род.литература 5-9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
5-9 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р., учитель
русского языка и литературы

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического

и

интерпретирующего

характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,

отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел
Своеобразие родной
литературы
Устное народное
творчество

Древнерусская
литература
Русская литература
XVIII века
Русская литература
XIX века
Русская литература
XX века

Основное содержание
Родная литература как национально-культурная ценность народа
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская
сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты
родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной
мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои
сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные
представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных
и бытовых сказках
Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум
умолк…».
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М. «Остров спасения».
Родная природа в произведениях Кузбасских поэтов. Павел
Майский. Стихотворения из сборника «Сторонушка таёжная моя».
Берестов В. «Почему-то в детстве…»
6 класс

Раздел
Своеобразие родной
литературы
Устное народное
творчество

Древнерусская
литература
Русская литература
XIX века

Основное содержание
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего
развития человека. Родная литература как способ познания жизни.
Воплощение в фольклорных произведениях национального
характера, народных нравственных ценностей, прославление силы,
справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Выразительное чтение произведения. Характеристика героев
фольклорных произведений.
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда
тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их
реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе «Экзамены».

Русская литература
XX века

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание
в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в
воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность,
требовательность к себе, деликатность по отношению к
окружающим, уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М.
Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из
поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый
край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках
лирических стихотворений.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка.
Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика
и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания,
заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование
внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и
огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений
о жизни и о себе. Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их
взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция
автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»,
В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро»,
«Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я,
играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в
сентябре». Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с
природой, эмоциональное состояние лирического героя.
Родная природа в произведениях Кузбасских поэтов. Михаил
Небогатов. Стихотворения, переводы, басни.
7 класс

Раздел
Устное народное
творчество
Древнерусская
литература

Русская литература
XVIII века

Основное содержание
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и
Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»
«Моления Даниила Заточника» - памятник гражданственности,
духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого
поколения, старающегося порвать со старыми формами семейнобытового уклада, домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях
древнерусской литературы.
А. Сумароков. «Эпиграмма».
В. Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

Русская литература
XIX века

Русская литература
XX века

И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая
основа басен.
А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные
сердца».
И.С. Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного права на людей.
А.П. Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».
А.И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим
меньшим».
А. Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества
писателя. Два мира в рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического
в рассказе.
Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты
(внешней и внутренней).
В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери,
потерявшей ребенка.
В. Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями,
проблема «отцов и детей».
Е. Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Родная природа в произведениях Кузбасских поэтов. Виктор
Баянов. Цикл стихотворений «Какой земле принадлежим»
8 класс

Раздел
Своеобразие родной
литературы
Устное народное
творчество

Древнерусская
литература

Русская литература
XVIII века
Русская литература
XIX века

Основное содержание
Значение художественного произведения в культурном наследии
страны
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в
произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во
городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и
другие) в произведениях А.С. Пушкина: «Борис Годунов»,
«Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан».
А. Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в
форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием
Никитиным во время его путешествия в индийское государство
Бахмани в1468 гг.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Н.М. Карамзин Повесть «Евгений и Юлия». Произведение
«Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».
Система образов.
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в
идейном содержании произведения. Система образов-персонажей,
сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга.
Н.П. Вагнер "Христова детка".
Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские
рассказы. Мотив "божественного дитя".
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".
Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в
эпоху Ивана Грозного.

Русская литература
XX века

А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические
рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение
жизни мальчишек во время
Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях
и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей
осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие
блокадные дни. Нравственная проблематика, гуманистическое
звучание произведений.
Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос" - повесть о том, как
побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире
взрослых.
Родная природа в произведениях Кузбасских писателей.
Виктор Моисеев. Повесть «Ярыгин Камень»
9 класс

Раздел
Древнерусская
литература
Русская литература
XVIII века
Русская литература
XIX века

Русская литература
XX века

Основное содержание
Особенности развития древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской земли.
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к
минувшему» в исторической хронике Н.М. Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К.
Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. А.Н. Апухтин
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические
традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
А.А Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».
А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог
рассуждениям о русском человеке.
А.И. Солженицын Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья
автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества
и о судьбе России.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения
человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям,
памяти о них.
К.Г. Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери.
Смысл названия рассказа.
А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В
прекрасном и яростном мире».
Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в
годы Великой Отечественной войны.
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов
рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема
отсутствия понимания между людьми.
Родная природа в произведениях Кузбасских поэтов. Валентин
Махалов. Стихотворения

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
5 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название раздела, темы

Итого:

Количество
часов
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
7 ч.
17 часов

Итого:

Количество
часов
1 ч.
2 ч.
1 ч.
5 ч.
8 ч.
17 часов

Итого:

Количество
часов
1 ч.
2 ч.
1 ч.
6 ч.
7 ч.
17 часов

Своеобразие родной литературы.
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
6 класс

№ п\п

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.

Своеобразие родной литературы
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XIX века
Русская литература XIX века
7 класс

№ п\п

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.

Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
8 класс

№ п\п

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Своеобразие родной литературы
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Итого:

Количество
часов
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
5 ч.
17 часов

9 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.

Название раздела, темы
Древнерусская литература
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Итого:

Количество
часов
1 ч.
2 ч.
2 ч.
12 ч.
17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».