СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020
Утверждаю
директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
_______________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020
Рабочая программа
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс
(по 1 ч. в неделю по 35 ч. в год)
Программа составлена на основе:
примерной программы основного общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник ОБЖ, базовый уровень:
10-11класс, авторы С.В.Ким, В.А Горский
Составитель
учитель ОБЖ Алёшина Т.А.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО гуманитарного цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о
культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора; 2) знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности;
5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них
признакам, а также использовать различные информационные источники;
9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать
модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне
государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во
время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения
военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике
Содержание курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические
основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медикобиологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества,
государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.
Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской
Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в
чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на
инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от
радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового
поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба.
Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ
жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры
профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и по- рядок. Правила оказания
первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая
помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении
связок, вывихах, переломах.
Тематическое планирование ОБЖ 10 класс
№ п/п
Тематическое планирование
Кол-во
часов
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной
среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде
1
2
3
4
5
обитания
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в
среде обитания
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания
1
1
1
1
1
6
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению
безопасности жизнедеятельности
Защита национальной безопасности государства от военных угроз
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера
Противодействие экстремизму
Противодействие терроризму,наркотизму в Российской Федерации
Безопасность на дорогах и на транспорте
1
7
8
9
10
11
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях
12
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
13
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
14
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного характера
15
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
16
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового
17
18
19
20
21
поражения и современных обычных средств поражения
Защита населения и территорий от радиационной опасности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения
Защита населения и территорий от биологической и экологической
опасности
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
1
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы
22
1
23
24
25
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская обязанность и военная служба
Права и обязанности военнослужащих
1
1
1
26
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
1
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья
27
1
Здоровый образ жизни и его составляющие
28
1
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики
29
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики
30
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
31
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
32
Правила оказания первой помощи при травмах
33
Первая помощь при кровотечениях, ранениях
34
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация
35
1
1
1
1
1
1
1
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах
ИТОГО
35