информатика 10-11-базовый

Приложение к ООП СОО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
10-11 КЛАСС
Базовый уровень
(по 1 ч. в неделю)

Составитель
учитель информатики
В.В.Феллер

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,

творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,

спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-

направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться

в

различных

источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,

с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости
анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и
простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений
работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
Содержание учебного предмета
10 класс
Введение. Структура информатики.
Цели и задачи изучения курса в 10–11 классах; из каких частей состоит предметная
область информатики.
Информация.
Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках:
нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Что такое язык представления
информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации.
Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо.
Понятия «шифрование», «дешифрование». Сущность объемного (алфавитного) подхода к
измерению информации. Определение бита с алфавитной т. з. Связь между размером алфавита и
информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между
единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного

(вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания
сообщения.
Практика на компьютере: решение задач на измерение информации заключенной в тексте,
с алфавитной т. з. (в приближении равной вероятности символов), а также заключенной в
сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнение
пересчета количества информации в разные единицы.
Информационные процессы.
История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы
носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи
информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость
передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.
Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации.
Понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории
алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной.
Устройство и система команд алгоритмической машины Поста .
Практика на компьютере: автоматическая обработка данных с помощью алгоритмической
машины Поста.
Программирование обработки информации.
Алгоритмы

и величины.

Структура алгоритмов.

Паскаль

–

язык

структурного

программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции и выражения.
Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции и выражения.
Программирование ветвлений, циклов. Поэтапная разработка решения задачи. Вложенные и
итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация
ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов.
Символьный тип данных. Комбинированный тип данных.
11 класс
Информационные системы и базы данных
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема.
Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и
практике. Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные
типы связей, действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и
структура систем управления. Назначение информационных систем. Состав информационных
систем. Разновидности информационных систем. База данных – основа информационной
системы. Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия
реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД.

Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания
многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. Структура команды запроса на выборку
данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические
операции, используемые в запросах. Правила представления условия выборки на языке запросов
и в конструкторе запросов.
Практика на компьютере: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в
среде СУБД: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме конструктора; просмотр
содержимого БД в режимах Форма и Таблица; добавление записей через форму; быстрая
сортировка таблицы; использование фильтра; освоение приемов работы с СУБД в процессе
создания спроектированной БД. Освоение приемов реализации запросов на выборку с помощью
конструктора запросов; создание формы таблицы; создание многотабличной БД; заполнение
таблицы данными с помощью формы; отработка приемов реализации сложных запросов на
выборку.
Интернет
Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб
Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, webсайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение.
Поисковый указатель: организация, назначение.
Практика на компьютере: знакомство и практическое освоение работы с двумя видами
информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями; освоение
приемов работы с браузером, изучение среды браузера и настройка браузера; освоение приемов
извлечения фрагментов из загруженных Web-страниц, их вставка и сохранение в текстовых
документах; освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации
с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя.
Средства для создания web-страниц. Проектирование web-сайта. Публикация web-сайта.
Возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Знакомство с элементами HTML
и структурой HTML-документа.
Практика на компьютере: освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с
помощью текстового процессора; освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов на
языке HTМL.
Информационное моделирование
Компьютерное информационное моделирование. Понятия: величина, имя величины, тип
величины, значение величины. Моделирование между величинами. Математическая модель.
Формы представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению
практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.

Практика на компьютере: освоение способов построения по экспериментальным данным
регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора; освоение
приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели
путем восстановления значений и экстраполяции.
Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Возможности табличного
процессора для выполнения корреляционного анализа.
Практика на компьютере: получение представления о корреляционной зависимости
величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции.
Оптимальное планирование. Ресурсы; как в модели описывается ограниченность
ресурсов. Стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены.
Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности у
табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Практика на компьютере: получение представления о построении оптимального плана
методом линейного программирования; практическое освоение раздела табличного процессора
«Поиск решения» для построения оптимального плана.
Социальная информатика.
Информационные ресурсы общества. Составные части рынка информационных ресурсов.
Виды

информационных

услуг.

Основные

черты

информационного

общества.

Причины

информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в сфере образования
будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты
в информационной сфере. Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций;
изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Социальная
информатика».

Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела
Введение. Структура информатики.
Информация
Информационные процессы
Программирование обработки информации
Обобщение и систематизация пройденного материала
Итого

Кол-во
часов
1
11
7
15
1
35

11 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела
Информационные системы и базы данных
Интернет
Информационное моделирование
Социальная информатика
Обобщение и систематизация пройденного материала
Итого

Кол-во
часов
11
11
8
3
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».