. Служебные части речи.
Предлог, союз, частица.
Систематический курс русского языка

Фонетика. Орфоэпия

Что изучает фонетика. Звуки согласные и гласные. Гласные
звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: звонкие и глухие. Слог, ударение. Логическое ударение. Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

Лексика. Словообразование. Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Правописание
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Фразеологизмы. Словообразование и заимствование слов из других языков. Русский язык – славянский.
Старославянизмы. Способы словообразования: суффиксальный,

приставочный, сложение. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор. Чередование гласных и согласных звуков в
словах. Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг/-лож-, -рос-/-раст- (-ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корне
слова. Омонимы. Профессиональные и диалектные слова. Термины. Устаревшие слова. Лексический разбор слова. Речевой
этикет. Этикетные слова. Правописание приставок. Буквы и-ы
после ц.
Стили речи

Что изучает стилистика. Речевая ситуация. Разговорная и книжная речь. Художественная и научно-деловая речь.

Синтаксис и пунктуация

Что изучают синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Связь
слов в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Эпитет. Синтаксический разбор слова. Предложение.
Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Восклицательные предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Обобщающее
слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. Обращение. Синтаксический разбор
простого предложения. Сложные предложения. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Знаки
препинания при использовании прямой речи на письме. Диалог.

Типы речи

Что такое тип речи. Повествование, описание, рассуждение.
Оценка действительности.

Строение текста

Строение текста типа рассуждения-доказательства. Тезис, аргументы, примеры, вывод. Связь предложений в тексте. «Данное»
и «новое» в предложениях. Строение текста типа повествования.
Строение текста типа описания предмета. Соединение типов
речи в тексте.

Морфология. Правописание.

Морфология. Части речи: самостоятельные, служебные, междометия, звукоподражательные слова.

Глагол

Значение глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголами. Словообразование глаголов. Вид глаголов: глаголы совершенного вида и несовершенного вида. Корни с чередованием
букв е-и. Инфинитив. Правописание –тся, -ться в глаголах.
Наклонение глагола: изъявительное, сослагательное, повелительное. Образование сослагательного наклонения глагола. Образование повелительного наклонения глагола. Времена глаголов. Спряжение глагола. Лицо и число. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Морфологический разбор глагола. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Имя существительное

Что обозначает имя существительное. Словообразование имен
существительных. Употребление суффиксов существительных
–чик-, -щик-, -ек-, -ик-, -чик-. Слитное и раздельное написание

не с именами существительными. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Олицетворение. Собственные
и нарицательные имена существительные. Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых
имен существительных. Число имен существительных. Падеж
и склонение имен существительных. Морфологический разбор
имени существительного. Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных. Употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное

Что обозначает имя прилагательное. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Правописание окончаний имен прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Сравнительная и
превосходная степень качественных имен прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного. Образование
сравнительной степени имен прилагательных. Образование превосходной степени имен прилагательных.

Обобщение и систематиза- Повторение изученных тем.
ция пройденного материла
6 класс
Раздел

Содержание
О языке

Язык

Слово – основная единица языка.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе)
Речь

Речь. Стили речи. Типы речи. Текст. Тема текста. Основная
мысль текста. Микротема. Абзац. План. Заголовок.

Правописание

Орфография и пунктуация. Употребление прописных букв.
Буквы Ь и Ъ. Орфограммы корня: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, буквы о-ё после
шипящих, корни с чередованием о-а, е-и. Правописание окончаний. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе)
Повторение изученного в 5
классе
Имя существительное

Части речи и члены предложения.
Имя существительное и его морфологические признаки. Словообразование имен существительных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы, сложение. Морфемная модель. Сложносокращенные существительные. Правописание сложных имен существительных. Употребление имен существительных в речи. Сравнение,

сравнительный оборот. Метафора. Произношение имен существительных.
Речь. Стили речи

Разграничение деловой и научной речи. Научно-деловая речь.
Характеристика научного стиля. Определение научного понятия. Понятие. Термин. Логическое определение. Рассуждениеобъяснение. Синоним. Оттенки значения. Стилистическая
окраска. Характеристика делового стиля.

