химия 10

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Химия» 10 класс
автор: Габриелян О.С.
(по 1 ч. в неделю, 35 ч. в год)

Составитель
Учитель Загорская С.Н.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку,
гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и
профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении
основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание
зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и
адресата.
Планируемые предметные результаты изучения предмета:
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных
опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников
Содержание программы.
Введение (1 ч)
М е т о д ы н а у ч н о г о п о з н а н и я. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск
закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.
Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории,
проведения химического эксперимента.
Тема1. Теория строения органических соединений (3 ч)
Т е о р и я с т р о е н и я о р г а н и ч е с к и х с о е д и н ен и й. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое
строение. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия и изомеры.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул
представителей различных классов органических соединений.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Тема2. Углеводороды и их природные источники (9 ч)
А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического
сырья.

Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и
этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз,
дегидрирование). Применение.
А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности
(дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение,
бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение
этилена. Полиэтилен. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции
полимеризации.
Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием
сопряженных диенов (бромирование, полимеризация). Натуральный и синтетический каучуки.
Резина.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и
метановым способами. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и
применение ацетилена.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Свойства бензола (горение, нитрование,
бромирование) и его применение.
Нефть и способы ее переработки. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и
бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией
дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при
нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и
нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4.
Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её
переработки».
Тема3. Кислородсодержащие органические соединения (8 ч)
С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства
этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (гидратацией этилена) и
применение этанола. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Ф е н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование.
Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное
влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия).
Получение и применение фенола.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Свойства
(реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации
формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и
ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами
металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной
кислоты.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами.
Значение сложных эфиров в природе и жизни человека.
Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мылá. Применение жиров.
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о
двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и
многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы.
Сахароза как представитель дисахаридов.
Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая
роль. Применение этих полисахаридов.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производства
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции
на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы

в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция
эфирных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и
изделий из них.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства
формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты.10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств
растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема4. Азотсодержащие органические соединения (8 ч)
А м и н ы. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических.
Осно́вность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства
(взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Получение анилина по реакции Н. Н.
Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства
аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами и
кислотами). Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель
синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона.
Б е л к и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение,
гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Н у к л е и н о в ы е кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида.
РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации.
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у классами органических соединений. Понятие о
генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с
бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной
нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол — этилен — этиленгликоль — этиленгликолят
меди (II); этанол — этаналь — этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических
соединений.
Тема5. Химия и жизнь (4 ч)
Пластмассы и волокна. Полимеризация и поликонденсация как способы получения
синтетических
высокомолекулярных
соединений.
Получение
искусственных
высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение
полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.
Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные
представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы,
поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный
шелк).
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН
среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия
от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими
катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация
витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как
представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих
эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов:
высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях.
Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии.
Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и
профилактика.
Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение
пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мяса, сырой

картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС
индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора
аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на
белок.
Лабораторные опыты. 15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа№2. Распознавание пластмасс и волокон.

Календарно-тематическое планирование
№
урок
ав
теме

Тема урока

Введение. 1 ч.
1
Методы научного
познания.

Примерные сроки

Виды учебной деятельности

Использовать основные интеллектуальные операции
(формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез,
обобщение, выявлять причинно-следственные связи),
проводить эксперимент и фиксировать его результаты
с помощью родного языка и языка химии
Тема 1. Теория строения органических соединений. 3 ч.
2
Предмет органической
Различать предметы органической и неорганической
химии.
химии, минеральные и органические вещества.
Классифицировать органические вещества по их
происхождению на природные, искусственные и
3
Строение атома
синтетические. Проводить и наблюдать химический
углерода и его
эксперимент
валентные состояния.
Объяснять причины многообразия органических
веществ и особенности строения атома углерода.
4
Теория строения
Различать понятия «валентность» и «степень
органических
окисления», оперировать ими. Отражать состав и
соединений
строение органических соединений с помощью
А.М.Бутлерова.
структурных формул и моделировать их молекулы.
Различать понятия «изомер» и «гомолог». Называть
изученные положения теории химического строения
А.М.Бутлерова
Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 9 ч.
5
Природные газ как
Характеризовать состав и основные направления
источник
использования и переработки природного газа.
углеводородов.
Устанавливать зависимость между объемами добычи
природного газа в РФ и бюджетом. Находить
взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей
профессиональной деятельностью. Правила
экологически грамотного поведения и безопасного
обращения с природным газом в быту и на
производстве
6
Предельные
Определять принадлежность веществ к различным
углеводороды. Алканы.
типам (предельным или непредельным) и классам
углеводородов. Называть их по международной
номенклатуре, характеризовать строение и свойства
важнейших представителей, наблюдать и описывать
демонстрационный эксперимент с помощью родного
языка и языка химии. Обобщать знания и делать
выводы о закономерностях изменения свойств
углеводородов в гомологических рядах. Различать
понятия «изомер» и «гомолог»
7
Этиленовые
Называть по международной номенклатуре алкены с

