изо 5-8 кл

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Изо» 5-8 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
под редакцией Неменского Б.М.

Составитель
Учитель Волкова Я.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО гумман.цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках
в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности.
Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное
искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Знакомство с традиционными образами
в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки),
крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь
большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского

интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с
народно-праздничными обрядами. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом,
эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского
прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в
единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и
обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по
дереву, вышивка, народный костюм. Характерные черты сибирской культуры.
Связь времен в народном искусстве
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных
промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской,
дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание
учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки. Формы бытования
народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных
художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий
традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой
строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм
современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных
художественных промыслов. Местные народные промыслы: истоки и их современное развитие.
Искусство коренных народов Кузбасса.
Декор – человек, общество, время
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной
принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Многообразие форм и декора в
классическом ДПИ разных народов, стран, времен. Декор вещи как социальный знак,
выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей,
условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений ДПИ. Образ
художественной культуры и особенности ДПИ Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII
века. Декоративно-знаковая, социальная роль костюма, образное, стилевое единство декора
одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с
гербами и эмблемами происходит при определении символического характера языка герба как
отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных
элементов и цвета в искусстве геральдики. Геральдика Кемеровской области.
Декоративное искусство в современном мире
Разнообразие современного ДПИ (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое).
Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое ДПИ. Тяготение современного
художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому
единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое
экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Основные направления работы
Кемеровского отделения Союза художников России. Коллективная работа в конкретном
материале – от замысла до воплощения.
6 КЛАСС
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка
служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения
содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а
зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через
сопереживание его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт
История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как
творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике
и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира
(композиция, перспектива, форма, объём, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета
разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделённой индивидуальными
качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные
средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ
наблюдения человека и понимания его. Коренные народы Сибири в портретах Кузбасских
художников.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как
отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные
вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных
художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа.
Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж
настроения. Пейзажи Сибири в работах Кузбасских художников.
7 КЛАСС
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и
архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа
реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия,
динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы
графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и
социальные аспекты.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
От плоскостного изображения – к макетированию объёмно-пространственных композиций.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве
и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре
зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и
историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено
архитектурнодизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное
макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая
структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в
дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и
дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры жизни человека
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша,
менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна
как развитие образностилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей
эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и
сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной
выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных
пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный
дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. Архитектура городов
Кемеровской области. Исторический центр города Кемерово и его архитектура. Нестандартные
архитектурные решения в г. Кемерово.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности
человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в
дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и
сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания
собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в

дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.
Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
8 КЛАСС
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Театр и кино – синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях
выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая
общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином
языке изображений, зримых образов. Исследование природы и специфики синтетических
искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел
одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его
художественное решение перестаёт быть делом только одного художника. Вместе с ним его
создают режиссёр, актёры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе
его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и
спецификой художественного творчества в театре. Роль визуальнопластического решения в
создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений,
место в них изобразительного компонента. Театральное движение города Кемерово: история и
современное состояние. Исследовательские и практические задания, представленные в
творчески развивающей системе.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и
технологий
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов
получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.). Расширенное
понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа
творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и
композиции. Фотоснимок изображение действительности в формах самой действительности.
Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и
поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно,
входит. Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными
средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.
Фотоснимок как
информационно-художественный и историко-документальный фиксатор нашей жизни. Краткая
история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила
творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию
одним движением пальца на фотоаппарате. Сегодняшняя доступность фотоаппарата не гарантия
художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием
операторской фотограмоты. Освоение основ художественно-съёмочной культуры в форме
анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной
культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также
в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки
зрения создателя домашнего видео). Синтетическая природа образа в фильме, в создании
которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и
актёрская игра). Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы
киноязыка.
Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при
ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета). Специфика
работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного
творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в
художественном фильме рождается не только художником, но и прежде всего режиссёром,
оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что
исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).
Визуальный образ Сибири в кинематографе. Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно,
без киногруппы (ребёнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссёр, и как
оператор, и как художник). Необходимость овладения азами сценарного, режиссёрского,
операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для

рисованного фильма). Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей
киноискусства и создателей своего домашнего видео. Выполнение практических заданий,
предлагаемых в системе творческих упражнений, по созданию и прочтению кинослова и
кинофразы. Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное
коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного
общества и каждого человека. Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим
настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным.
Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает
наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов.
Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.
Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций
телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего
информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор
самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является
новым видом искусства. Специфика телевидения – это сиюминутность происходящего на
экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа
– основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса при создании
телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа
правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность
поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный
факт, а не его инсценировку или фальсификацию. Сила художественного воздействия
документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные
формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для
авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодёжью основами
кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки из
своей жизни до видеоклипа любимой песни. Позитивная и негативная роль телевидения в
формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социальнополитический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления,
внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае становится не пространством
культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня
собственной культуры – важнейшее средство фильтрации и защиты от пошлости, льющейся с
телеэкрана. Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и
талантливых – просветительских телепередач. Кузбасское телевидение. ГТРК «Кузбасс» и
основные направления его работы.
Тематическое планирование
5 класс
№ п\п

1.
2.
3.
4.

Название раздела, темы

Количество ч

Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор – человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
Итого:

10
11
7
6
35 ч.

6 класс
№ п\п Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.

Виды изобразительного искусства и образного языка основы
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство. Пейзаж
Итого:

Количество ч

8
7
11
8
35 ч.

7 класс
№ п\п

1.
2.
3.
4.

Название раздела, темы

Кол-во
ч

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и
8
архитектуры
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
8
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
11
человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное 7
проектирование
Итого: 35 ч.
8 класс

№ п\п

1.
2.
3.
4.

Название раздела, темы

Количе
ство ч

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель

13
8
5
8

Итого: 35 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».