география 5-9 класс!

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 30.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 30.08.2020

Рабочая программа
Учебного предмета
«География 5-9 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учебник география Землеведение 5-6 класс, география материков и океанов 7 класс,
география России. Природа. Население. Хозяйство. 8-9 класс. Под редакцией В.П. Дронова,
И.И Баринова, В.Я. Ром.

Составитель
Учитель Волкова Я.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО___________цикла
Протокол № 1 от 30.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в
том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и
использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению
и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и
навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета
5 класс
I. Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География – наука о
Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.
Практическая работа «Разделение географии на 2 основных раздела».
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод.
Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
II. Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы
древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия.
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и

поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практическая работа № 2 «Важнейшие
географические открытия». III. Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних
народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по
Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем.
Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы.
Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд.
Созвездия. Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура,
наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых
К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли –
Ю.А.Гагарин.
IV. Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по
Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и
географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности.
Географическая карта. Работа с картой России: найти и показать на карте территорию России,
некоторые равнины, горы, моря, озера, реки. Практические работы «Ориентирование по компасу»,
«Составление простейшего плана местности».
V. Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта.
Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у
Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы.
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по
материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная
одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат.
Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва –
особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек
и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Итоговая проверочная работа.
6 класс
I. Введение
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли
человеком. Современная география. Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
II. Виды изображений поверхности Земли
План местности. Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки. Масштаб.
Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности.
Азимут. Определение направлений по плану. Изображение на плане неровностей земной
поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль
местности. Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка.
Маршрутная съемка. Практические работы: «Изображение здания школы в масштабе»,
«Определение направлений и азимутов по плану местности», «Составление плана местности методом
маршрутной съемки».
Географическая карта Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель
земного шара. Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды
географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. Градусная
сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Географическая широта. Определение
географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы.
Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек.
Шкала высот и глубин. Практическая работа «Определение географических координат объектов и
объектов по их географическим координатам».
III. Строение Земли. Земные оболочки
Литосфера Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение
земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные

горные породы. Метаморфические горные породы. Движения земной коры. Вулканизм.
Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные
движения земной коры. Виды залегания горных пород. Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор
по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие
равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах. Рельеф дна Мирового океана.
Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков.
Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. Практическая
работа «Составление описания форм рельефа».
Гидросфера Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Части Мирового
океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства
океанической воды. Соленость. Температура. Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами.
Приливы и отливы. Океанические течения. Подземные воды. Образование подземных вод.
Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. Реки. Что такое река?
Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады.
Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере.
Водохранилища. Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники.
Многолетняя мерзлота. Практическая работа «Составление описания внутренних вод».
Атмосфера Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы. Температура воздуха. Как
нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние
суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры
воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного
давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить
направление и силу ветра? Значение ветра. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная
влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных
осадков. Причины, влияющие на количество осадков. Погода и климат. Что такое погода? Причины
изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата
на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева
поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов, и направления
господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от
высоты местности над уровнем моря и рельефа. Практическая работа «Построение графика хода
температуры и вычисление средней температуры». Практическая работа «Построение розы
ветров». Биосфера. Географическая оболочка Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане.
Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние
морских организмов на атмосферу. Природный комплекс. Воздействие организмов на земные
оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и
биосфера.
IV. Население Земли
Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли.
Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье
человека. Стихийные природные явления.
7 класс
I. Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. Виды
карт. Различие географических карт по охвату территории, масштабу и содержанию. Географические
методы изучения окружающей среды. Практическая работа «Группировка карт учебника и атласа
по разным признакам».
II. Главные особенности Земли
Литосфера и рельеф Земли Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение
материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта
строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и

