курс по выб. Рус.правописание 10

Приложение к ООП СОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
10 КЛАСС

Составитель:
Травинская Л.Р.,
учитель
рус.языка и литературы

РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении учителей
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения курса по выбору
Личностные результаты

Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма;
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:

ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:


готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;

эстетическое отношения к миру.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;


использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста,
с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;


соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

Содержание курса по выбору
Особенности письменного общения
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Формы речевого
общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
Особенности письменной речи
Орфография как система правил правописания
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей.
Различные способы передачи содержащейся в правиле информации; связный текст, план,
тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания
морфем ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового
анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок);
понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: зависимость от глагольного суффикса -а ; 2)
зависимость ОТ последующего согласного; 3) зависимость от ударения; 4) корни с
полногласными и неполногласными сочетаниями
Обозначение на письме согласных корня.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип
написания,' Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Особенности образования
сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание
суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Система правил регулирующих правописание н и нн в полных и кратких формах причастий,
а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний
глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма.
Правописание согласных на стыке морфем
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для
объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи.
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов.
Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже,
потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Особенности письменного общения
Орфография
Орфография
как
система
правил
правописания.
Правописание морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Написание строчных и прописных букв.
ИТОГО

2ч

32 ч
2ч
19ч
10 ч
2ч
35 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».