род.язык 10-11

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
10-11 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р., учитель
русского языка и литературы

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,

гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического твор-

чества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономи-

ческих процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и
письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в си-

туациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,

морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на
родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема исполь-

зуемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение
опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура
Язык и общество. Родной язык и родная литература - основные национальнокультурные ценности народа, особый способ познания жизни. Уровни и единицы родного
(русского) языка и их взаимосвязь. Базовые понятия лингвистики. Основные единицы и
грамматические категории родного (русского) языка. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение
новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания (на
примере текста А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии
языка. Этно-культурные традиции в текстах художественных произведений.
Раздел 2. Культура речи. Культура чтения
Языковая культура как общечеловеческая ценность. Ответственность носителя
языка за языковую культуру. Основные нормы родного (русского) языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные).
Нормы речевого эти-кета.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного ли-

тературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ слова. Многоаспектный анализ текста на родном (русском) языке.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов. Морфологический анализ слова.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых
и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия
как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический анализ
словосочетания и предложения.
Речевой этикет. Речевая деятельность на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо) в условиях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.

Культура чтения. Чтение как средство познания мира и себя в мире, гармонизации
отношений человека и общества, построения многоаспектного диалога. Адекватное
понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно
или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом
или развѐрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение
различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим),
приѐмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Языки речь. Виды речевой деятельности.
Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского
речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические
категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения.
Оратория:
мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры,
сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение.
Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи. Категория монолога и диалога как формы
речевого общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи.
Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового
стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность
построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная

речь.

Фонетические,

интонационные,

лексические,

морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные
средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности
русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного
слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и
типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац.
Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки.
Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л.
Толстом. Создание устных и письменных высказываний.

Тематическое планирование
10 класс
№ п\п
1.
2.
3.

Название раздела, темы
Язык и культура
Культура речи. Культура чтения
Речь. Речевая деятельность. Текст
ИТОГО

Количество часов
9 ч.
13 ч.
13 ч.
35 ч.

ИТОГО

Количество часов
6 ч.
19 ч.
9 ч.
34 ч.

11 класс
№ п\п
1.
2.
3.

Название раздела, темы
Язык и культура
Культура речи. Культура чтения
Речь. Речевая деятельность. Текст


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».