всеобщая история 5-9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 30.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 30.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Всеобщая история» 5-9 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учебник «Обществознание».
Авторы: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
по 1 ч. в неделю, по 34 ч. в год

Составитель
Учитель Волкова Я.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО___________цикла
Протокол № 1 от 30.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1)
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;
2)
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической,
научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного
подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3)
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
4)
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и
человечества;
5)
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6)
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание учебного предмета
5 класс
Введение. Что изучает история.
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Первобытные собиратели и охотники. Представление о понятии «первобытные люди».
Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства
первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их
изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие
человека - овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших
людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Охота
как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в
охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный. Родовые общины.

Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине.
Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религиозных
верований. Как была найдена пещерная живопись. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение
веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства.
Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия
труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и
изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине.
Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой
общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев.
Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Как в древности
считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта
времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры
(обратный счёт лет). Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как
схема ориентировки в историческом времени.
Раздел II. Древний Восток
Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III.
Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы
египтян о своих богах. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление
древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца.
Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство Древнего Египта. Первое из чудес
света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид
и внутреннее устройство храма. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство
древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Письменность и знания древних
египтян. Иероглифическое письмо. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса
— древнеегипетская книга. Первооснова научных знаний (математика, астрономия).
Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные
карты. Хранители знаний — жрецы.
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и
ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Города из глиняных
кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал.
Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Научные
знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с
глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его
законы. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Финикийские мореплаватели.
География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы.
Виноградарство и оливководство. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни,
занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Древнееврейское
царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона.
Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях. Ассирийская
держава. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение
ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания
ассирийских царей. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский
дворец. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в
Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Персидский царь Кир Великий: его победы,
военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии,
Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система
налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город
Персеполь.

Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские
горы. Джунгли на берегах Ганга. Освоение земель и развитие оросительного земледелия.
Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Древнейшие
города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Кастовое общество неравных: варны и касты
знатных воинов, земледельцев и слуг. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашокой. Чему
учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт
Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим.
Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука
учтивости. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Археологические
свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь.
Чай. Бумага. Компас.
Раздел III. Древняя Греция
Древнейшая Греция. Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков.
Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос,
Афины. Критское царство. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Мифы
критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах.
Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны.
Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера «Илиада».
Миф о Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера
«Одиссея». Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Пантеон
олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле.
Миф о споре Афины с Посейдоном.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и
архонты. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства
демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические
реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное
собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта.
География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Спартанцы и илоты: противостояние
власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов.
Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. Как царь Дарий пытался завоевать
земли на юге нынешней России. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший
эллинов. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских
игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения.
Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика
и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу.
Подготовка эллинов к новой войне. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение
персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг 300 спартанцев и царя Леонида. Морское
Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром
сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень
Поликрата».
Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход
Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Соперничество Афин и
Спарты за господство над Элладой. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.
Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Основание Александрии. Победа при
Гавгамелах. Гибель Персидского царства.
Раздел IV. Древний Рим
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний
Рим. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - правители Рима. Борьба
плебеев за свои права. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Устройство Римской
республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух
консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над
Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Победа Сципиона над Ганнибалом при
Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Разрушение Коринфа.