внешних сил - основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на
поверхности Земли. Уникальные объекты литосферы. Практическая работа «Чтение карт,
космических и аэрофотоснимков материков». Описание по карте рельефа одного из материков.
Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).
Атмосфера и климаты Земли Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные
массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов
атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в
формировании климата. Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса.
Климатообразующие факторы. Практическая работа «Характеристика климата по климатическим
картам». Практическая работа «Сравнительное описание основных показателей климата различных
климатических поясов одного из материков. Оценка климатических условий материка для жизни
населения».
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы Воды Мирового океана. Схема
поверхностных течений. Роль Океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства
вод Океана. Льды в Океане. Водные массы. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение
жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей.
Географическая оболочка Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и
энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана.
Разнообразие природных комплексов. Природная зональность. Что такое природная зона?
Разнообразие природных зон. Закономерность размещения природных зон на Земле. Широтная
зональность. Высотная поясность. Практическая работа «Анализ карт антропогенных ландшафтов.
Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов».
Население Земли Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на
численность населения. Размещение людей на Земле. Народы и религии мира. Этнический состав
населения мира. Мировые и национальные религии. Хозяйственная деятельность людей. Основные
виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты.
Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их
основные типы. Практическая работа «Сравнительное описания численности, плотности и
динамики населения материков и стран мира». Практическая работа «Моделирование на контурной
карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов».
III. Океаны и материки
Океаны Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности
географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды
хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Практическая работа «Выявление и отражение
на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного
из океанов (по выбору)». Практическая работа «Описание по картам и другим источникам
информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных
островов (по выбору)».
Южные материки Общие особенности природы южных материков. Особенности географического
положения южных материков. Общие черты рельефа и климата. Внутренние воды. Общие
особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
Африка Географическое положение. Исследования Африки. Географическое положение.
Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими
путешественниками и учеными. Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа.
Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений
полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды
Африки. Значение рек и озер в жизни населения. Природные зоны. Проявление широтной
зональности на материке. Основные черты природных зон. Влияние человека на природу.
Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия.
Заповедники и национальные парки. Население. Население Африки. Размещение населения.
Колониальное прошлое материка. Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона.
Географическое положение, природа, население и хозяйство Алжира. Страны Западной и
Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение,
природа, население и хозяйство Нигерии. Страны Восточной Африки.
Эфиопия.
Общая
характеристика региона. Географическое положение, природа, население и хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона.

Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.
Практическая работа «Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки».
Практическая работа «Определение по картам основных видов деятельности населения стран
Южной Африки». Практическая работа «Оценка географического положения, планировки и
внешнего облика крупнейших городов Африки».
Австралия и Океания Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные
ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования.
Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние
воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области.
Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира. Проявление широтной
зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира. Австралийский Союз.
Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком. Практическая
работа «Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух
регионов Австралии (по выбору)».
Природа, население и страны Океании. Географическое положение. Из истории открытия и
исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного
наследия Океании.
Южная Америка Географическое положение. История открытия и исследования материка. Рельеф и
полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности
размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых. Климат.
Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды.
Реки как производные рельефа и климата материка. Природные зоны. Своеобразие органического
мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием
деятельности человека. Охрана природы. Население. История заселения материка. Численность,
плотность, этнический состав населения. Страны. Страны Востока материка. Бразилия.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины. Страны Анд.
Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.
Практическая работа «Составление описания природы, населения, географического положения
крупных городов Бразилии или Аргентины». Практическая работа «Характеристика основных
видов хозяйственной деятельности населения Андских стран».
Антарктида Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Географическое
положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды.
Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных
исследований Антарктики. Практическая работа «Определение целей изучения южной полярной
области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем».
Северные материки Общие особенности природы северных материков. Географическое положение.
Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
Северная Америка Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
Русские исследования Северо-Западной Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты
рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных
форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды.
Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как
производные рельефа и климата материка. Природные зоны. Население. Изменение природы под
влиянием деятельности человека. Население. Канада. Географическое положение, природа,
население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады. Соединенные Штаты Америки.
Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного
наследия США. Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Мексики. Практическая работа «Характеристика по
картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики». Практическая работа
«Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки
и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики».
Евразия Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности
географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии. Особенности
рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа.
Полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка.
Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние
воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение.