углеводороды или
алкены

помощью родного языка и языка химии.
Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения этилена. Наблюдать,
самостоятельно проводить и описывать химический
эксперимент. Устанавливать зависимость между типом
строения углеводорода и его химическими свойствами
на примере логических связей: предельный - реакции
замещения, непредельный - реакции присоединения
8
Диеновые
Называть по международной номенклатуре диены.
углеводороды.
Характеризовать строение, свойства, способы
Каучуки.
получения и области применения 1,3-бутадиена.
Наблюдать и описывать демонстрационный
химический эксперимент
9
Ацетиленовые
Называть по международной номенклатуре алкины с
углеводороды или
помощью родного языка и языка химии.
алкины.
Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения ацетилена.
Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать
химический эксперимент. Различать особенности
реакций присоединения у ацетилена от реакций
присоединения этилена
10
Ароматические
Характеризовать особенности строения, свойства и
углеводороды или
области применения бензола с помощью родного
арены.
языка и языка химии. Наблюдать, и описывать
демонстрационный химический эксперимент
11
Нефть и способы её
Характеризовать состав и основные направления
переработки.
использования и переработки нефти. Устанавливать
зависимость между объемами добычи нефти в России
и бюджетом государства. Находить взаимосвязь между
изучаемым материалом и будущей профессиональной
деятельностью. Правила экологически грамотного
поведения и безопасного обращения с
нефтепродуктами в быту и на производстве
12
Подготовка к
Классифицировать углеводороды по строению
контрольной работе.
углеродного скелета и наличию кратных связей.
Устанавливать взаимосвязь между составом,
строением и свойствами углеводородов. Описывать
генетические связи между классами углеводородов с
помощью родного языка и языка химии
13
Контрольная работа по
Проводить рефлексию собственных достижений в
теме: «Углеводороды».
познании химии углеводородов. Анализировать
результаты контрольной работы и выстраивать пути
достижения желаемого уровня успешности
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. 8 ч.
14
Спирты.
Называть по международной номенклатуре спирты.
Характеризовать строение, свойства, способы
получения и области применения этанола и глицерина
с помощью родного языка и языка химии.
Классифицировать спирты по их атомности.
Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать
химический эксперимент
15
Каменный уголь.
Характеризовать происхождение и основные
направления использования и переработки каменного
угля. Устанавливать зависимость между объемами
добычи каменного угля в РФ и бюджетом. Находить
взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей

профессиональной деятельностью. Правила
экологически грамотного поведения и безопасного
обращения с каменным углем и продуктами
коксохимического производства в быту и
промышленности
16
Фенол.
Характеризовать особенности строения и свойства
фенола на основе взаимного влияния атомов в
молекуле, а также способы получения и области
применения фенола с помощью родного языка и языка
химии.
Наблюдать, и описывать демонстрационный
химический эксперимент. Соблюдать правила
экологически грамотного и безопасного обращения с
горючими и токсичными веществами в быту и
окружающей среде
17
Альдегиды.
Характеризовать особенности свойств формальдегида
и ацетальдегида на основе строения молекул, способы
получения и их области применения с помощью
родного языка и языка химии. Наблюдать, описывать и
проводить химический эксперимент. Соблюдать
правила экологически грамотного и безопасного
обращения с горючими и токсичными веществами в
быту и окружающей среде
18
Карбоновые кислоты.
Характеризовать особенности свойств карбоновых
кислот на основе строения их молекул, а также
способы получения и области применения муравьиной
19
Химические свойства
и уксусной кислот с помощью родного языка и языка
карбоновых кислот.
химии. Различать общее, особенное и единичное в
строении и свойствах органических (муравьиной и
уксусной кислот) и неорганических кислот.
Наблюдать, описывать и проводить химический
эксперимент. Соблюдать правила экологически
грамотного и безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами в быту и окружающей среде
20
Сложные эфиры. Жиры
Характеризовать особенности свойств жиров на основе
строения их молекул, а также классификации жиров по
их составу и происхождению и производство твердых
жиров на основе растительных масел. На основе
реакции этерификации характеризовать состав,
свойства и области применения сложных эфиров.
Наблюдать, описывать и проводить химический
эксперимент. Соблюдать правила экологически
грамотного и безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами в быту и окружающей среде
21
Углеводы
Характеризовать состав углеводов и их
классификацию на основе способности к гидролизу.
Описывать свойства глюкозы как вещества с
двойственной функцией (альдегидоспирта).
Устанавливать межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия биологической роли и
химических свойств важнейших представителей моно-,
ди- и полисахаридов. Наблюдать, описывать и
проводить химический эксперимент. Соблюдать
правила техники безопасности при работе в кабинете
химии
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения. 8 ч.

