география 10-11!

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 30.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 30.08.2020

Рабочая программа
Учебного предмета
«География 10-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учебник География, базовый уровень
Авторы: Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина

Составитель
Учитель Волкова Я.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО___________цикла
Протокол № 1 от 30.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность
к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,
социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Общая характеристика мира
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической
информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Современная политическая карта мира
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные
изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница.
Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация.
Территориальные воды. Страны современного мира. Уровень социально-экономического развития.
Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны
переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные
страны. Дифференциация стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и
островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и
государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого
капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая
восьмерка», политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и
морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства,
международные организации, регион.

Практическая работа: «Составление классификации стран по различным признакам»,
«Характеристика по картам ЭГП страны».
Тема 2. Природа и человек в современном мире
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и
современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа
и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природноресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных
ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов.
Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные
сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы.
Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв.
Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и
южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов.
Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль
речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути
преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное
водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными
ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов
океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов.
Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла
Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением
новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия. Экология. Экологические
проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и
интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение
озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные
технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы,
ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды,
опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология,
экологические проблемы.
Практическая работа: «Оценка природных условий и ресурсообеспеченности страны».
Составление картосхемы размещения бассейнов и месторождений п/и и районов их
территориального сочетания. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и
стран пахотными землями, водными и лесными ресурсами.
Тема 3. География населения мира
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность
населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост –
главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах.
Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины
и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах
с разным типом воспроизводства населения. Этнический (национальный) состав населения.
Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения
мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав
населения. Половозрастные пирамиды. Трудовые ресурсы и экономически активное население.
Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения человечества
на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль
природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных
процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее
особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира.
Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис,
демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и
этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: Построение схемы – графика «Изменение численности населения».
Составление таблицы «Основные языковые группы». Характеристика половозрастного состава
населения одной из стран мира. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства
населения. Определение и сравнение показателей средней плотности населения 2 стран (по выбору
учителя) и объяснение причин различия. Определение и сравнение соотношения гор. и сельского
населения в разных регионах мира. Определение по карте и обозначение на карте крупнейших
агломераций и мегаполисов. Сравнение показателей ср. продолжительности жизни в регионах мира
и странах.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как
совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация
государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная
экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные союзы. Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР
на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли
промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы.
Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации,
экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа: Установление взаимосвязей между размещением населения хозяйства и
природными условиями. Выявление закономерностей освоения разных территорий
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная
промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры.
Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии.
Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение,
металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей
промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в
различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав.
Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и
товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве
сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных
видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот.
Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского
транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации
транспорта развитых и развивающихся стран. Международные экономические отношения, их
формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и
географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные,
предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа: Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, газа,
железной руды. Составление сравн. характеристики 2 промышленных районов. Составление сравн.
Характеристики транспортной системы 2 стран. Определение международной специализации
крупнейших стран и регионов мира.
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Регионолистика и страноведение. Понятие о географическом регионе.
Практическая работа: Составление картосхемы «Субрегионы мира».
Тема 6. Зарубежная Европа
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная.
Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов
Европы. Объекты Всемирного наследия. Демографическая ситуация в зарубежной Европе.
Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде
стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие
городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная
ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры
добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и

южно-европейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические
связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности
европейских субрегионов. Страны Европы.
Федеративная Республика Германия– экономический лидер зарубежной Европы. Краткая
историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные
условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место
Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства.
Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития
транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа.
Центральная ось развития.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия
между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.
Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и
особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и
территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы
урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые
индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран
зарубежной Азии. Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение
ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана
окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и
опустынивания. Объекты Всемирного наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия,
Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй.
Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава.
Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис
Токайдо. Объекты Всемирного наследия. Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого
экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии.
Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная
роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта.
Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами».
Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китай. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и
демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения,
крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства.
Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей
промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение
культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи;
свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Объекты Всемирного наследия.
Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй.
Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и
его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав.
Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское
население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии.
Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и
промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой
состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их
специфика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практические работы: Составление сравнительной характеристики 2 стран (по выбору учителя) на
основе различных источников информации.