Многолетняя мерзлота. Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение природных зон.
Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны. Страны Северной Европы. Общая
характеристика региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран
региона. Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение,
природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии.
Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия.
Румыния и страны Балканского полуострова. Природа. Страны Балтии, Белоруссия, Украина и
Молдавия. Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.
Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа,
население, хозяйство Армении, Грузии, Азербайджана. Страны Центральной Азии. Общая
характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана,
Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Монголии. Страны Восточной Азии. Китай.
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство,
памятники всемирного наследия Китая, Японии. Страны Южной Азии. Индия. Общая
характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии. Страны
Юго-Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа,
население, хозяйство Индонезии. Практическая работа «Описание видов хозяйственной
деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном». Практическая работа
«Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии». Практическая работа
«Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам».
Географическая оболочка – наш дом Закономерности географической оболочки. Закономерности
географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность. Взаимодействие природы и
общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие
человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и
ее охране. Практическая работа «Моделирование на контурной карте размещения основных видов
природных богатств материков и океанов». Практическая работа «Составление описания
местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества
окружающей среды; наличие памятников природы и культуры».
8 класс
Введение
Что изучает физическая география России Что изучает физическая география России. Зачем следует
изучать географию своей страны? Знакомство с различными ГИС.
Наша Родина на карте мира Географическое положение России. Россия – самое большое государство
мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей.
Экологические проблемы морей. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса на территории
России. Реформа системы исчисления времени в России. Местное время. Как осваивали и изучали
территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в
Западную Сибирь. Географические открытия XVI – начала XVII в. Открытия нового времени
(середина XVII-XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX-XX вв. Современное
административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты
Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные
образования. Практическая работа «Характеристика географического положения России».
Практическая работа «Определение поясного времени для различных пунктов России». Дискуссия.
Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
II. Особенности природы и природные ресурсы России
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы Особенности рельефа России. Крупные
формы рельефа и их размещение. Геологическое строение территории России. Основные этапы
геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь
основных форм рельефа со строением литосферы. Минеральные ресурсы России. Распространение
полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с
добычей полезных ископаемых. Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее
оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность
человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Особенности геологического
строения, рельефа и минеральных ресурсов родного края. Практическая работа «Объяснение

зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от
строения земной коры».
Климат и климатические ресурсы От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие
факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние
подстилающей поверхности. Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение
осадков на территории нашей страны. Разнообразие климата России. Типы климатов России: пояса
арктический,
субарктический,
умеренно
континентальный,
континентальный,
резко
континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Зависимость человека от климата.
Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Благоприятные
климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.
Климат родного края. Характеристика климата своего края, оценка агроклиматических ресурсов.
Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур
января и июля, годового количества осадков на территории страны». Практическая работа «Оценка
основных климатических показателей одного из регионов страны».
Внутренние воды и водные ресурсы Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод
для человека. Главные речные системы России. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на
реки. Стихийные явления, связанные с реками. Озера, болота, подземные воды, ледники,
многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и
низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и
жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России,
причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой. Водные
ресурсы. Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по
их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Водные ресурсы Кемеровской
области. Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить...»
Почвы и почвенные ресурсы Образование почв и их разнообразие. Основные свойства почв. Факторы
почвообразования. Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические,
тундроглеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темнокаштановые,
каштановые, светло-каштановые. Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и
деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия
почв. Охрана почв. Типы почв родного края. Их использование. Практическая работа «Выявление
условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность).
Оценка их плодородия».
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Растительный и животный мир России.
Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Биологические
ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли.
Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России.
Растительный и животный мир своего края. Природно-ресурсный потенциал России. Природные
условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов. Практическая
работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других
компонентов природного комплекса». Практическая работа «Определение роли особо охраняемых
природных территорий в сохранении природы России».
III Природные комплексы России
Природное районирование Разнообразие природных комплексов России. Физико-географическое
районирование. ПТК природные и антропогенные. Моря как крупные природные комплексы.
Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей. Природные
зоны России. Природная зональность. Характеристика зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр,
тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь. Высотная
поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Зависимость «набора» высотных
поясов от географического положения и высоты гор. Практическая работа «Сравнительная
характеристика двух природных зон России (по выбору)». Практическая работа «Объяснение
принципов выделения крупных природных регионов на территории России».
Природа регионов России Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического
положения, история освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы
равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального
использования. Природа Крыма. Особенности географического положения. Рельеф, геологическое
строение и полезные ископаемые Крыма. Особенности природы. Природные ресурсы. Уникальность

