Курс по выбору Мой выбор 8-9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
курса по выбору
«Мой выбор»
8-9 классы

Составитель
Учитель ВолковаЯ.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО гумманит.цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества
тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы,
стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль 1. «Что я знаю о себе?»
Тема 1. Я – человек и личность
Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я
(телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания
человека на самого себя.
Тема 2. Характер и темперамент
Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор
профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера.
Тема 3. Психические качества личности
Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека.
Тема 4. Интересы и склонности
Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных
интересов.
Тема 5. Самооценка
Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки.
Тема 6. Мотивация личности
Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений.
Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор
Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние
здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор профессии.
Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения»
Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это?
Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.
Тема 9. Типы самоопределения человека
Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции,
самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности,
самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.
Тема 10. Профессиональные ценности
Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.

Модуль 3. Портфолио (портфель достижений)
Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования
Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной вариант,
запасной вариант.
Тема 12. Анализ успешности человека
Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.
Модуль 4. «Классификация мира труда»
Тема 13. Мир профессий
Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая
система», «человек – художественный образ». Классы профессий в соответствии с целями труда:
гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат
применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии
механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых
основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.
Тема 14. Профессиография
Понятие профессиографии. Формула профессии.
Тема 15. Профессиональные пробы
Мини-проект «Профессиональная проба».
Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями»
Тема 16. Мои родословные ценности
Профессиональная история семьи.
Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего
Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.
Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору»
Тема 18. Самоконтроль
Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение.
Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»
Тема 19. Мой выбор
Составление профессиограмм, списков необходимых книг, журнальных и газетных статей,
адресов сайтов, телефонных справочников. Мини-проект «Мой выбор».
«Развитие компетентности в общении»
Тема 1. Значение общения в жизни человека
Человек как социальное существо. Роль общения в развитии личности. Общение: отдельный вид
деятельности или составная часть любой деятельности человека? Функции общения: контактная,
информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, функция
установления отношений, функция оказания влияния.
Уровни общения: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.
Тема 2. Вербальные средства общения
Общая характеристика средств общения: вербальные и невербальные.
Речь как процесс осуществления коммуникации. Язык как средство говорения. Различные
стороны речи: содержательная сторона и звуковое оформление речи. Звуковое оформление
процесса говорения (тон, тембр, высота, интонация, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) Роль
грамотности речи и языка в адекватном выражении мыслей. Особая важность владения речью для
отдельных групп людей (политики, люди социальных профессий, журналисты и т.д.) и сфер жизни
(в особенности делового общения)
Тема 3. Невербальные средства общения
Особенности невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: выразительные
движения тела, мимика, жесты, дистанция общения. Функции невербальных сообщений
(дополнение, опровержение, замещение вербальных сообщений, регулирование разговора).
Проблема корректной интерпретации невербального поведения.
Тема 4. Виды общения
Виды общения: примитивное общение, духовно-личностное общение, манипулятивное общение,
светское общение, деловое общение.
Влияние вида общения на выбираемый стиль и стратегию поведения.
Тема 5. Слушание собеседника

Слушание – одна из сторон взаимодействия в процессе общения. Распределение ответственности
за взаимодействие между слушающим и говорящим. Внимание как основа активного слушания.
Условия эффективного восприятия речи.
Тема 6. Передача информации
Характеристика передачи информации как одной из сторон взаимодействия в процессе общения.
Модели передачи информации, эффективность передачи информации
Тема 7. Эффективное общение
Учет индивидуально-психологических характеристик партнера в общении (темперамент,
характер, стили и способы деятельности и т.д.) для создания наиболее комфортной обстановки в
ситуации общения. Тренинг «Эффективное общение»
Тема 8. Роль самопрезентации в общении
Роль самопрезентации в общении. Приемы расположения к себе. Положительный имидж.
Репутация.
Тема 9. Публичное выступление на «5»
Ситуации публичных выступлений. Оптимизация подготовки к выступлению. Способы
поддержания внимания аудитории. Психологическое состояние оратора. Уверенность в себе.
Ролевая игра «Эффектное выступление»
Тема 10. Барьеры в общении
Наиболее распространенные барьеры общения: демонстрация разности позиций, непонимание
интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям, переход с
роли на личность. Ситуации, условия, фразы, вызывающие психологический дискомфорт
собеседника. Способы избегания и преодоления таких ситуаций. Техника «Я-ориентированных
высказываний».
Тема 11. Деструктивное общение
Способы оказания нежелательного влияния: модели влияния. Защита от манипулирования.
Поведение при использовании собеседником негативных техник.
Тема 12. Агрессивно-конфликтное взаимодействие
Конфликт и его оценка в аспекте возможностей решения.
Тематическое планирование
№ п/п

Тема
Введение

Кол- во ч
1

Модуль «Что я знаю о себе?»

11

3.

Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения»

5

4.
5.
6.
7.

Модуль 3. Портфолио (портфель достижений)
Модуль 4. «Классификация мира труда»
Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями»
Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору»

4
7
3
4

Итого:

34ч

1.
2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».