литература-10-11

Приложение к ООП СОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
10-11 КЛАСС

Составитель программы:
Травинская Л.Р., учитель
русского языка и литературы

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,

гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического твор-

чества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономи-

ческих процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно

осуществлять,

контролировать

и

корректировать

деятельность;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельно
сти, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятель
ности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением

требований

эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной ре-

чью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их исто-

рико-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях рус-

ского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

Содержание учебного предмета
Литература XIX века
Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека,
обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с
социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия
русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века . Обзор русской литературы первой половины
XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм.
Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное
саоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...»,
«Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога
роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные
стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой
друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других
стихотворений). Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской
лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа,
любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл
человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в
стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт
личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального
бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в
творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. М. Ю.
Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто,
пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон,
я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских
традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Роман-

тизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.
Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы второй половины
XIX века). Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в
стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии
реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический
характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы
судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея
нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов.
Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник
Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и
основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”.
Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика
пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое
своеобразие.

Сплав

драматического,

лирического

и

трагического

в

пьесе.

Драматургическое мастерство Островского.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”. А.Н.Островский в критике («Луч света
темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы ,трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Сочинение по драме А.Н. островского «Гроза»
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская
«обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов.
Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа,
портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой
литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Своеобразие стиля Гончарова.

Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова,
«Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.
Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через
индивидуальное. Литературная критика.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический
подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики.
Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное
чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).
Стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?» «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти
бедные селенья…» «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа

- сфинкс…»
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в
русской поэзии.
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. «Вечные» темы в
лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Жизнеутверждающее начало в лирике
природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали
и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Философская проблематика лирики.

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики
Фета. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность
поэтической речи и способы их достижения.
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения
являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…»,
«Еще одно забывчивое слово…», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и
ясен...» Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого.
Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях
Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...».
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения».
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа
Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.
"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в
романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь,
искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика
романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция
портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской
литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение
по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
Бытовые повести и жанр «русской новеллы».
Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин. Особенности сюжета
повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий
главного героя). Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл
названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Урок внеклассного чтения. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и
рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор). Сатирическая летопись истории Российского
государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика
и Угрюм-Бурчеева. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола,
гротеск, алогизм.
Тема народа и власти. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Смысл финала
«Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору). Сатирическое
негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как
выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист. Противоположность
литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и
переход на позиции реализма.
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности
некрасовского лирического героя. Тема народа. Утверждение красоты простого русского
человека. Сатирические образы. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в
лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова
(природа, любовь, смерть). Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.
Смысл названия поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы.
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические
образы помещиков. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме.
Судьба Мат-рены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ
Савелия, «бога-тыря святорусского». Особенности стиля Некрасова. Сочинение по
творчеству Н. А. Некрасова.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной
литературы (развитие понятия).
К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова.
Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.
Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Ф. М.
Достоевский. Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности
сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.
Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы
“униженных и

оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ
Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и
образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в
романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога.
“Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение
разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм
прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества
писателя. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Теория

литературы.

Углубление

понятия

о

романе

(роман

нравственно-

психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в
романах Толстого и Достоевского.
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство»,
«Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы».
«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа Своеобразие
жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира».
Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система
образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Москва и Петербург в романе Изображение светского общества. Духовные искания
Андрея

Болконского

и

Пьера

Безухова.

Рационализм

Андрея

Болконского

и

эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. «Мысль семейная” в
романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Нравственно-психологической
облик Наташи Росто-вой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и
эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.
Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в
водовороте исторических событий. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в
романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны
1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Русский солдат
в изображении Толстого. Картины партизанской войны, значение образа Тихона
Щербатого. Проблема национального характера. Философский смысл образа Платона
Каратаева и авторская концепция “общей жизни. Образы Тушина и Тимохина. Проблема
истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
Философия истории. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».
Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение
Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог
(развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Сочинение
по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. А. П. Чехов. Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные
рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики». Темы, сюжеты и проблематика
чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы
"маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности
жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты
человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема
любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали,
лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.
Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего
России

в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ
Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша,
Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога.
Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга.
Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика:
открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Сочинение по творчеству
А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний
романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика). Жизнь и
творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о
человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и
прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика). Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос
о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме».
Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное
наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта). Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания
устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в
стихотворении. Особенности поэтического языка.
Литература XX века
Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической
памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в
поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и
литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Человек
и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала
столетия. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской
литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие
реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и
литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная
объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема
«художник и власть». И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»
(возможен выбор трех других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта.
Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской
поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные
аллеи», «Чистый понедельник» возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания
«дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального
характера.

Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Мотив памяти и тема России в
бунинской

прозе.

Обращение

писателя

к

широчайшим

социально-философским

обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя.
Поэтичность женских образов. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
«Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и па-мять о прошлом).
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ
(углубление представлений). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания
характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие
художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви.
Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести.
Трагическая

история

любви

Желткова

и

пробуждение

души

Веры

Шеиной.

Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.
Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление
представлений)
Сочинение по творчеству И. А. Бунина, А.И. Куприна.
Л. Андреев. Раннее творчество писателя. «Бездны» человеческой души как главный
объ-ект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Устремленность героев Л.Н.
Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Переосмысление евангельских
сюжетов в философской прозе писателя. Проблема любви и предательства в повести Л.
Андреева «Иуда Искариот». Образ Иуды. Проблема свободы личности. М. Горький.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла
жизни. Проблемы гордости и свободы. Смысл противопоставления Данко и Ларры.
Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». Соотношение романтического идеала
и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль
пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как
социально-философская
ночлежников.

драма.

Смысл

названия

пьесы.

Система

образов.

Судьбы

Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке.
Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе.
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство
Горького-драматурга. Афористичность языка. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные
представления).
Сочинение по творчеству М. Горького.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы
самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой
половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (возможен выбор другого зарубежного прозаика). Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы
жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские
традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер. (возможен выбор другого зарубежного поэта). Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера.
Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная
направленность аполлинеровской поэзии.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии
русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт,
А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К.
Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по
выбору) Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового

искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и

"младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор).

В.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии
Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии Рационализм,
отточенность образов и стиля. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в
лирике Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»
(возможен выбор трех других стихотворений).
К. Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени «Безглагольность», «Я
в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий».
Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору
(«Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам
выражения чувств и мыс-лей.
А. Белый. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и кучащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение
А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена
ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник
«Урна»).Интуитивное постижение действительности.
Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как
пришествия нового Мессии. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
А. А. Блок. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»,
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной
дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы»
(возможен выбор трех других стихотворений). Литературные и философские пристрастия
юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьева. Мотивы
и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.
Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Блок и символизм.
Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и
действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических
стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и
стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий ре-

волюции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.
Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы,

ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция
и способы ее выражения в поэме. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока
на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих).
Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
«пре-красной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэтаремесленника. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего
творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и
др. Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в
поэзии Гумилева, романтическая традиция (романтический герой) в его лирике. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Яркость, праздничность восприятия мира. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое,
фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер
«нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого»
слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы
футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В.
Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). Западноевропейский и русский футуризм.
Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в
шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору
учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность
поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта,
оригинальность его словотворчества. «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений ИгорьСеверянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы,
синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений). В. В.
Хлебников. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»
(возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии
Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. В. В.
Маяковский. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,

«Юбилейное»,

«Прозаседавшиеся»

(указанные

стихотворения

являются

обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений). Маяковский и футуризм. Дух
бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства
мира. Космическая масштабность образов. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность
строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии,
осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве
Маяковского. Драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэтановатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение
(углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная
(каламбурная), рифма ассонансная.
Крестьянская поэзия
Духовные

и

поэтические

истоки

новокрестьянской

поэзии:

русский

фольклор,

древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к
художественному богатству славянского фольклора. Полемика новокрестьянских поэтов с
пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве
Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из
темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений) или «Рождество избы»,
«Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика,
изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.
Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Клюев и Блок.
Клюев и Есенин.
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
С. А. Есенин. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,
«Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
«Сорокоуст» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…»,
«Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества.
Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской
поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и
Клюева.
Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и
любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в
поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие
революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в
развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла
(«Персидские мотивы»).
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
Теория литературы. Фольклоризм и литература (углубление понятия). Имажинизм.
Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа
литературного произведения (углубление понятия).
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные
стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других
стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма.
Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в

поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова.
Литература 20-х годов
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и
учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения
(«Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ. «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы
братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего
поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А.
Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэтыобэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового
поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А.
Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения
(«Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы, «Солнце мертвых» И.
Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева,
«Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину
революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
А.А. Фадеев. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Разгром». Своеобразие композиции
романа и её художественный смысл (противопоставление путей Морозки и Мечика).
Интеллигенты в романе — представители разных политических партий. Социальный
состав партизанского отряда. Образ Левинсона как символ военного лидера эпохи
Гражданской войны.
Проблема нравственного выбора в огне революционных войн. Традиции А.Горького и Л.
Толстого в творчестве А.Фадеева
Е. И. Замятин. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Мы». «Мы» как роман-антиутопия. Характер повествования. Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного
механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах «идеологизированной» науки. Своеобразие языка романа. Проблематика и система образов, цен-

тральный конфликт романа, особенности его композиции. Символические образы. Смысл
финала. Драматическая судьба автора книги.
А. П. Платонов. Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира
платоновской прозы. “Непростые” простые герои Платонова.
Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания,
аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа
сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Тема смерти в повести.
Самобытность языка и стиля писателя.
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские
неологизмы (развитие представлений).
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его
призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве
А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М.
Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.
Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов.

«Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение

пафоса

и

драматизма

революционных

испытаний

в

творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской
классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы
Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья
повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в
романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль
эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и
фантастики. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического
(библейского или мифологического) до сатирического (бытового).Москва и Ершалаим.
Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и
божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема
нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности.
Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» (И. В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и
новаторство в литературе.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в

романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения
семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды
жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утвер-

ждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе.
Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Язык прозы Шолохова. Шолоховские традиции в русской

литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем
мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других
стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте
поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и
действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская
глубина лирики Пастернака. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений,
удивление перед чудом бытия. Тема человека и природы. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Сложность

настроения

лирического

героя.

Соединение

патетической

интонации

и

разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романе
соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и
сквозные мотивы в романе.

Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения
Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции
русской классической литературы в творчестве Пастернака. Э. Хемингуэй. Жизнь и
творчество (обзор).
Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести.
Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль
художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля
Хемингуэя.

Образ рыбака Сантьяго Роль художественной детали и реалистической символики в
повести.
А. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор).
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений,
философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта.
Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.
Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц» (возможен
вы-бор трех других стихотворений).
Обзор русской литературы второй половины XX века
Литература периода Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и
литературах других народов России. Литература «предгрозья»: два противоположных
взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и
разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского,
А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А.
Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский
меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких
патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.
Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии,
обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки,
рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова,
В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в
противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны:
драматурга К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварц «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии,
драматургии второй половины XX века.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева
Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие
литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.
«Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных
проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за
свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках
нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви,
гражданского служения, единства человека и природы).
Человек и война Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В.
Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева В. Быкова, Б.
Васильева В. В. Быков. (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки
зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы
ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
Б.Васильев «А зори здесь тихие». Судьба каждой девчонки.
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив
творчества поэта. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности

к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки
побед и трагедий советского народа. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия).
Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии
(закрепление понятия).
«Лагерная» проза
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других
рассказов или «На представку», «Сентенция».

История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.
Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти
документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем.

Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии,
когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности».
Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной
литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной
литературе (развитие представлений).
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Нобелевская лекция.
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Архипелаг ГУЛАГ (фрагменты). Своеобразие
раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная
прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального
характера в контексте трагической эпохи (Иван Денисович и Платон Каратаев, Юшка)
«Матренин двор». Образ Матрены. Черты «нутряной» России в облике Матрены.
Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность
финала рас-сказа и его названия.
Значение рассказа для развития русской прозы второй половины ХХ в. Вечные ценности
русской духовной культуры: праведность, нестяжательность, естественность, простота, че-

ловечность, смирение, терпение
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). Праведничество в русской
литературе.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного
мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
В. М. Шукшин (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Рассказы:
«Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение
народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе.
Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и
преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной
связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В.П. Астафьев

Произведения: «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.)
Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В.Маканин, А. Битов и др.
Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
Ю.В. Трифонов
«Городская» проза и повести Трифонова. Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести.
Тонкий психологизм. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия).
Повесть к жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых
поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.
Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л.
Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов. Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры
страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство,
со-временная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В.
Вы-соцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Б. Ш. Окуджава
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов.
Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное
название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...» или «Полночный троллейбус», «Живописцы»
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. По «оттепели» и песенное творчество Окуджавы.
Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
Ин-тонации, мотивы, разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других
стихотворений). «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной
при-роды в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за
настоящее и будущее России. Любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм
мироощущения поэта, обусловленный событиями личной судьбы и судьбы народа.
Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Р. Гамзатов (возможен выбор другого писателя, представляющего литературу
народов России)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор
других стихотворений).
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма.
Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее
композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература Русского зарубежья
Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В.
Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем
стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Своеобразие поэтического
мышления и языка Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурноисторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев).

Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие
абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве». Теория
литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие
представлений).

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние
публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс,
положительные отклики в печати.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Носов, В. Крупин, С. Каледин, В.
Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко. Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю.
Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И.
Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др. Новейшая
русская проза и поэзия 80-90-х годов (обзор)
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой
душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П.
Проскурина, Ю. Полякова и др.
Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В.
Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения,
«пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В.
Маканина,

Л.