Имя прилагательное

Морфологические признаки имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных имен
прилагательных. Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Употребление имен прилагательных в речи. Произношение имен прилагательных.

Речь. Текст

Способы связи предложений в тексте. Последовательное и параллельное соединение. Средства связи предложений в тексте.
Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить
текст с неудачным повтором. Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

Глагол

Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Правописание приставок пре- и при-. Буквы ы-и в корне после приставок. Употребление глаголов в речи. Произношение
глаголов.
Морфология. Речь

Причастие

Причастие. Суффиксы причастий. Определяемое слово. Причастный оборот. Образование причастий. Действительные и
страдательные причастия. Полные и краткие причастия. Морфологический разбор причастий. Буквы н и нн в причастиях. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление
причастий в речи. Произношение причастий.

Типы речи. Повествование

Повествование художественного и разговорного стилей. Повествование в рассказе. Рассказ: вступление, основная часть, завязка, кульминация, развязка, заключение. Повествование научного и делового стилей.

Деепричастие

Деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Образование деепричастий. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в речи. Произношение
деепричастий.

Типы речи. Описание
Имя числительное

Описание места. Описание состояния окружающей среды.
Значение имени числительного. Имя числительное. Порядковые
и количественные числительные. Простые, сложные и составные числительные и их правописание. Количественные числительные и их разряды, склонения, правописание. Дробные числительные. Собирательные числительные. Изменение порядко-

вых числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Произношение имен
числительных.
Местоимение

Местоимение. Разряды местоимений: личные, притяжательные,
указательные, определительные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные, возвратное. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
Произношение местоимений.

Обобщение и систематиза- Повторение изученных тем.
ция пройденного материла
7 класс
Раздел

Содержание
О языке

Язык

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 и 6 классах)
Повторение изученного

Функциональные разновидности языка. Стилистический анализ
текста. Типы речи. Фонетика и орфоэпия. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Основные способы образования слов. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Переход слова из одной части речи в другую.
Сращение словосочетания в одно слово. Способы и средства
связи предложений в тексте.

Правописание: орфография Орфографический анализ текста. Пунктуационно-синтаксичеи пунктуация
ский анализ текста. Буквы Ъ и Ь: разделительные Ъ и Ь, Ь как
показатель мягкости согласного и грамматической формы.
Буквы О-Ё после шипящих и ц. Правописание приставок. Орфограммы в корне слова. Правописание суффиксов. Правописание
окончаний. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, с именами существительными, с именами прилагательными, с неопределенными и отрицательными местоимениями, с именами числительными. Не и ни в отрицательных местоимениях. Дефисное написание слов: предлоги, сложные существительные, сложные прилагательные, местоимения.
Словарное богатство русского языка

Лексическое значение слов. Употребление слов в речи. Происхождение слов. Омонимы.

Грамматика: морфология и
синтаксис

Самостоятельные части речи. Морфологический анализ слова.

Публицистический стиль
речи

Публицистический стиль речь. Языковые средства и приемы построения текста. Заметка в газету.

Морфология. Речь
Наречие

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и
а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния
(слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Типы речи

Рассуждение-доказательство. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-размышление. Описание состояния человека.
Служебные части речи

Предлог

Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический анализ предлога. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Произношение предлогов.

Текст

Порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Описание
внешности человека. Характеристика человека.

Союз

Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Соединительные, противительные разделительные, изъяснительные, обстоятельственные союзы. Простые
и составные союзы. Морфологический анализ союза. Правописание союзов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Произношение союзов.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический анализ частицы. Правописание частиц. Употребление частиц в
речи. Произношение частиц.

Междометия

Междометия и звукоподражательные слова. Значение междометий в речи. Омонимия слов разных частей речи.

