литература-5-9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
5-9 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р.,
учитель
рус.языка и литерат.

РАССМОТРЕНО:
на метод.объединении гумман.цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориенти-

ровки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познаватель-ных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправле
нии и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознан-

ного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню эко-

логического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по-

знавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознан-

ного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
де-дуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10)

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-

ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
де-ятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познава-

тельной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; фор-

мирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических воз-

можностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпре-тирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оцени-вать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражен-ную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и ин-теллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел

Основное содержание

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы
книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги
(автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов. Возникновение
мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса»,
«Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
Региональный компонент. Мифологические представления в фольклоре Кузбасса. Особенности мифологических представлений коренных
народов Кузбасса (шорцев и телеутов).
Малые жанры фольклора.
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер
пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора,
вид словесной игры.
Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение
народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление
мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в
сказках. Русские сказки «Царевна-лягушка», «Чего на свете не бывает».
Сказки народов России. «Падчерица».
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе.
Басни народов мира. Эзоп. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность.
Русская басня. Жанр басни, история его развития. Образы животных в
басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях. Поучительный характер
басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен
Крылова. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен..
В.К.Тредиаковский. «Ворон и Лиса», А.П.Сумароков «Ворона и
Лиса».
И. А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Волк
на псарне», «Демьянова уха».
Русская басня в XX веке. С.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
А. С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна.
Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении «Зимняя

Мифология

Устное народное
творчество

Древнерусская литература
Русская литература
XVIII – XIX вв.

Русская литература
XIX в.

Русская литература
XX в.

дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в
«Сказке…». Литературная сказка и её отличие от фольклорной; добро
и зло в сказке А.С.Пушкина; чувство благодарности, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия XIX века о родной природе. А.А.Фет «Чудная картина…»;
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»; Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»; И.З.Суриков «В ночном».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании
батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация
картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести.
Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное
и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики.
Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.
И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести.
Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение
образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести. Стихотворение в прозе «Воробей». И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе
«Русский язык».
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства
их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Стихотворение «Тройка».
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая
основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как
два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ
Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое
звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приёмы создания
характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое
своеобразие рассказа.
И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»
Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его
создания. Тема красоты природы. Символическое значение природ-ных
образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Рассказ «В
деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состоя-ние
персонажа. Выразительные средства создания образов.
Л.Н.Андреев. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание,
чуткость, доброта). Природа в жизни мальчика. Значение финала.

Зарубежная литература

А. И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А. А. Блок. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
C. А. Есенин. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что
прежде…», «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».
Единство человека и природы. Малая и большая родина.
А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами
ребенка; образ Никиты.
П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе
(труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного
образа.
Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро
и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о
беззащитном.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.
Родная природа в произведениях писателей XX века.
В.Ф.Боков «Поклон»; Н.М.Рубцов «В осеннем лесу»; Р.Г.Гамзатов
«Песня соловья»; В.И.Белов «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин «Век
живи – век люби» (отрывок).
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника
в литературе.
Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир
детства и мир взрослых.
Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные
главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и
природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического
человека.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: период раннего взросления в
связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение
взрослых.
А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

6 класс
Раздел

Основное содержание

Мифология

Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека,
стремление к познанию мира. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Устное народное
творчество

Древнерусская литература
Русская литература
XVIII в.
Русская литература
XIX в. (первая половина)

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в мифах представлений о героизме, стремление познать мир и
реализовать свою мечту.
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Сказка «Солдат и смерть». Противопоставление
мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Эпос народов России: предание «Как Бадыноко победил одноглазого
великана».
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях
и людях.
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.
Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини.
Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и
тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала
баллады.
А. С. Пушкин. Стихотворения «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Единение красоты природы, красоты
человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики,
метрики, строфики пушкинских стихотворений.
Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины
жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы
крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного
разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории
любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения
к героям романа.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи»,
«На севере диком стоит одиноко».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.
Чувство трагического одиночества. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова.
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Эпическое величие мира
и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого
строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности
и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья.
Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в
портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта
отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев.
Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

Русская литература
XIX в. (вторая половина)

Русская литература
XX в.