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и
ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в
мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана
окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания. Краткая
характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и
хозяйственного развития.
Практическая работа: Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам
атласа.
Тема 8. Африка
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая
карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия
и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная
оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население:
демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного
состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль Африки в мировом хозяйстве.
Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности,
основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура
земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная
сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи. Субрегионы Африки:
Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
ЮАР – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка.
Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы,
населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные
ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое
меньшинство». Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка.
Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы,
населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы: Сравнение международной специализации развитой и развив. стран,
объяснение различий.
Тема 9. Северная Америка
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
США. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль
иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в
США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли
промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия
для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы
(пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей.
Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в
США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние
различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль
Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного
потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны
переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики
Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа: 4. Характеристика размещения хозяйства страны
Тема 10. Латинская Америка
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и
религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень
урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и
структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли
специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и
отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности
землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их
специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические
связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и ЛаПлатской низменности,
Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического
положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике
Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой
структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие
транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы: Характеристика размещения хозяйства страны
Тема 11 Россия в современном мире
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение.
Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной
специализации России. Международные связи России.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)
Тема 12. Глобальные проблемы человечества
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы
развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных
проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества. Стратегия устойчивого развития.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация
Практическая работа: Составление схемы «Взаимосвязь глобальных проблем человечества.

Тематическое планирование
№
п/п

1
2

3
4

5
6
7
8

9

10
11
12
13
14
15

16

17

18
19

Раздел, тема урока

10 класс
Введение
Предмет соц. -эконом. географии в системе географических наук.
Ключевые теории, тенденции и современные методы географ. знаний. Источники
географической информации
Раздел 1 .Общая характеристика мира
Тема 1.Современная политическая карта мира
Современная политическая карта мира.
Классификация и типология стран мира. Формы правления, адм.–террит.
устройство. Гос.строй стран мира. Пр.работа «Составление классификации стран по
различным признакам»
Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и
развивающихся стран Пр. работа «Характеристика по картам ЭГП страны»
Международные организации и группировки стран. Международные отношения в
современном мире
Тестовый контроль по теме по материалам ЕГЭ
Тема 2. Природа и человек в современном мире
Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и общества.
Природные условия и ресурсы мира, регионов и стран. Классификация пр. ресурсов
Пр. работа «Оценка природных условий и ресурсообеспеченности страны»
Мировые ресурсы Земли. Карты ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьем
различных стран и регионов. Пр.работа. Составление картосхемы размещения
бассейнов и месторождений п/и и районов их территориального сочетания.
Земельные ресурсы, мировой земельный фонд. Почвенное плодородие.
Лесные ресурсы Пр. работа. Сравнительная характеристика обеспеченности
отдельных регионов и стран пахотными землями, водными и лесными ресурсами
Ресурсы Мирового океана, проблемы их использования. Рекреационные ресурсы.
Основные культурно-исторические центры.
Изменение роли отдельных видов ресурсов. Современное состояние планеты.
Экологические проблемы мира и пути их решения.
Тестовый контроль по теме по материалам ЕГЭ
Тема 3. География населения мира
Численность и воспроизводство. Демографический взрыв. Пр. работа.
Построение схемы – графика «Изменение численности населения»
Состав населения. Этнический состав. Религиозный состав. Пр.работа. Составление
таблицы «Основные языковые группы»
Возрастной и половой состав. Возрастно-половая пирамида. Пр.работа.
Характеристика полово-возрастного состава населения одной из стран мира. Пр.
работа. Определение по полово-возрастной пирамиде типа воспроизводства
населения
Размещение и плотность населения. Пр.работа. Определение и сравнение
показателей средней плотности населения 2 стран (по выбору учителя) и объяснение
причин различия
Типы миграций, их значение для развития страны География миграций Утечка умов
Городское и сельское население. Урбанизация. Пр.работа. Определение и сравнение
соотношения гор. и сельского населения в разных регионах мира. Определение по
карте и обозначение на карте крупнейших агломераций и мегаполисов