Улицкой,

Т.

Толстой,

В.

Токаревой

и

др.

Противоречивость,

многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой.
Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая

литература»,

«андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Произведения для заучивания наизусть
10 класс
А.С.Пушкин 3-4 стихотворения (по выбору учащихся)
М.Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся)
А.Н.Островский. «Гроза» (монолог по выбору)
А.А.Фет. «На заре ты ее не буди», «Я тебе ничего не скажу…»
Ф..И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим», 1 патриотической направленности
Н.А.Некрасов отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (по выбору). 1
гражданской напр.
Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок по выбору)
11 класс
И.А.Бунин. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся)

Н.С.Гумилёв 1 стихотворение (по выбору учащихся)
М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор
М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике»
А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», от-

рывок из поэмы «Двенадцать»
С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы»
(одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»
В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»
А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор
А.Т.Твардовский. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся)
Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…»,
стихи из романа «Доктор Живаго»
Н.Рубцов. На выбор
Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)
И.Бродский. На выбор

Тематическое планирование

10 класс
№ п\п
1.
2.

3.

4.

Название раздела, темы
Введение. Русская литература XIX века.
Русская литература первой половины XIX века.
- Обзор русской литературы первой половины XIX века.
-А.С. Пушкин
-М.Ю. Лермонтов
-Н.В. Гоголь
-Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века.
-Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века»
Русская литература второй половины XIX века.
-Обзор русской литературы второй половины XIX века.
-Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века.
-А.Н. Островский
-И.А. Гончаров
-И.С. Тургенев
-Ф.И. Тютчев
-А.А. Фет
-А.К. Толстой
-Эссе по теме «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору).
-Н.С. Лесков
-Н.А. Некрасов
-М.Е. Салтыков-Щедрин
-А. Толстой
-Ф.М. Достоевский
-Л.Н. Толстой
-А.П. Чехов
- Контрольная работа по теме «Литература второй половины XIX века»
-Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века
Итоговое повторение
ИТОГО

Количество часов
1 ч.
9 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
94 ч.
1 ч.
1 ч.
7
9
9
3
2
1
1

ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.

3 ч.
7 ч.
3 ч.
2 ч.
15 ч.
18 ч.
10 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
105 ч.

11 класс
№ п\п
1.
2.

Название раздела, темы
Введение. Русская литература XX века.
Русская литература начала XX века
И.А. Бунин
И.А. Куприн
Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна
Л.Н. Андреев

Количество часов
2 ч.
17 ч.
5 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

М. Горький.
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н.
Сергеева-Ценского
Серебряный век русской поэзии
Основные направления в русской поэзии XX века..
Символизм и русские поэты-символисты
В.Я.Брюсов.
К.Д.Бальмонт
А. Блок
Преодолевшие символизм
И. Анненский
Н. Гумилев
А.А. Ахматова
М. Цветаева
Сочинение по поэзии Серебряного века
Развитие отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, С.Черного, Дон Аминадо
Обзор творчества М.И.Пришвина, М.А.Волошина,
В.К.Арсеньева.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х
годов
Тема Родины и революции в произведениях писателей
«новой волны».
Е. Замятин
В.В. Маяковский
С.А. Есенин
Литературный процесс 30-начала 40-х годов
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве.
О. Мандельштам
А.Н. Толстой
М.А. Шолохов
Обзор творчества С.Н.Маркова, Б.В.Шергина, А.А.Прокофьева
М.А. Булгаков
Б.Л.Пастернак
А.П. Платонов
В.В.Набоков
Литература периода Великой Отечественной войны
Публицистика времен войны
Лирика военных лет
Проза о войне.
А.Т. Твардовский
Н.А. Заболоцкий
Литературный процесс 50-80-х гг.
Осмысление Великой Победы 1945года в 40 -50 – е годы
XX века
Оттепель 1953 – 1964 годов в литературе
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х гг.
«Деревенская проза» 50-80-х годов
Историческая романистика 60-80 годов.

5 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
8 ч.
1 ч.
1 ч.
6 ч.
12 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
13 ч.
2 ч.
1 ч.
5 ч.
5 ч.
24 ч.
1 ч.
1
1
5
1

ч.
ч.
ч.
ч.

6 ч.
5 ч.
2 ч.
2 ч.
7 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
16 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

10.

11.

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В.Высоцкого..
В.М. Шукшин.
Н.М.Рубцов
В.П.Астафьев.
В.Распутин.
А.И.Солженицын
«Лагерная» тема в творчестве В.Шаламова.
Новейшая русская проза и поэзия 80 – 90 годов
Реалистическая проза
И. Бродский
Итоговое повторение

1 ч.
2 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

ИТОГО

102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».