ОБЖ 8-9 кл.

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020г.

Утверждаю
директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
____________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 29.08.2020г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 - 9 классы
(по 1 ч. в неделю)
Программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник ОБЖ, базовый уровень

Составитель
учитель ОБЖ Алёшина Т.А.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО гуманитарного цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с
учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания

Содержание учебного предмета ОБЖ 8 класс
МодульI. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины
возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора
на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права
и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения
при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила
безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у
воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых
концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья
населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически
опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные
последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел II. Защита населения РФ от ЧС
Тема6.Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и
обеспечение
радиационной
безопасности.
Нормы
радиационной
безопасности,
установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по
правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от
радиационноопасных объектов.
Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от
химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.
Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при
химических авариях.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных
объектах. Общие
меры
по защите населения
от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности
функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС
России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего
вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических

сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации
специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения
гидродинамических аварий. овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания
Тема7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных
объектах.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III.Основы здорового образа жизни
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека,
его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая
здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности.
Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их
профилактика.
Раздел IV.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания
первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком
Содержание учебного предмета ОБЖ 9 класс
МодульI Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Национальная безопасность в России и современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Понимание
необходимости подготовки граждан к защите Отечества. Основные угрозы национальным
интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности
населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная
безопасность России.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера
и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза
военной безопасности России.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности
страны.
МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел III Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы
осуществления
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Обшегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму.
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму
в
Российской Федерации
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика
наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел IV Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье - условие благополучия человека
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни
и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность
России
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем.
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в
Российской Федерации.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 12 Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.
Тематическое планирование ОБЖ 8 класс
№ п/п

Тематическое планирование

Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
Раздел № 1 «Основы комплексной безопасности» (16 часа)
Тема №1 Пожарная безопасность (3 часа)
1
1.1.Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
2
1.2.Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты
населения
3
1.3.Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема№2 Безопасность на дорогах(3 ч)
4
2.1.Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
5
2.2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
6
2.3.Велосипедист — водитель транспортного средства
7
Безопасность на дорогах и на транспорте
Тема № 3 Безопасность на водоемах(3 ч)
8
3.1.Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
9
3.2.Безопасный отдых на водоемах

Кол-во
часов

1
1
1

1
1
1
1
1
1

10
3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
Тема № 4 Экология и безопасность( 2 ч)
11
4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
1
12
4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
1
обстановке
Тема № 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия( 5 ч)
13
5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
14
5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
1
15
5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
16
5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их 1
возможные последствия
17
5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
1
Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(7 ч)
Тема № 6 Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4ч)
18
6.1.Обеспечение радиационной безопасности населения
1
19
1
6.2.Обеспечение химической защиты населения

6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
1
взрывопожароопасных объектах
21
6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических
1
сооружениях
Тема №7 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
(3 ч)
22
7.1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного
1
характера
23
7.2.Эвакуация населения
1
24
7.3.Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций 1
техногенного характера
Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
Раздел III Основы здорового образа жизни (8 ч)
Тема № 8 Здоровый образ жизни и его составляющие(8 ч)
25
8.1.Здоровье как основная ценность человека
1
26
8.2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная
1
сущность
27
8.3.Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
1
28
8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления
1
здоровья человека и общества
29
8.5.доровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 1
30
8.6.Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
31
8.7.Профилактика вредных привычек
1
32
8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
Раздел V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 ч)
33
9.1.Первая помощь пострадавшим и ее значение
1
34
9.2.Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными
1
веществами
35
9.3.Первая медицинская помощь при травмах
1
9.4.Первая медицинская помощь при утоплении
ИТОГО
35
20

Календарно тематическое планирование ОБЖ 9 класс
№
урока

Тематическое планирование

Кол-в
часов

Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел № 1 «Основы комплексной безопасности» (8 ч)
Тема №1 Национальная безопасность в России в современном мире (4ч)
1
1
1.1.Современный мир и Россия
2
1.2.Национальные интересы России в современном мире
1
3
1.3.сновные угрозы национальным интересам
1
и безопасности России.
4
1.4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на
1
национальную безопасность России
5
Безопасность на дорогах и на транспорте
1
Тема№2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасност
России (4 ч)
6
2.1.Чрезвычайные ситуации и их классификация
1
7
2.2.Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
1
8
2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины
1
9
2.4.Угроза военной безопасности России
1
Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Тема № 3 Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени (3 ч)
10
1
3.1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций(РСЧС).
11
3.2.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
1
обороноспособности страны.
12
3.3.МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения 1
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема № 4 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населени
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)
13
4.1.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
1
14
4.2.Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
1
15
1
4.3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
16
1
4.4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
Тема № 5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)
17
5.1.Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. 1
5.2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и 1
способы осуществления
Тема № 6 Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации (3 ч)
19
6.1.Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и
1
экстремизму.
20
1
6.2.Общегосударственное противодействие терроризму.
21
6.3.Нормативно-правовая база противодействия
1
наркотизму
Тема №7 Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в
Российской Федерации (2 ч)
22
7.1.Организационные основы противодействия терроризму в Российской
1
Федерации.
23
7.2.Организационные основы противодействия наркотизму в Российской
1
Федерации.
Тема № 8 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика
наркозависимости (2 ч)
24
8.1.Правила поведения при угрозе террористического акта.
1
25
1
8.2.Профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)
Раздел IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 ч)
Тема № 9 Здоровье — условие благополучия человека (3 ч)
26
1
9.1.Здоровье человека как индивидуальная, так
и общественная ценность.
18

27
1
9.2.Здоровый образ жизни и его составляющие .
28
9.3.Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
1
Тема № 10 Здоровье — условие благополучия человека (3 ч)
29
10.1.Ранние половые связи и их последствия
1
30
10.2.Инфекции, передаваемые половым путем
1
31
10.3.Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
1
Тема № 11 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)
32
11.1.Брак и семья
1
33
1
11.2.Семья и здоровый образ жизни человека.
34
11.3.Основы семейного права в Российской Федерации
1
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
Тема №11 Оказание первой помощи (1 ч)
35
1
12.1.Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие
12.2.Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ
ИТОГО
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».