Зарубежная литература

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и
своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Тема любви в лирике: «В дороге».
Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Стихотворения «В
полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых
дверей…».
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»
(главы из повести «Детство»). Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.
Уроки доброты в рассказе «Бедные люди».
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети
и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
А. П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Налим», «Шуточка». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций.
Русская литература XX в. (первая половина)
И. А. Бунин. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Особенности изображения природы. Душа крестьянина в изображении писателя: рассказ «Лапти».
А. И. Куприн. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в повести. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в рассказе «Тапёр».
C. А. Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня
завтра рано…». Основные темы и образы поэзии Есенина. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Смысл названия, образы главных героев. Особенности жанра.
Русская литература XX в. (вторая половина)
Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова.
Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.
Из поэзии о Великой Отечественной войне. М.В.Исаковский
«В прифронтовом лесу», А.А.Ахматова
«Мужество», «Победа»,
С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…», К.М.Симонов «Жди меня,
и я вернусь…», Д.С.Самойлов «Сороковые», Р.Гамзатов «Журавли».
В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение
быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.
Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания
комического.
Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий
пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
7 класс

Раздел

Основное содержание

Устное народное
творчество

Древнерусская литература
Русская литература
XVIII в.

Русская литература
XIX в.

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и
Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец».
Воплощение в
образах богатырей национального характера, нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного
служения Отечеству.
Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях
будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Своеобразие поэтического языка народных
песен.
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»),
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер
древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.
«О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»); «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера
в творческие способности народа.
Г. Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта
и власти.
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и
имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
А. С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву»,
«Два чувства
дивно близки нам…», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»,
«Туча».
Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории
России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции
народной поэзии в создании образов «Песни...». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства
произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в
поэме. Гражданский пафос поэмы. Своеобразие поэтического языка.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Родина».
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи
поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита
Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного
творчества. Сопоставление зачина поэмы и её концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Развитие образа «маленького
человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя
надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты.

Петербург как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия. Роль
фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос
повести.
«Старосветские помещики» (обзор).
И. С. Тургенев. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.
Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда».
Доля народная – основная тема произведений поэта. Писатель и власть;
новые типы героев и персонажей.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика; приемы создания образов. Позиция писателя.
Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы». Творческая история. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. Лесков. Повесть «Левша». Особенность проблематики и
центральная идея повести. Образный мир произведения.
Ф. И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…»,
«Фонтан». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и
средства их создания.
А. А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Я пришёл к тебе с приветом», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота
земли.
Произведения русских поэтов XIX века о России. Н.М.Языков
«Песня», И.С.Никитин «Русь», А.Н.Майков «Нива», А.К.Толстой
«Край ты мой, родимый край…».
А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл
названия.
Русская литература
М. Горький. Повесть «Детство» (главы). «Легенда о Данко» (из
XX в.рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа и авторская позиция; контраст как основной
прием раскрытия замысла.
И. А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И.Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия;
доб-рота, милосердие, справедливость, покорность, смирение –
основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы;
образы живот-ных и зверей.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и
содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема
слу-жения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.
B. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Тема
назна-чения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

Зарубежная литература

C. А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…»,
«Отговорила роща золотая…». Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной
художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и
сравнений в поэзии Есенина.
И. С. Шмелёв. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные
линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный
характер в изображении писателя.
М.М.Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная
мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы).
Фрагменты, воссоздающие мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.
A. Т. Твардовский. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тёркин» (главы
«Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Изображение
войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца».
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.
Н.П.Майоров. «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка»,
М.Джалиль «Последняя песня», Вс. Н. Лобода «Начало».
Б.Л.Васильев. Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и
его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема
истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
B. М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость и душевная красота простых,
незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя.
Русские поэты XX века о России. А.А.Ахматова «Мне голос
был. Он звал утешно…», М.И.Цветаева «Рябину рубили зорькою…»,
Я.В.Смеляков «История», А.И.Фатьянов «Давно мы дома не
были…», А.Я.Яшин «Не разучился ль…», А.А.Вознесенский «Муромский сруб», А.Д.Дементьев «Волга».
У. Шекспир. Сонеты № 30 «Когда на суд безмолвных, тайных
дум…», 54 «Прекрасное прекрасней во сто крат…», 90 «Уж если ты
разлюбишь, - так теперь…», 102 «Люблю, - но реже говорю об этом…»,
130 «Её глаза на звезды не похожи…». Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
Мацуо Басё. Образ поэта. Стихотворения (хокку), их тематика
и особенности поэтических образов.
Р.Бёрнс. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Р.Л. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее
привлекательные качества героя.
А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц»
(фрагменты). Постановка «вечных» вопросов в философской сказке.

Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом
мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и
аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.
Я.Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихотворениях «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».
8 класс
Раздел

Основное содержание

Русский фольклор

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек». Связь с представлениями и исторической
памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи.
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра
Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина
и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта,
открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.
Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Древнерусская литература

Русская литература
XVIII в.

Русская литература
XIX в. (первая половина)

Поэты пушкинского круга. В. А. Жуковский. «Лесной царь»,
«Море», «Невыразимое». К.Ф.Рылеев. «Я ль буду в роковое время…»,
«Смерть Ермака». К.Н.Батюшков. «Переход русских войск через
Неман», «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского». Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Чудный град порой сольётся…», «Муза».
А.А.Дельвиг. «Романс», «Русская песня», «Идиллия». Н.М.Языков.
«Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.
А. С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Песни о Стеньке
Разине». Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование «История Пугачёва» и роман «Капитанская
дочка». Пугачёв в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв,
Екатерина II). Главные герои романа. Становление, развитие характера,
личности Петра Гринёва. Значение образа Савельича. Нравственная
красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы
долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в
романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и
поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведения.
Повесть «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина».
Повествование от лица вымышленного героя как художественный

приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина: «Моцарт и Сальери».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения
«Кавказ»,
«Кинжал»,
«Поэт». Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как
композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства
выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии и
её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной
теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и
стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного
уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии.
Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма
выражения авторской позиции. Гоголь о комедии.
Русская литература
XIX в. (вторая половина)

И. С. Тургенев. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в
изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность,
верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.
Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.
«Внимая ужасам войны…», «Тройка». Человек и природа в стихотворениях. Стихотворение «Несжатая полоса».
А. А. Фет. Стихотворения «Целый мир от красоты…», «Учись у
них — у дуба, у берёзы…». Философская проблематика стихотворений
Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные
образы и средства их создания.
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»
(главы). Автобиографическая проза. Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.
Рассказ «После бала» Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле,
угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов, судьба рассказчика.

Русская литература
XX в.

М. Горький. Свобода и сила духа в изображении М.Горького:
«Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла
жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа.
B. В. Маяковский. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях
В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Н.А.Тэффи. «Свои и чужие»; М.М.Зощенко. «Обезьяний
язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство;
художественное своеобразие рассказов.
Н.А.Заболоцкий. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике.
В. П. Астафьев. Человек и война, литература и история в творчестве писателя: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема
нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
A. Т. Твардовский. Судьба страны в поэзии: «За далью – даль».
Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной
– один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие глав.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Изображение
трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица
мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения.
Зарубежная литература

У. Шекспир.
Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных
тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
9 класс

Раздел
Древнерусская литература

Русская литература
XVIII в.

Русская литература
XIX в. (первая половина)

Основное содержание
Древнерусская литература, ее самобытный характер, богатство и разнообразие жанров
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема
авторства
Композиция «Слова о полку Игореве». Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
Характеристика литературы XVIII в. А.Н. Радищев и его писательский подвиг.
Обличение крепостного права в «Путешествии из Петербурга в
Москву».
Основная проблема книги. Жанровые особенности «Путешествия..»
Литературный процесс к. 18-нач.19 в.: литературные направления и
течения.
А.С. Грибоедов. Слово о драматурге. «Поединок» Чацкого и Фамусова. Обучение анализу монолога. Анализ сцены бала. Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
Романтическая лирика начала XIX века. Батюшков, Баратынский,
Вяземский, Языков, А. Дельвиг. Обучение анализу лирического стихотворения.

