география кузбасса 9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
Курса по выбору
«География Кузбасса»
9 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Составитель
Учитель Волкова Я.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО_гумман.цикла
Протокол № 1 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В ходе реализации курса по выбору обучающиеся получат возможность научиться:
• называть различные источники географической информации и методы получения
географической информации;
• определять географическое положение России и Кемеровской области;
• показывать пограничные субъекты федерации;
• определять поясное время;
• называть и показывать крупные равнины и горы;
• выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
• показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
• объяснять закономерности их размещения;
• приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под
влиянием внешних и внутренних процессов;
• делать описания отдельных форм рельефа по картам;
• называть факторы, влияющие на формирование климата России и Кемеровской области;
• определять характерные особенности климата России и Кемеровской области;
• иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
• давать описания климата отдельных территорий;
• с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление,
количество суммарной радиации и т. д.;
• приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия
жизни;
• называть и показывать крупнейшие реки, озера;
• используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
• оценивать водные ресурсы;
• называть факторы почвообразования;
• используя карту, называть типы почв и их свойства;
• приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;
• объяснять разнообразие растительных сообществ на территории Кемеровской области,
приводить примеры;
• объяснять видовое разнообразие животного мира;
• называть меры по охране растений и животных.
• показывать на карте основные природные зоны Кемеровской области; называть их;
• приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
• объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
• приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
• называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
• давать комплексную физико-географическую характеристику;
• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
• оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда
и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

выделять экологические проблемы природных регионов;
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность
людей;
• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
• объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить
соответствующие примеры.
•
•

Содержание учебного предмета
Тема 1. История исследования и освоения Земли Кузнецкой
История исследования и освоения Земли Кузнецкой. Люди Земли Кузнецкой
Тема 2. Физико-географическое положение Кемеровской области
Физико-географическое положение Кемеровской области. Практическая работа
Тема 3. Геологическое и тектоническое строение
Геологическое и тектоническое строение. Практическая работа
Тема 4. Рельеф
Горные системы Кемеровской области. Равнинные территории Кемеровской области.
Практическая работа
Тема 5. Полезные ископаемые
Месторождения каменного и бурого угля в Кемеровской области. Рудные и другие полезные
ископаемые Кемеровской области. Практическая работа
Тема 6. Погода и климат
Климатообразующие факторы на территории Кемеровской области. Смена погодных и
климатических условий на территории Кемеровской области. Практическая работа
Тема 7. Внутренние воды и водные ресурсы
Физико-географическая характеристика основных водных объектов на территории Кемеровской
области. Практическая работа.
Тема 8. Почва и земельные ресурсы
Типы почв Кемеровской области. Практическая работа
Тема 9. Растительность
Растительный покров Кемеровской области. Практическая работа.
Тема 10. Животный мир
Разнообразие животного мира области. Практическая работа.
Тема 11. Рекреационные ресурсы
Природно-административно-рекреационные районы Кемеровской области. Практическая работа
Тема 12. Экологическая ситуация в Кемеровской области
Глобальные экологические проблемы на примере Кемеровской области. Химическое,
физическое, биологическое загрязнение в Кемеровской области. Характеристика экологической
обстановки в Кемеровской области. Практическая работа
Тема 13. Особо охраняемые природные территории и объекты Кемеровской области
Сохранение биоразнообразия на плане через систему ООПТ. ООПТ Кемеровской области.
Практическая работа
Тема 14. Итоговое занятие
Обобщение и систематизация изученной информации. Итоговое тестирование.
Формы организации занятий: круглый стол, беседа, лекция, дискуссия, практическая работа,
конференция.
Основные виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, творческая.

Тематическое планирование
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название тем курса

История исследования и освоения Земли Кузнецкой
Физико-географическое положение Кемеровской области
Геологическое и тектоническое строение
Рельеф
Полезные ископаемые
Погода и климат
Внутренние воды и водные ресурсы
Почвы и земельные ресурсы
Растительность
Животный мир
Рекреационные ресурсы
Экологическая ситуация в Кемеровской области
Особо охраняемые природные территории и природные объекты
Кемеровской области
Итоговое занятие
Итого:

Всего часов

3
2
2
3
3
4
3
2
2
2
2
3
2
1
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».