внеурочк.Практич.обществозн. 10

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________ К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Практическое обществознание»
Социальное направление

10 КЛАСС
(0,5 ч. в неделю, 17 ч. в год)

Составитель:
Учитель Турнаев К.А.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020 г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
5) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
6) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.
Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы
глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации.
Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость
образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная
культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и
проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание
свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций
развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции
развития). Мораль, ее основные категории.
Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков
работы с различными источниками.
2. Сложные вопросы содержательных линий «Человек. Познание»
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность
человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и
ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.
Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные
науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ
примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация
личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).
Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков
работы с различными источниками.

3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные
группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его
формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной
России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных
суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с
позиции общественных наук.
4. Сложные вопросы содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»
Актуальные
проблемы
содержания.
Экономика
и
экономическая
наука.
Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.
Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности.
Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители
экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и
специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике.
Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская
система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя
торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика.
Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка,
прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Развитие исследовательской деятельности учащихся; выработка умения пополнять знания
из разнообразных источников информации; приобретение учащимися опыта публичных
выступлений. Создание презентаций.
5. «Политика»: ключевые понятия и трудные вопросы
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть,
ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции,
формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и
движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический
режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое
государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс»,
«политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».
Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование
собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и
социальной практики.
Работа с источниками. Нахождение и анализ информации из различных источников,
приобретение навыков работы с различными источниками.
6. «Право»: основные теоретические положения и проблемные вопросы
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных
норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые
акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и
частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы
государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в
Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам
человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая
культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное
гуманитарное право.
Работа с источниками. Нахождение и анализ информации из различных источников,
приобретение навыков работы с различными источниками. Развитие исследовательской

деятельности учащихся; выработка умения пополнять знания из разнообразных источников
информации; приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
Формы организации занятий: беседа, круглый стол, практические работы, индивидуальная
работа, работа в парах, групповая работа, проектная работа, создание проблемных ситуаций,
творческие задания, самостоятельная работа с информационными ресурсами.
Основные
виды
деятельности:
познавательная,
творческая,
коммуникативная,
исследовательская, проектная, информационно-поисковая.
Тематическое планирование
№ п/п

Название раздела, тем

Количество ч

1

«Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные
вопросы
Сложные вопросы содержательных линий «Человек. Познание»
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные
вопросы
Сложные вопросы содержательной линии «Экономическая сфера
жизни общества»
«Политика»: ключевые понятия и трудные вопросы
«Право»: основные теоретические положения и проблемные вопросы
Итоговое занятие. Защита проектов

2

2
3
4
5
6
7
Итого

2
2
3
3
3
2
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».