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. «Пророк»: о назначении поэта и поэзии. Сравнительный анализ переводов стихотворения «Памятник»
М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина.
Любовная лирика А.С. Пушкина «Я вас любил…», «Я помню чудное
мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
«Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) взлет пушкинского романтического творчества. «Повести Белкина»опыт циклизации повестей. «Выстрел». Сильвио как романтический
герой. «Евгений Онегин»: творческая история создания романа. «Онегинская» строфа. Образ Онегина. Онегин и Ленский. «Милый идеал»
поэта. Образ Татьяны Лариной в романе. Образ автора на страницах
романа. Лирические отступления. Реализм романа. Значение Пушкина
в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о
Пушкине. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской
жизни»
М. Ю. Лермонтов. Мотивы вольности и гордого одиночества. Перевод стихотворения Дж. Г. Байрона «Душа моя мрачна. Скорей, певец,
скорей!». Образ поэта – пророка в творчестве Лермонтова. «Пророк».
Роль поэта в обществе «Как часто пёстрою толпою окружён». Тема
одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова. «И скучно, и грустно…».
Философская лирика Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…». «Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет. Повести
«Бэла» и «Максим Максимыч». Печорин – «портрет поколения».
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. Поэтический мир повести «Тамань». Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов.
Любовь в жизни героя. Художественные особенности романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Белинский о романе.
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Мёртвые
души». Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме
«Мертвые души». Образ Чичикова в поэме. Образ города в поэме
«Мертвые души». Образ родины в поэме «Мертвые души».
Русская литература
XIX в. (вторая половина)

Ф.И. Тютчев. Философские миниатюры. «Silentium!». Тема родины в
лирике Ф.И. Тютчева. «Умом Россию не понять…». Эмоциональное
богатство поэзии XIX века: стихотворение А.А. Фета «Как беден наш
язык!». Гражданская лирика Н.А. Некрасова.
Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая
проза: повесть «Юность».
Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Повесть «Бедные
люди». Образ маленького человека в русской литературе. Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя.
А. П. Чехов. Рассказ «Тоска».

Русская литература
XX в.

М. Горький: основные вехи биографии. «Песня о буревестнике».
Своеобразие прозы раннего Горького «Челкаш».
Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов
эпохи
А. Блок. Образ родины в творчестве. «Россия». Женские образы в лирике А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…».
С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная»
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
М. Цветаева «Душа и имя».
Н. Гумилёв «Она», «Капитаны».
Творчество О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».
Проза русской эмиграции. И.С. Шмелёв.
М. А. Булгаков. Отражение эпохи в повести «Собачье сердце».
М. А. Шолохов. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека».
А. Т. Твардовский. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я
убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
Литература второй половины ХХ века.
Е. Евтушенко, И. Бродский, А. Вознесенский.
Новейшая русская проза. Обзор.

Зарубежная литература

У. Шекпир. Особенности театра «Глобус». Сюжет и герои «Ромео и
Джульетта».
Данте "Божественная комедия".
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Особенности драматургии.
Амплуа героев.
И.-В. Гёте «Фауст».
Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда». Тип героя в мировой литературе.
Обзор произведений.
Современная зарубежная проза. Е. Ельчин «Сталинский нос».

Тематическое планирование
5 класс
№ п\п

Название раздела, темы

Итого:

Количество
часов
1 ч.
4 ч.
8 ч.
4 ч.
6 ч.
37 ч.
29 ч.
14 ч.
105 ч.

№ п\п

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Введение
Мифология
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в. (первая половина)
Русская литература XIX в. (вторая половина)
Русская литература XX в.
Зарубежная литература
Итого:

Количество
часов
1 ч.
3 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.
30 ч.
20 ч.
25 ч.
11 ч.
105 ч.

Введение
Мифология
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII – XIX вв.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Зарубежная литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

6 класс

7 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела, темы
Введение.
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Зарубежная литература
Итого:

Количество
часов
1 ч.
4 ч.
4 ч.
7 ч.
26 ч.
21 ч.
6 ч.
70 ч.

8 класс
№ п\п
1.
2.

Название раздела, темы
Введение
Устное народное творчество

Количество
часов
1 ч.
3 ч.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в. (первая половина)
Русская литература XIX в. (вторая половина)
Русская литература XX в.
Зарубежная литература
Итого:

3 ч.
5 ч.
27 ч.
7 ч.
17 ч.
5 ч.
70 ч.

9 класс
№ п\п

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение
Древнерусская литература
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в. (первая половина)
Русская литература XIX в. (вторая половина)
Русская литература XX в.

7.

Зарубежная литература
Итого:

Количество
часов
1 ч.
6 ч.
3 ч.
50 ч.
12 ч.
21 ч.
9 ч.
102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».