природы и населения. Кавказ – самые высокие горы России. Особенности географического
положения. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы
Северного Кавказа. Природные ресурсы. Уникальность природы и населения. Урал – «каменный пояс
Русской Земли». Особенности географического положения, история освоения. Особенности рельефа.
Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические
проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.
Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины.
Природные ресурсы равнины. Экономические проблемы. Восточная Сибирь: величие и суровость
природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири.
Особенности природы Восточной Сибири. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина
Сибири - Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток
– край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности
природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.
Природные ресурсы. Освоение их человеком. Практическая работа «Оценка природных условий и
ресурсов одного из регионов России». Прогнозирование изменений природы в результате
хозяйственной деятельности. Практическая работа «Характеристика взаимодействия природы и
общества на примере одного из природных комплексов».
Творческие работы 1. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам
природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. 2. Подготовка презентации о природных
уникумах Северного Кавказа. 3. Разработка туристического маршрута по разным частям Урала:
Северному, Среднему, Южному.
Дискуссии Темы: 1. «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?». 2.
«Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова «Российское могущество прирастать Сибирью
будет...».
IV. Человек и природа
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные и экстремальные условия
для жизни и деятельности людей. Стихийные природные явления и их причины. География
стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы.
Антропогенные ландшафты. Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение
географического прогноза. Экологическая ситуация в России. Источники экологической опасности.
Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей.
Ландшафты как фактор здоровья. Практическая работа «Сравнительная характеристика природных
условий и ресурсов двух регионов России». Практическая работа «Составление карты «Природные
уникумы России» (по желанию). Практическая работа «Характеристика экологического состояния
одного из регионов России». Итоговая проверочная работа.
9 класс
I. Общая часть курса
Место России в мире Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской
Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу
жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе,
оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация
и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные
образования. Федеральные округа. Географическое положение и границы России. Понятие
«географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка
северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития
хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория
России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр,
континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России.
Страны – соседи России. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и
экологогеографическое положение и России. Особенности экономико- географического положения
России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно- географического положения отдельных
частей страны. Роль центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения
России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны. Государственная
территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры
оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов

на территории России. Практическая работа «Анализ административно-территориального деления
России». Практическая работа «Сравнение географического положения России с другими
странами»
Население Российской Федерации Исторические особенности заселения и освоения территории
России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации
Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского
государства в XVI–XIX вв. Численность и естественный прирост населения. Численность населения
России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы.
Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения.
Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы.
Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.
Национальный состав населения России. Россия – многонациональное государство. Языковые семьи
народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее
многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы
распространения разных религий. Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций.
Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского
населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения
и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения.
Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского
населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Особенности населения
Кемеровской области История заселения территории Кузбасса. Численность населения, состав
населения и его размещение. Соотношение городского и сельского населения. Практическая работа
«Составление сравнительной характеристики половозрастного состава». Практическая работа
«Характеристика особенностей миграционного движения населения России»
Географические особенности экономики России География основных типов экономики на
территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с
преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры
хозяйства России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей
промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов.
Экологические ситуации и экологические проблемы России. Россия в современной мировой
экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития.
Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой
перспективе.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география Научный комплекс. Межотраслевые
комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав
научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки.
Перспективы развития науки и образования.
Машиностроительный комплекс Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая
роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав
машиностроения, группировка отраслей по роли и значению. Проблемы российского
машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система
факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения.
Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию
машиностроения.
География
машиностроения.
Особенности
географии
российского
машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практическая работа «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и
металлоемкого машиностроения».
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и
значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование
и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки
нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы
развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля.
Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля.
Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной
промышленности. Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций,

их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии.
Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития
электроэнергетики. Практическая работа «Характеристика угольного бассейна России».
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества Состав и значение
комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные
конструкционные материалы, их свойства. Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и
цветная металлургия – основные особенности концентрации, комбинирования, производственного
процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии. Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности
производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные
металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития
отрасли. Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы
размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические
базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Химиколесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая
промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия
химической промышленности от других промышленных отраслей. Факторы размещения
предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности.
Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической
промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической
промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Лесная промышленность.
Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и
значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние
лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Агропромышленный комплекс (АПК) Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс:
состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в
хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные
угодья, их структура. Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические
культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим
ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география.
Перспективы развития животноводства. Пищевая и легкая промышленность. Особенности пищевой
и легкой промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей.
Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития.
Практическая работа «Определение основных районов выращивания зерновых и технических
культур». Практическая работа «Определение главных районов животноводства»
Инфраструктурный комплекс Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс:
состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг по характеру и
видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные
узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и
предприятий. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности
железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных
дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Водный и другие виды транспорта.
Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта,
распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы
развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта,
флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного
транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности
авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду.
Перспективы развития. Трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Жилищнокоммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве.
Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищнокоммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую
среду. Перспективы развития.
II. Региональная часть курса
Районирование России. Общественная география крупных регионов Районирование России.
Районирование – важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое
(территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг).

Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы.
Федеральные округа. Практическая работа «Определение разных видов районирования России».
Западный макрорегион – европейская Россия Общая характеристика. Состав макрорегиона.
Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство.
Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад Состав, природа, историческое изменение
географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад –
межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории.
Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Население и главные черты
хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и
города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности
хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая.
Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение
Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления
Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население
Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические
памятники. Географические особенности области Центрального района. Состав Центрального
района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и
Южного. Волго-Вятский район. Состав районов. Особенности географического положения, его
влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и
динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.
Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение,
пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические
проблемы. Основные направления развития. Центрально-Черноземный районы. Состав районов.
Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение
населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства.
Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая
промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные
направления развития. Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав районов.
Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение
населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы
развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая,
лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга.
Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Историко-культурные памятники района. Калининградская область. Особенности ЭГП, особенности
природных условий и ресурсов. Хозяйство области.
Европейский Север Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района.
Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь
населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско – Карельская и ТиманоПечорская
части района. Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения,
урбанизация и города. Народы и религии. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и
роль района в социально-экономическом пространстве страны. Практическая работа «Выявление и
анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».
Европейский Юг – Северный Кавказ Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на
природу, хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения.
Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии,
традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших
отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие
отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность.
Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Крым Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав. Физико- и экономикогеографическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население.
Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение
населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы
развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его
территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая,
машиностроение, топливная, химическая промышленность. Рекреационное хозяйство.
Экологические проблемы. Основные направления развития.
Поволжье Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и
экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции.
Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство.
Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности
его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение,
химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство.
Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Урал Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и
экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции.
Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство.
Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности
его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия,
машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические
проблемы. Основные направления развития.
Восточный макрорегион – азиатская Россия Общая характеристика. Состав макрорегиона.
Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство.
Место и роль в социально-экономическом развитии страны. Этапы, проблемы и перспективы
развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети
городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона.
Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные
перспективы развития. Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России.
Природнотерриториальные комплексы района, их различия. Полоса основной зоны заселения и зона
Севера – два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам
населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география
основных отраслей хозяйства.
Хозяйство Кемеровской области Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России.
Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Численность и
динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.
Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.
Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия,
машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные
направления развития. Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер
поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.
Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города.
Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности:
цветная металлургия, пищевая промышленность, топливноэнергетический комплекс. Сельское
хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Практическая
работа «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири». Итоговая
проверочная работа.

Тематическое планирование
5
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.

класс

Название раздела, темы

Кол-во ч

Что изучает география
Как люди открывали Землю
Земля во Вселенной
Виды изображений поверхности Земли
Природа Земли
Итого:

5
5
9
6
10
35 ч.

6 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Название раздела, темы

Кол-во ч

Введение
Вид ы изображений поверхности Земли
План местности
Географическая карта
Строение Земли. Земные оболочки
Литосфера
Гидросфера
Атмосфера
Биосфера. Географическая оболочка
Население Земли
Население Земли
Итого:

3
16
7
9
41
9
13
12
7
10
10
70 ч.

7 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Название раздела, темы

Кол-во ч

Введение
Главные особенности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли
Атмосфера и климаты Земли
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы
Географическая оболочка
Население Земли
Океаны и материки
Океаны
Южные материки
Африка
Австралия
Океания
Южная Америка
Антарктида
Северные материки
Северная Америка
Евразия
Географическая оболочка — наш дом
Обобщение и повторение
Итого:

2
12
2
2
2
3
3
54
2
1
10
4
1
7
1
1
7
16
2
2
70 ч.

8 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Название раздела, темы

Кол-во
ч

изучает физическая география России
Наша Родина на карте мира
Наша Родина на карте мира
Особенности природы и природные ресурсы России
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
Климат и климатические ресурсы
Внутренние воды и водные ресурсы
Почвы и почвенные ресурсы
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Природные комплексы России
Природное районирование
Природа регионов России
География Кемеровской области. Природа
Человек и природа
Человек и природа
Обобщение и повторение
Итого:

1
6
6
19
4
4
3
3
5
37
6
29
2
5
3
2
70 ч.

Что

9 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Название раздела, темы

Кол-во ч

Общая часть курса
Место России в мире
Население Российской Федерации
География Кемеровской области. Особенности населения
Россия в современной мировой экономике
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Машиностроительный комплекс
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Комплексы, производящие конструкционные материалы и
химические вещества
Агропромышленный комплекс (АПК)
Инфраструктурный комплекс
Региональная часть курса
Районирование России. Общественная география крупных
регионов
Западный макрорегион - Европейская Россия
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад
Европейский Север
Европейский Юг – Северный Кавказ, Крым
Поволжье
Урал
Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Хозяйство Кемеровской области
Обобщение и повторение
Итого:

33
4
5
1
2
1
3
3
7
3
4
34
1
1
6
3
4
3
3
2
3
3
3
2
1
68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».