Обобщение и систематиза- Повторение изученных тем.
ция пройденного материла
8 класс
Раздел

Содержание

О языке
Язык

Русский язык в семье славянских языков.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5-7 классах)
Речь

Разновидности речи. Стили речи. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Орфография и морфология

Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление дефиса. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ
других частей речи.
Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предло- Словосочетание. Глагольные, именные и наречные словосочетажение как единицы синтак- ния. Типы подчинительной связи: управление, согласование,
сиса
примыкание. Предложение и его типы.
Простое предложение

Интонация простого предложения. Основные элементы интонации. Двусоставное предложение. Главные члены предложения.
Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы
его выражения. Глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила согласования главных членов предложения. Второстепенные члены
предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельства. Сравнительный оборот. Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение. Инверсия.
Односоставное предложение. Виды односоставных предложений: глагольные и назывные. Группы глагольных предложений:
определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.
Неполные предложения.

Жанры публицистики

Репортаж. Статья. Очерк. Портретный очерк.

Простое осложненное
предложение

Предложения с однородными членами. Однородные члены
предложения. Как связаны между собой однородные члены
предложения. Соединительные, противительные, разделительные союзы. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. Обращение. Предложения с обращением. Синтаксический разбор предложения с обращением. Вводные конструкции. Предложения с вводными конструкциями. Значения вводных слов и словосочетаний. Синтаксический разбор предложения с вводными конструкциями. Вставные конструкции. Предложения с вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет.

Предложения с обособленными членами. Обособление второстепенных членов. Обособленные определения и приложения.
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь

Прямая речь. Косвенная речь. Оформление прямой речи на
письме. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.
Диалог. Предложения с косвенной речью. Цитаты и их оформление на письме.

Обобщение и систематиза- Повторение изученных тем.
ция пройденного материла
9 класс
Раздел

Содержание
О языке

Язык

Русский язык – национальный язык русского народа.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5-8 классах)
Повторение изученного

Функциональные разновидности языка. Фонетика. Орфоэпия.
Графика. Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология
и синтаксис. Орфография и пунктуация. Типы
речи. Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений:
сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Средства
связи между частями сложного предложения.

Сложносочиненное предло- Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиженное
ненного предложения. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Функциональные разновид- Художественная речь и язык художественной культуры.
ности языка
Сложноподчиненное предложение

Понятие о сложноподчиненном предложении. Виды сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненное предложение с
придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное
предложение с придаточным обстоятельственным. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное
предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное
предложение с придаточным образа действия, меры и степени.
Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и след-

ствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Сложноподчиненное предложение с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения.
Текст
Речевые жанры
Бессоюзное сложное предложение

Стили речи
Сложное предложение с
различными видами связи

Строение текста
Путевые заметки. Рецензия. Эссе.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные
сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные
сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.
Письменная деловая речь.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Обобщение и систематиза- Повторение изученных тем.
ция пройденного материла

Тематическое планирование
5 класс
№ п\п

Название раздела, темы
О языке и речи

Язык и речь
Повторение изученного в начальных классах
2.
Фонетика. Графика
3.
р\р Текст
4.
Письмо. Орфография
5.
Строение слова
6.
Слово как часть речи
7.
р\р Текст (продолжение)
Систематический курс русского языка
8.
Фонетика. Орфоэпия
9.
Лексика. Словообразование. Правописание
10.
р\р Стили речи
11.
Синтаксис и пунктуация
12.
р\р Типы речи
13.
р\р Строение текста
14.
Морфология. Правописание
15.
Глагол
16.
р\р Строение текста (продолжение)
17.
Имя существительное
18.
р\р Строение текста (продолжение)
19.
Имя прилагательное
Обобщение и систематизация пройденного материла
Итого:
1.

Количество часов
2 ч.
2 ч.
26 ч.
3 ч.
4 ч.
10 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
139 ч.
7 ч.
19 ч.
6 ч.
23 ч.
4 ч.
5 ч.
1 ч.
17 ч.
5 ч.
16 ч.
14 ч.
12 ч.
8 ч.
175 ч.

6 класс
№ п\п
1.

