курс по выбору Знатоки рус.языка 9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
9 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р.,
РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ
Предметные результаты
ученик
научится

ученик получит
возможность
научиться

 владеть
навыками
работы с
учебной
книгой,
словарями и
другими
информацион
ными
источниками,
включая СМИ
и ресурсы
Интернета;
 владеть
навыками
различных
видов чтения
(изучающим,
ознакомитель
ным,
просмотровы
м) и
информацион
ной
переработки
прочитанного
материала;
 владеть
различными
видами
аудирования
(с полным
пониманием,
с пониманием
основного
содержания, с
выборочным
извлечением
информации)
и
информацион
ной
переработки
текстов
различных
функциональ
ных
разновидност
ей языка;

 анализировать
речевые
высказывания с
точки зрения их
соответствия
ситуации
общения и
успешности в
достижении
прогнозируемог
о результата;
понимать
основные
причины
коммуникативн
ых неудач и
уметь объяснять
их;
 оценивать
собственную и
чужую речь с
точки зрения
точного,
уместного и
выразительного
словоупотребле
ния;
 самостоятельн
о определять
цели своего
обучения,
ставить и
формулировать
для себя новые
задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы и
интересы своей
познавательной
деятельности;
 участвовать в
разных видах
обсуждения,
формулировать
собственную
позицию и

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели
обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать
будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе
определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги
достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность
шагов.
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в
соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения учебных и
познавательных задач,
для выполнения учебной задачи познавательной
задачи;
 выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при
решении учебной и познавательной задачи и

Личностные
результаты

Уважение к
Отечеству, к
прошлому и настоящему
России.
Осознанное,
уважительное и
доброжелательн
ое отношение к
культуре,
традициям,
языкам народов
России.
Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю.
Осознанное и
ответственное
отношение к
собственным
поступкам.
Сформированность
ответственного
отношения к
труду.
Уважительное и
заботливое
отношение к
членам своей
семьи.
Осознанное,
уважительное и
доброжелательн
ое отношение к
другому
человеку, его
мнению, языку.
Участие в
школьном

 адекватно
понимать,
интерпретиро
вать и
комментирова
ть тексты
различных
функциональ
носмысловых
типов речи
(повествован
ие, описание,
рассуждение)
и
функциональ
ных
разновидност
ей языка;
 участвовать
в
диалогическо
м общении,
создавать
устные
монологическ
ие
высказывания
разной
коммуникатив
ной
направленнос
ти в
зависимости
от целей,
сферы и
ситуации
общения с
соблюдением
норм
современного
русского
литературног
о языка и
речевого
этикета;
 анализирова
ть текст с
точки зрения
его темы,
цели,
основной
мысли,
основной и
дополнительн
ой
информации,

аргументировать
ее, привлекая
сведения из
жизненного и
читательского
опыта; создание
текстовых
документов на
русском языке;
участие в
коллективном
создании
текстового
документа;
 использование
приемов поиска
информации на
персональном
компьютере;
 цитирование
фрагментов
сообщений;
 создание
презентаций.

находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного
класса;
 планировать и корректировать свою
индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
 строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности
информации;
 объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
 делать вывод на основе критического анализа
разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 критически оценивать содержание и форму
текста.
Формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому
слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую
из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких
предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по

самоуправлении
и общественной
жизни в
пределах
возрастных
компетенций.
Сформированно
сть ценности
здорового и
безопасного
образа жизни,
правил
поведения в
транспорте и на
дорогах.
Развитость
способности
понимать художественные
произведения.
Сформированно
сть основ
экологической
культуры.

принадлежно
сти к
функциональ
носмысловому
типу речи и
функциональ
ной
разновидност
и языка;
 соблюдать
основные
языковые
нормы в
устной и
письменной
речи;
 использоват
ь
орфографичес
кие словари.
 владеть
навыками
различных
видов чтения
(изучающим,
ознакомитель
ным,
просмотровы
м) и
информацион
ной
переработки
прочитанного
материала
адекватно
понимать,
интерпретиро
вать и
комментирова
ть тексты
различных
функциональ
носмысловых
типов речи
(повествован
ие, описание,
рассуждение)
и
функциональ
ных
разновидност
ей языка;
 создавать и
редактировать
письменные

определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других
явлений;
 определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности
информации;
 объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события,
явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа
разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Коммуникативные УУД Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной
деятельности;
 играть определенную роль в совместной
деятельности;
 определять свои действия и действия
партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе
учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать
свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному
мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;

тексты
разных
стилей и
жанров с
соблюдением
норм
современного
русского
литературног
о языка и
речевого
этикета;
 использоват
ь знание
алфавита при
поиске
информации.
 владеть
навыками
работы с
учебной
книгой,
словарями и
другими
информацион
ными
источниками,
включая СМИ
и ресурсы
Интернета;
 проводить
лексический
анализ слова;
 опознавать
лексические
средства
выразительно
сти и
основные
виды тропов
(метафора,
эпитет,
сравнение,
гипербола,
олицетворени
е);
 соблюдать
основные
языковые
нормы в
устной и
письменной
речи;
 использоват
ь
орфографичес
кие словари

 участвовать в
разных видах
обсуждения,
формулировать
собственную
позицию и
аргументировать
ее, привлекая
сведения из
жизненного и
читательского
опыта;
 самостоятельн
о планировать
пути
достижения
целей, в том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и
познавательных
задач.
 создание
текстовых
документов на
русском языке;
участие в
коллективном
создании
текстового
документа;
 использование
приемов поиска
информации на

 предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для
обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в
коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в
соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в
процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме
развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в
монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и
согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и
оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств.

персональном
компьютере;
 цитирование
фрагментов
сообщений;
 создание
презентаций.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ
Материал словесности
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в
художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения
средств художественной изобразительности. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль
писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление
в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола.
Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом
произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная краска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь.
Значение
употребления
этого
средства
в
произведении
словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. Квипрокво как изобразительное
средство языка и как способ построения сюжета. Понимание идейно-художественного
значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание
идеи
произведения,
в
котором
употреблены
средства
художественной
изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование
средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность
высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и
литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и
лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное
изображение. Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение
определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову.
Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их
изображением в художественном произведении с целью понимания специфики
искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях
разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.
Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных
как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного
на личных произведениях.

Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Изображение
действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора
явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств
художественной изобразительности. Изображение действительности и поэтическое
слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей
М.В.Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к
поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина. Изображение действительности и
поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические
открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина. Изображение
действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская
индивидуальность.
Проявление
художественной
одаренности,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль
писателя как единство всех элементов художественной формы произведений,
своеобразие творчества писателя. Чтение произведений древнерусской литературы и
произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном
чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания
своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.
Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения
авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений,
разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его
словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства
художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической
оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и
субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма
выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении.
Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное про странство
(хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях
разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного
содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и
драматическом произведениях. Восприятие произведения словесности как целостного
явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание
художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения.
Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного
пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от
слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в
выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание

собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное
целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения
словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности.
Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности.
Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и
мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Ро ль
словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной
словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени.
Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произве дениях
словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь
совершенствованию мира и человека. Понимание эстетической природы искусства
слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать
его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о
нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности.
Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в
собственном творчестве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5

Название темы
Средства художественной изобразительности
Жизненный факт и поэтическое слово
Историческая жизнь поэтического слова
Произведение искусства слова как единство
художественного содержания и его словесного выражения
Произведение словесности в истории культуры
Итого:

Кол-во часов
11
4
5
6
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».