Смерть Ганнибала. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Гладиаторские
игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Гражданские войны в Риме. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев
Гракхов. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима.
Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю.
Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. Падение
нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в
Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Первые христиане
и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе
его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной
проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем.
Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника.
Преследования римскими властями христиан. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный
город и его жители. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната.
Правление Траяна — «лучшего из императоров». Все дороги ведут в Рим. Город Рим — столица
империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет.
Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни
и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. Опустошение Вечного города
варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских
регалий византийскому императору. Падение Западной Римской империи. Конец эпохи
Античности.
6 класс
Введение. Живое Средневековье.
Раздел 1. Раннее Средневековье
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств.
Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи
Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее
Средневековье.
Рост государства при преемниках Хлодвига (Меровинги) и возвышение новой династии
(Каролинги). Создание конницы. Историческое значение победы Карла Мартелла в битве при
Пуатье (732 г.). Интересы сторон в союзе короля франков с папой римским. Распространение
христианства среди новых германских племен.
Империя Карла Великого. Личность короля франков - императора Карла Великого (768 – 814гг.)
в сочинениях его придворных историков и изображениях. Внешняя политика Карла и ее
результаты, объединение почти всех германских племен под властью короля франков.
Причины заинтересованности Карла и папы римского в восстановлении империи (800 г.).
Империя Карла Великого: ее геополитическое положение и значение для европейского мира
Раннего Средневековья. Раздел империи Карла Великого (843 г.) и его историческое значение.
Влияние государства франков на исторические судьбы народов Западной Европы.
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с
внешними врагами. Кодекс Юстиниана и его значение для управления державой. Строительство
христианских храмов и особенности византийской архитектуры: крестово-купольная
композиция, алтарь, мозаики. Храм Святой Софии как символ столицы христианского мира при
Юстиниане и его историко-культурное значение.
Византийские иконы и суть конфликтов между их противниками и защитникам. Культура
Византии. Образование славянских государств.
Арабы в VI-XI вв. Возникновение и распространение ислама. Расселение, природа, особенности
климата и жизни арабов в начале VII века. Выгода географического положения Аравийского
полуострова и факторы перехода арабов от первобытности к цивилизации: города,
имущественное и социальное расслоение, единобожие. Значение Каабы для арабских племен в
домусульманский период истории. Образование государства мусульман - Арабского халифата -

и его особенности. Суть религиозных разногласий между суннитами и шиитами. Мухаммад
(ок.570 – 632 гг.): жизнь и проповеди «последнего пророка». Основы мусульманского учения и
права, их фиксация в Коране и суннах. Связь ислама с иудаизмом и христианством, причины
терпимости Мухаммада к последователям этих религий. Способы соединения домусульманских
верований с исламом. Объединение Аравии на основе новой религии. Арабский халифат и его
распад. Культура стран халифата. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Раздел 2. Расцвет Средневековья
Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. В рыцарском
замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений.
Главное богатство в Средние века. Феод, условия пожалования и владения им. Феодалы и их
иерархия на «феодальной лестнице». Сеньоры и вассалы. Принципы сеньориально-вассальных
отношений в Англии и Франции.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых
городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Главные сооружения и здания в центре, их значение для хозяйственной, политической и
культурной жизни города: рынок, площадь, ратуша, собор, крепостные стены и др. Проблемы
благоустройства и санитарного состояния городов в Средневековье.
Исторические предпосылки романского и готического стилей в архитектуре христианских
(католических) соборов Западной Европы IX – XIII вв. Основные черты романских и готических
соборов, их восприятие людьми средневекового общества и их потомками.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики. Предпосылки крестовых походов против «иноверцев». Призыв
главы католической церкви (1096 г.) и истинные цели организаторов и участников крестовых
походов. Символика крестоносцев и их рыцарский долг.
Хронология и география крестовых походов в XI – XIII вв. Средневековые источники (тексты и
миниатюры) о событиях и «героях» крестовых походов: взгляд по обе стороны религиозного
конфликта. Взятие Иерусалима (1099 г.) и образование государств крестоносцев на Восточном
Средиземноморье. Духовно-рыцарские ордены. Взятие крестоносцами Константинополя (1204г.)
и его последствия для Византийской империи. Крестовые походы против язычников Восточной
и Центральной Европы. Причины окончания крестовых походов к концу XIII в. Их влияние на
западно-европейский и мусульманский мир в эпоху Средневековья.
Раздел 3. Позднее Средневековье
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Внутреннее и
внешнеполитическое положение Франции, политика королей по усилению своей власти и
централизации государства. Внутреннее и внешнеполитическое положение Англии и ее королей.
Отношения светских правителей с главой католической церкви. Как происходило объединение
Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Великая хартия вольностей как первое
соглашение между королем и его поданными. XIV столетие – век потрясений. Причины резкого
сокращения численности населения Западной Европы (голод, чума и др.), их влияние на
положение сословий, трансформацию их отношений (переход от натурального хозяйства к
товарному, денежные оброки и т.д.).
Крестьянские войны во Франции и Англии, начало процесса раскрепощения крестьян Западной
Европы в ответ на усиление социальной напряженности и неэффективности труда крепостных.
Предпосылки падения престижа папской власти («Авиньонское пленение пап», «Великая
схизма», крестовые походы против еретиков, гуситское движение).
Столетняя война. Ян Гус и Жанна д’Арк – национальные герои. Роль личности (Уот Тайлер,
Карл Смелый и др.) в истории Средневековья на ступени его расцвета и зрелости. Усиление
королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся
раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание
турками-османами Балканского полуострова. Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли
Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага –
столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус
– критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское

движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского
движения.
Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего
Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Образование и философия.
Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие
Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества.
Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель,
святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении.
Раздел 4. Вдали от Европы
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия,
Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Средневековая Азия: Китай,
Индия, Япония.
Китай: империя Тан – единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война
под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан.
Завоевание Китая монголами. Антимонгольское
восстание Красных повязок. Обретение
независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения
китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись.
Пейзажи.
Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство
общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов.
Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести
«Бусидо». Культура Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов
Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов
Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары.
7 класс
Введение. От Средневековья к Новому времени
Раздел 1. Мир в начале Нового времени
Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Технические открытия и
выход к Мировому океану. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что
изучает новая история. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг.
Географические представления. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и
Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия - лидер исследования путей в
Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию.
Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи. Встреча миров. Великие географические
открытия и их последствия. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового
материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие:
Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель.
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.
Разложение традиционных отношений и формирование новых.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Условия развития предпринимательства.
Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые
компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление
государственных банков.
Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур.
Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд.
Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре общества,
его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик.
Повседневная жизнь европейцев в раннее Новое время.
Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения.
Рождение новоевропейской науки.
Конец XV – первая треть XVI вв. и особенности эпохи Высокого Возрождения. Личности и
творчество мастеров Италии (Леонаро да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.),

Северного Возрождения (А.Дюрер, Г.Гольбейн, И.Босх, П.Брейгель Старший и др.). Новые черты
в искусстве Высокого Возрождения как переходного к культуре Нового времени.
Особенности творчества писателей и поэтов позднего Возрождения. Мигель Сервантес и рыцарь
Печального Образа. У.Шекспир и «вечные образы» его произведений.
Искусство барокко в архитектуре и живописи на рубеже двух периодов Нового времени. Наука
и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI –
первой половине XVII вв.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Влияние Великих географических
открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола
католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Географический охват
Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Раздел 2. Первые революции Нового времени.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Социальноэкономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов;
зависимость от Испании в контексте становления раннекапиталистических отношений и
распространения идей протестантизма. Причины начала национально-освободительного
движения в середине XVI века и его этапы (1566 – 1609 гг.). Развитие партизанского движения
(морские и лесные гёзы), его социальная база. Вильгельм Оранский как лидер дворянской
оппозиции и освободительной борьбы. Северные и южные провинции Нидерландов в борьбе
против испанского владычества
Освободительная война в Нидерландах. Образование Республики Соединенных провинций
(1609 г.). Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в
Великих географических открытиях. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов».
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии.
Парламент против короля. Революция в Англии. Карл I (1625-1649). Начало революции –
созыв Долгого парламента. Гражданская война между королем и парламентом. Реформы
парламента. Казнь короля. Установление республики.
Путь к парламентской монархии. Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Борьба за
колонии и морское господство. Реставрация монархии. Конец революции. Права личности и
парламентская система в Англии. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги.
«Владычица морей». Итоги Английской революции и ее историческое значение. Англия и
Франция: два пути развития монархий во второй половине XVII века.
Международные отношения в XVI-XVII (борьба за первенство в Европе и колониях). Причины
международных конфликтов. Первая общеевропейская война (16181648). Вступление в войну
Швеции. Война – «королевское ремесло». Окончание войны.
Вестфальский мир.
Раздел 3. Традиционные общества Востока
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Традиционные общества. Государственная собственность на землю. Деревенская община.
Сословный строй. Политика государственного регулирования хозяйственной и общественной
жизни. Религии и философские учения Востока – путь самосовершенствования.
8 класс
Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в начале XVIII в.
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-XVIII вв.
Раздел 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи
Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии.
Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные
возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория
общественного договора. Шарль Монтескьё: теория разделения властей «О духе законов».
Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Ж.Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете,

принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистовальтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и
Ж.Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском
обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности.
Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в
художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного
общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П.
Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное
искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи
Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения XVIII в.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван
Бетховен.
Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений
в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне.
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки особенности. Техническая и социальная
сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве.
Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и
Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных
классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие
правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения
протеста рабочих (буддизм). Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за
Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и
хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации.
Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов.
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны
североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс
и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация
независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и
естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная
дипломатия и завершение войны. Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция
США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система
США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства.
Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе
североамериканских штатов за свободу.
Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социальноэкономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в
социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности
положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения
просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как
инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV.
Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа.
Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного
представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение
Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность
Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет герой Нового Света.
Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль. Главные
положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти.
Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало
революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые
декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и особенности
мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и
нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции.

Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона
Бонапарта. Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца
без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения
якобинской диктатуры. Конституция 1795г. Войны Директории. Генерал Бонапарт:
военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября
1799г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в
зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой
французской революции.
Раздел 2. Страны Востока в XVIII вв.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Османская империя от могущества к упадку. Империя Великих Монголов в Индии.
Государство Акбара. Кризис и распад империи. Начало европейской колонизации Индии.
Маньчжурское завоевание Китая. Закрытие китайских портов для иностранных кораблей.
Правление сёгунов в Японии. Династия Токугава. «Закрытие» Японии.
Раздел 3. Международные отношения в XVIII в.
Европейские конфликты и дипломатия. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании
против Швеции. Общеевропейская война – Семилетняя война, её участники, итоги и значение.
Восточный вопрос. Война за испанское наследство – война за династические интересы и за
владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние
Великой французской революции на европейский международный процесс.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу
индустриальному.
Раздел 1. Становление индустриального общества
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Завершение промышленного
переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М.
Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным
переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот
в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса,
Тревитика. Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль:
создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники
энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах
связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую
экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Ускорение темпов
промышленной
революции.
Нарастание
миграционных
процессов.
Урбанизация.
Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение
политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов
капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Пороки капитализма:
эксплуатация женского и детского труда. Женское движение.
Человек в системе капиталистических отношений.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Технический
прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати.
Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта.
Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка.
Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в
моде. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира. Причины роста числа открытий в области
математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных
открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч.
Дарвина в формировании нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль
и развитие образования в капиталистическом обществе.

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины
мира. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение «наследников»
Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.
Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха
романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского
импрессионизма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф.
Архитектура Нового времени и Нового Света.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота.
Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения
первой половины XIX в.: Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Утопический социализм о путях
преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества.
Революционный социализм - марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.
Раздел 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи
Наполеона. Венский конгресс. От Франции революционной к Франции буржуазной.
Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя.
Внутренняя политика консульства империи. Завоевательные войны консульства и империи.
Французский гражданский кодекс. Разгром империи Наполеона. Французское общество во
времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона
Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств.
Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона.
Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система
международных отношений.
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Противоречия и социальные
реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг.
XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Англия - «мастерская мира». Величие и
достижения внутренней и внешней политики Британской империи.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.
Продолжение промышленной революции. Франция: экономическая жизнь и политическое
устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье.
Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение
парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Бланкизм.
Политический кризис накануне революции 1848 г.
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Мировой промышленный кризис и его
последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над
Июльской монархией. Требование провозглашения республики.
Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное
недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона
III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во
Франции. Внешняя политика Второй империи.
Германия: на пути к единству. Германский союз. Экономика, политика и борьба за
объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в
Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение
революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм I и «железный
канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство среди немецких
государств. Австро-прусская война. Сражение при Садове. Образовании Северогерманского
союза.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Раздробленность Италии согласно Венскому
конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное
объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции.
Национальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции
и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди.
Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Кризис империи Наполеона III. Отто
фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна.

Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и
окончание Франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и
провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка
реформ. Поражение коммуны: бунт или подвиг парижан?
Раздел 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального
общества
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Пруссия во главе империи. Изменения
в политическом устройстве объединённой Германии. Ускорение темпов экономического
развития.
Направления
модернизации
экономики.
Юнкерство
и
крестьянство.
Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя
оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка
— прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти.
От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм.
Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Реформирование - неотъемлемая часть курса
английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин
Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового
государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской
империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона». Рождение
лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд
Джордж. Монополистический капитализм по английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика.
Колониальные захваты.
Франция: Третья республика. Последствия Франко-прусской войны для Франции. Замедление
темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к
монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика
и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие
коррупции во власти. Социальные движения. Франция - колониальная империя. Первое светское
государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии.
Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в
индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное
экономическое проникновение». Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста.
Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика.
Колониальные войны.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых
порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение
революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: преобразование империи Габсбургов в
двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии.
«Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной
революции. Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной
революции. Внешняя политика.
Раздел 4. Две Америки
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США – страна от
Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки – увеличение потока
переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой
половине XIX в. С.Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм.
Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны.
Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение
Гражданской войны и политики А. Линкольна.
США: империализм и вступление в мировую политику. Причины быстрого экономического
развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение
фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США
— президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм.
Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на
укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых

дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя
политика США на континенте и за его пределами.
Латинская Америка в XIX - начале XX в.: время перемен. Патриотическое движение креолов.
Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С.
Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития
независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» - полоса государственных
переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский
«плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
Раздел 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной
интеграции стран Запада и Востока.
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Кризис
традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры
«просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии.
Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму.
Китай: сопротивление реформам. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны.
Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и
тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не
состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ювэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в
полуколонию индустриальных держав.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Индия – жемчужина
британской короны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная
политика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок.
Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857-1859). Индийский национальный
конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество на африканском континенте.
Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия:
необычные судьбы для африканского континента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская
колонизация Африки.
Раздел 6. Международные отношения: обострение противоречий
Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных
противоречий. Международные отношения: дипломатия или войны? Отсутствие системы
европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. - карта противостояния.
Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира.
Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных
блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны.
Балканские войны - пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского государства.
Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Пацифистское движение.
Раздел 7. Новейшая история: понятие и периодизация
Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой
мировой войны. Политическое развитие в начале XX в. Мир к началу ХХ в. Новейшая
история: понятие, периодизация. Мир в 1900-1914 гг. Стран Европы и США в 1900-1914 гг.:
технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных
групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд
Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900— 1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и
зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай).
Мексиканская революция 1910-1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э.
Сапата, Ф. Вилья).
Тематическое планирование
№ п/п

1.
2.

5 класс
Название раздела, темы
Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей

Кол-во ч

1
9

3.
4.
5.
6.

Раздел 2. Древний Восток
Раздел 3. Древняя Греция
Раздел 4. Древний Рим
Итоговое повторение по теме: «История Древнего мира»
Итого:

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

6 класс
Название раздела, темы
Введение. Живое Средневековье
Раздел 1. Раннее Средневековье
Раздел 2. Расцвет Средневековья
Раздел 3. Позднее Средневековье
Раздел 4. Вдали от Европы
Итоговое повторение и обобщение по теме: «История Средних веков VI-XV вв.»
Итого:
7 класс
Название раздела, темы
Введение. От Средневековья к Новому времени
Раздел 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация.
Раздел 2. Первые революции Нового времени.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Раздел 3. Традиционные общества Востока
Итоговое повторение и обобщение по теме: «Мир в эпоху раннего Нового
времени»
Итого:
8 класс
Название раздела, темы
Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.
Раздел 1. Эпоха просвещения. Время преобразований
Раздел 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Раздел 3. Международные отношения в XVIII в.
Итоговое повторение и обобщение по теме «Мир в XVII-XVIII вв.»
Итого:
9 класс
Название раздела, темы
Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв.
Раздел 1. Становление индустриального общества
Раздел 2. Строительство новой Европы
Раздел 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы
индустриального общества
Раздел 4. Две Америки
Раздел 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Раздел 6. Международные отношения: обострение противоречий
Раздел 7. Новейшая история: понятие и периодизация
Итоговое повторение и обобщение по теме: «Мир на рубеже XVIII–XIX вв.»
Итого:

20
21
17
2
70 ч.
Кол-во ч

1
10
7
13
2
2
35 ч.
Кол-во ч

1
21
8
3
2
35 ч.
Кол-во ч

2
23
4
4
2
35 ч.
Кол-во ч

1
6
9
5
4
4
2
2
1
34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».