русский-язык-10-11!

Приложение к ООП СОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
10-11 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р., учитель
русского языка и литературы

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,

гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традицион-ные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
само-стоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
наци-ональным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического твор-

чества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономи-

ческих процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и ин-терпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной ре-

чью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их исто-

рико-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях рус-

ского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

Содержание учебного предмета
10 класс
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык
в кругу языков народов России. Литературный язык и язык художественной литера-туры.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях еди-ниц
разных уровней языка. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых
норм. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лек-сическим
значением – важное условие речевого общения. Однозначность и многозначность слова.
Нормативные словари современного русского языка. Толковый словарь.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление в речи.
Паронимы и их употребление в речи. Нормативные словари современного русского языка.
Словарь омонимов, паронимов. Синонимы и их употребление в речи. Нормативные
словари современного русского языка. Словари синонимов. Выбор из синонимического
ряда нуж-ного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Антонимы и их
употребление. Нормативные словари. Словари антонимов. Происхождение лексики
современного рус-ского языка. Устаревшая лексика. Неологизмы. Окказиональные слова.
Формы существо-вания русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Фразеология.
Фразеологические еди-ницы, их употребление. Фразеологические словари.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в
устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а
также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Морфемика и словообразование. Состав слова
Состав слова. Словообразование. Морфемный разбор слова. Исторические изменения
в морфемном составе слова. Словообразование. Словообразовательный разбор слова. Словообразовательные модели различных частей речи: имени существительного, имени
прила-гательного, глагола, наречия и т.д. Омонимичные части слова. Формообразование.
Понятие парадигмы.
Морфология и орфография
Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Правописание мор-фем.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание морфем. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание
морфем. Употребление гласных после шипящих: в корне слова, в суффиксе, в окончании.

Правописание морфем. Употребление гласных после Ц: в корне слова, в суффиксе, в окончании. Употребление букв Э, Е, Ё в различных морфемах. Правописание морфем. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных
сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание
морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Буквы Ы, И после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных
букв. Правила переноса слов.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени
существитель-ного. Правописание морфем. Правописание падежных окончаний имён
существительных.
Правописание
морфем.
Правописание
суффиксов
имён
существительных. Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание морфем. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание морфем. Правописание Н и НН в
суф-фиксах прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных
имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.
Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён
числительных в речи.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание
местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание морфем. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и
отглаголь-ных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма. Образование
деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.
Наречие и слова категории состояния как части речи
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное

написание НЕ и НИ с разными частями речи. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.
11 класс.
1. Синтаксис и пунктуация - 1 час
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
2. Словосочетание - 1 час
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
3. Предложение - 2 часа
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
4. Простое неосложненное предложение - 3 часа
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные
члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и
нераспро-страненное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и
неполные пред-ложения.
Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
5. Простое осложненное предложение - 12 часов
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки
препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, со-единенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
6. Сложное предложение - 6 часов
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
7. Предложения с чужой речью – 1 час
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания
при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
8. Стилистика - 5 часов
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой
стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование,
описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
9. Из истории русского языкознания – 1 час
М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н.
Уша-ков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.

Тематическое планирование
10 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Название раздела, темы
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы
науки о языке.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Орфография
Морфология
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Имя числительное
- Местоимение
- Глагол и его формы
- Наречие и слова категории состояния как части речи
- Служебные части речи
Обобщение и повторение пройденного материала
ИТОГО

Количество часов
1 ч.
5 ч.
2 ч.
2 ч.
24 ч.
5 ч.
19 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
5 ч.
1 ч.
35 ч.

11 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Название раздела, темы
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.

Предложение
Простое неосложненное предложение
Простое осложненное предложение
Сложное предложение
Предложение с чужой речью.
Стилистика

Из истории русского языкознания
Культура речи

Обобщение и повторение пройденного материала
ИТОГО

Количество часов
1 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
12 ч.
6 ч.
1 ч.
4 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».