Физика 7-9

Приложение к ООП СОО

СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю
директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
____________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физика 7-9 кл.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Составитель:
Учитель С.Л.Белкин

РАССМОТРЕНО:
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом

устойчивых

познавательных

интересов,

а

также

на

основе

формирования

уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1)

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)

умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности

ее решения;
5)

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;
8)

смысловое чтение;

9)

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

речевые

средства

интересов;

формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)

умение

осознанно

использовать

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12)

формирование

и

развитие

экологического

мышления,

умение

применять

его

в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:
1)

формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы,

об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2)

формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы

(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи

(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей
механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и
квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3)

приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических

явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных
измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание
неизбежности погрешностей любых измерений;
4)

понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,

средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов,
влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и
экологических катастроф;
5)

осознание

необходимости

применения

достижений

физики

и

технологий

для

рационального природопользования;
6)

овладение основами безопасного использования естественных и искусственных

электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и

искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
7)

развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением

полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
8)

формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и

энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Содержание учебного предмета
7 КЛАСС
Введение
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические
величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Лабораторная
работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение

вещества.

Молекулы.

Броуновское

движение.

Лабораторная

работа

№

2

«Определение размеров малых тел». Движение молекул. Взаимодействие молекул. Агрегатные
состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Взаимодействие тел
Анализ контрольной работы. Механическое движение. Равномерное и неравномерное
движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Плотность вещества.
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение
плотности твердого тела». Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление
тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Закон Гука. Вес
тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Лабораторная
работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Сложение двух сил,
направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в
природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью
динамометра»
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет
давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное
давление.

Измерение

атмосферного

давления.

Опыт

Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело». Плавание тел. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в
жидкости». Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». Блоки. «Золотое правило»

механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия
механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной
плоскости». Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида
механической энергии в другой.
Повторение и систематизация учебного материала

8

КЛАСС

Тепловые явления
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней
энергии. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты.
Единицы

количества

теплоты.

Удельная

теплоемкость.

Расчет

количества

теплоты,

необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа
№ 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Лабораторная
работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых
процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание График плавления и
отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и
ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение
ее при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3
«Измерение влажности воздуха». Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего
сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин. Паровая турбина. КПД
теплового двигателя.
Электрические явления
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.
Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Объяснение
электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического
тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №
4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Электрическое

напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока
от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической
цепи». Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника. Удельное
сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.
Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная
работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и
мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на
практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической
лампе». Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор.
Лампа

накаливания.

Электрические

нагревательные

приборы.

Короткое

замыкание,

предохранители
Электромагнитные явления
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с
током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и
испытание его действия». Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический
двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока
(на модели)»
Световые явления
Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон
отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы.
Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Лабораторная работа № 11
«Получение изображения при помощи линзы». Глаз и зрение.
Повторение и систематизация учебного материала

9

КЛАСС

Законы движения и взаимодействия
Материальная точка. Система отсчёта. Траектория. Путь. Перемещение. Определение
координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
движение. Графическое представление прямолинейного равномерного движения. Решение
задач на прямолинейное равномерное движение.
Прямолинейное
прямолинейного

равноускоренное
движения.

движение.

График

Ускорение.

скорости.

Скорость

Перемещение

равноускоренного

при

прямолинейном

равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без
начальной скорости. Графический метод решения задач на равноускоренное движение.
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон
Ньютона Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение. Движение тела,
брошенного вертикально вверх. Движение тела, брошенного горизонтально. Лабораторная
работа №2 «Исследование свободного падения тел». Закон Всемирного тяготения. Ускорение
свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное
движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные
спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механические колебания и волны
Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный
маятник.

Величины,

характеризующие

колебательное

движение.

Периоды

колебаний

различных маятников. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и
частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». Механические волны.
Виды волн. Длина волны. Звуковые волны. Звуковые явления. Высота и тембр звука. Громкость
звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Решение задач. Звуковой
резонанс.
Электромагнитные явления
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Графическое изображение
магнитного поля. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение
магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток
Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция. Лабораторная работа №4 «Изучение
явления

электромагнитной

индукции».

Получение

переменного

электрического

тока.

Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их вредное воздействие
на окружающую среду и организм человека. Конденсатор. Колебательный контур. Получение
электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и ТВ. Электромагнитная природа света.
Преломление света. Дисперсия света. Цвета тел. Типы спектров электромагнитных волн.
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт
Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы
исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число.
Зарядовое число. Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения. Решение задач «Альфаи бета- распад. Правило смещения». Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер
урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в
электрическую энергию. Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по
фотографиям треков». Термоядерная реакция. Атомная энергетика. Биологическое действие
радиации.
Повторение и систематизация учебного материала

Тематическое планирование

7 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название раздела, темы
Введение
Первоначальные сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и
газов
Работа и мощность. Энергия
Обобщение и повторение
Итого:

Количество часов
4 ч.
6 ч.
23 ч.
21 ч.
14 ч.
2 ч.
70 ч.

8 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела, темы
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления
Обобщение и повторение
Итого:

Количество часов
23 ч.
29 ч.
6 ч.
10 ч.
2 ч.
70 ч.

Название раздела, темы
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра
Строение и эволюция Вселенной
Обобщение и повторение
Итого:

Количество часов
35 ч.
15 ч.
25 ч.
20 ч.
5 ч.
2 ч.
102 ч.

9 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».