курс по выбору В мире рус.языка 9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
9 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р.

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения курса по выбору
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач,
для выполнения учебной задачи познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;


критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);


представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств.
Личностные результаты
Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам
народов России.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Сформированность ответственного отношения к труду.
Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
языку.
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в
транспорте и на дорогах.
Развитость способности понимать художественные произведения.
Сформированность основ экологической культуры.
Содержание курса по выбору
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое
строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы
связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между
предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная
целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные
суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и
др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы,
средства экспрессивного синтаксиса).Анализ текста с точки зрения использования в нём
средств выразительности. Стилистические возможности языковых средств.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и
ударения. Интонация текста. Основные правила выразительного чтения.
Умение
выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые
особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и
второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации,
подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и

обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о
микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Учимся редактировать
текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических,
фактических ошибок.
Раздел 6. Сочинение - это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Тематическое планирование
Количество ч

№

Раздел

Теория

Практика

1.

Текст как результат речевой деятельности

6

1

5

2.

Средства выразительности в тексте

4

1

3

3.

Выразительное чтение текста как искусство
звучащего слова

2

-

2

4.

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

4

1

3

5.

От анализа текста к изложению

9

1

8

6.

Сочинение — это тоже текст

9

1

8

Итого

34

5

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».