Кол-во
ч

1
1

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

20 Понятие об уровне жизни населения Демографические проблемы. Пр.работа.
Сравнение показателей ср. продолжительности жизни в регионах мира и странах
21 Тестовый контроль по теме по материалам ЕГЭ
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
22 Мировое хозяйство. МГРТ
23 Научно-техническая революция Пр.работа. Установление взаимосвязей между
размещением населения хозяйства и природными условиями
24 Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и
сельского хозяйства Пр.работа. Выявление закономерностей освоения разных
территорий
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства
25 Промышленность мира. География основных отраслей Основные промышленные
центры
26 Промышленность мира. География основных отраслей Основные промышленные
центры. Пр.работа. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля,
нефти, газа, железной руды
27 Промышленность мира. География основных отраслей Основные промышленные
центры
28 Пр.работа. Составление сравн. характеристики 2 промышленных районов
30 Сельское хозяйство, его роль в современном мире. Зеленая революция. География
отраслей сельского хозяйства
31 Мировой транспорт, его роль в развитии мирового хозяйства. Пр.работа.
Составление сравнительной характеристики транспортной системы 2 стран
32 Мировая торговля. Другие формы международных экономических отношений.
Международный туризм
34 Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, отраслевые и
территориальные
группировки.
Экономическая
интеграция.
Пр.работа.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира
35 Обобщение по разделу 1. Тестовый контроль по материалам ЕГЭ
Итого
11 класс
Раздел 2. Региональная характеристика мира
1 Регионолистика и страноведение. Понятие о географическом регионе. Пр.работа
Составление картосхемы» Субрегионы мира»
2 Тема 6. Зарубежная Европа. Общая характеристика. ЭГП, природные условия и
ресурсы
3 Население
4 Хозяйство, отраслевой состав. Транспорт
5 Географический рисунок расселения и хозяйства. Субрегионы Европы
6 Модели интеграции. Природные, политические, этнические различия регионов
Европы. Северная и Западная Европа
7 Южная и Восточная Европа
8 Изучение стран Зарубежной Европы. Великобритания. Франция. ФРГ, страны
Балтии
9 Тема 7. Зарубежная Азия. Азиатский регион. Общая характеристика. ЭГП,
природные условия и ресурсы
10 Азиатский тип расселения и размещения населения
11 Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Новые индустриальные страны
12 Современные проблемы субрегионов. Интеграционные группировки
13 Изучаем страны Азии. Китай
14 Япония
15 Индия

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
35 ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Пр.работа. Составление сравнительной характеристики 2 стран (по выбору учителя)
на основе различных источников информации.
Австралия и Океания. Внутриконтинентальные контрасты. Перспективы
развития
Тема 8. Африка. Африканские страны в современном мире. ЭГП, природные
условия и ресурсы, население
Субрегионы. Изучение стран, Египет, Нигерия
ЮАР
Пр.работа. Сравнение международной специализации развитой и развивающихся
стран, объяснение различий
Тема 9. Северная Америка. Америка два материка, одна часть света. США. ЭГХ
страны
Экономические районы США. Перспективы и проблемы развития.
Канада. Ее место в мировом хозяйстве. Пр.работа. Характеристика размещения
хозяйства страны
Тема 10. Латинская Америка. Принципы выделения региона. Население и
хозяйство
Субрегионы Латинской Америки. Мезоамерика, Южная Америка, Андские страны,
Приатлантические страны. Общая характеристика и внутренние различия.
Бразилия. ЭГХ страны. Пр.работа. Определение по статист. материалам тенденций
изменения отраслевой структуры хозяйства страны
Мексика. ЭГХ страны
Тема 11. Россия в современном мире
Место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском
потенциале.
Место России в мировом хозяйстве
Обобщение по разделу 2. Тестовый контроль по разделу 2 по материалам ЕГЭ
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)
Тема 12. География отраслей мирового хозяйства
Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем
Взаимодействие глобальных проблем человечества. Новые модели цивилизации.
Пр.работа. Составление схемы «Взаимосвязь глобальных проблем человечества

1

Тестовый контроль по курсу по курсу социальной и экономической географии мира

1

34 Тестовый контроль по курсу по курсу социальной и экономической географии мира

1

16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30

31
32

33

Итого

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».