Название раздела, темы
О языке
Язык

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе)
2.
р\р Речь
3.
Правописание
4.
р\р Речь (продолжение)
Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе)
5.
Повторение изученного в 5 классе
6.
Имя существительное
7.
р\р Речь. Стили речи
8.
Имя прилагательное
9.
р\р Речь. Текст
10.
Глагол
Морфология. Речь

Количество часов
1 ч.
1 ч.
17 ч.

3 ч.
10 ч.
4 ч.
61 ч.
5 ч.
13 ч.
5 ч.
13 ч.
5 ч.
20 ч.
124 ч.

11.
Причастие
12.
р\р Типы речи. Повествование
13.
Деепричастие
14.
р\р Типы речи. Описание
15.
Имя числительное
16.
р\р Типы речи. Описание (продолжение)
17.
Местоимение
Обобщение и систематизация пройденного материла
Итого:

37 ч.
6 ч.
26 ч.
6 ч.
18 ч.
6 ч.
25 ч.
7 ч.
210 ч.

7 класс
№ п\п

Название темы
О языке

1.
Язык
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 и 6 классах)
2.
Повторение изученного
3.
Правописание: орфография и пунктуация
4.
Словарное богатство русского языка
5.
Грамматика: морфология и синтаксис
6.
р/р Публицистический стиль речи
Морфология. Речь
7.
Наречие
8.
р/р Типы речи
Служебные части речи
9.
Предлог
10.
р/р Текст
11.
Союз
12.
р\р Текст (продолжение)
13.
Частицы
14.
Междометия
15.
р\р Текст (продолжение)
Обобщение и систематизация пройденного материла
Итого:

Количество часов
2 ч.
2 ч.
42 ч.
17 ч.
15 ч.
1 ч.
7 ч.
2 ч.
36 ч.
28 ч.
8 ч.
44 ч.
6 ч.
6 ч.
7 ч.
5 ч.
9 ч.
6 ч.
5 ч.
16 ч.
140 ч.

8 класс
№ п\п

Название темы
О языке

1.
Язык
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5-7 классах)
2.
р\р Речь
3.
Орфография и морфология
4.
р\р Речь (продолжение)
Синтаксис и пунктуация
5.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Количество часов
1 ч.
1 ч.
12 ч.
1 ч.
9 ч.
2 ч.
89 ч.
5 ч.

Простое предложение. Двусоставное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения
7.
р/р Жанры публицистики
8.
Простое предложение. Односоставное предложение.
Неполное предложение
9.
р/р Жанры публицистики (продолжение)
10.
Простое осложнённое предложение. Предложения с
однородными членами
11.
Простое осложнённое предложение. Предложения с
обращениями и вводными конструкциями
12.
Простое осложнённое предложение. Предложения с
обособленными членами
13.
р/р Жанры публицистики (продолжение)
14.
Прямая и косвенная речь
Обобщение и систематизация пройденного материла
Итого:
6.

13 ч.
2 ч.
11 ч.
2 ч.
12 ч.
11 ч.
19 ч.
5 ч.
9 ч.
3 ч.
105 ч.

9 класс
№ п\п

Название темы
О языке

1.
Язык
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5-8 классах)
2.
Повторение изученного
Синтаксис и пунктуация
3.
Сложное предложение
4.
Сложносочиненное предложенное
5.
р\р Функциональные разновидности языка
6.
Сложноподчиненное предложение
7.
р\р Текст
8.
Сложноподчиненное предложение (продолжение)
9.
р\р Речевые жанры
10.
Сложноподчиненное предложение (продолжение)
11.
р\р Речевые жанры (продолжение)
12.
Сложноподчиненное предложение (продолжение)
13.
р\р Речевые жанры (продолжение)
14.
Бессоюзное сложное предложение
15.
р\р Стили речи
16.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Обобщение и систематизация пройденного материла
Итого:

Количество часов
1 ч.
1 ч.
15 ч.
15 ч.
76 ч.
5 ч.
8 ч.
4 ч.
10 ч.
3 ч.
5 ч.
3 ч.
6 ч.
3 ч.
6 ч.
3 ч.
11 ч.
3 ч.
6 ч.
10 ч.
102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».