22

Амины. Анилин.

23

Аминокислоты.

24

Белки, их строение.

25

Понятие о
нуклеиновых кислотах.

26

Генетическая связь
между классами
органических
соединений.

27

Практическая работа
№1 «Идентификация
органических
соединений»
Подготовка к
контрольной работе.

28

29

Контрольная работа по
теме: «кислород- и
азотсодержащие
соединения».

Тема 5. Химия и жизнь. 5 ч.
30
Пластмассы и волокна.

Характеризовать особенности строения и свойства
анилина на основе взаимного влияния атомов в
молекуле, а также способы получения и области
применения анилина с помощью родного языка и
языка химии. Наблюдать, и описывать
демонстрационный химический эксперимент.
Соблюдать правила экологически грамотного и
безопасного обращения с горючими и токсичными
веществами в быту и окружающей среде
Описывать свойства аминокислот, как
бифункциональных амфотерных соединений.
Устанавливать межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия биологической роли и
химических свойств аминокислот. Наблюдать и
описывать демонстрационный химический
эксперимент
Описывать структуры и свойства белков, как
биополимеров. Устанавливать межпредметные связи
химии и биологии на основе раскрытия биологической
роли и химических свойств белков. Проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент
Описывать структуру и состав нуклеиновых кислот,
как полинуклеотидов. Устанавливать межпредметные
связи химии и биологии на основе раскрытия
биологической роли этих кислот в передаче и
хранении наследственной информации
Устанавливать взаимосвязь между составом,
строением и свойствами представителей классов
углеводородов и кислород- и азотсодержащих
соединений. Описывать генетические связи между
классами углеводородов с помощью родного языка и
языка химии
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент для подтверждения строения и свойств
различных органических соединений, а также их
идентификации с помощью качественных реакций
Классифицировать кислород- и азотсодержащие
органические соединения по наличию
функциональных групп. Составлять формулы и давать
названия кислород- и азотсодержащим органическим
соединениям. Описывать свойства представителей
важнейших классов этих соединений, их получение и
применение с помощью родного языка и языка химии.
Устанавливать генетическую связь между различными
классами кислород- и азотсодержащих органических
соединений и углеводородов
Проводить рефлексию собственных достижений в
познании химии углеводородов, а также кислород- и
азотсодержащих органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать
пути достижения желаемого уровня успешности
Характеризовать реакции полимеризации и
поликонденсации как способы получения
синтетических высокомолекулярных соединений.
Описывать отдельных представителей пластмасс и

31

Ферменты.

32

Витамины.

33

Гормоны. Лекарства.

34

Практическая работа
№ 2 «Распознавание
пластмасс и волокон».
Повторение основных
тем за курс 10 класса

35

волокон, их строение и классификацию с помощью
родного языка и языка химии
На основе межпредметных связей с биологией
устанавливать общее, особенное и единичное для
ферментов, как биологических катализаторов.
Раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а
также в пищевой и медицинской промышленности
На основе межпредметных связей с биологией
раскрывать биологическую роль витаминов и их
значение для сохранения здоровья человека
На основе межпредметных связей с биологией
раскрывать химическую природу гормонов и их роль в
организации гуморальной регуляции деятельности
организма человека
Раскрывать роль лекарств от фармакотерапии до
химиотерапии. Осваивать нормы экологического и
безопасного обращения с лекарственными
препаратами. Формировать внутреннее убеждение о
неприемлемости даже однократного применения
наркотических веществ
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент для идентификации пластмасс и волокон
с помощью качественных реакций
Рассматривать химические реакции качественно и
количественно с помощью расчетов. Решать задачи на
вывод формулы органического вещества по продуктам
сгорания и массовым долям элементов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».