общество 5-9 кл

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание» 5-9 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учебник «Обществознание».
Авторы: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева
по 1 ч. в неделю, по 34 ч. в год

Составитель
Учитель Волкова Я.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО гумманит.цикла
Протокол № 1 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные
роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой
информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы
и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Содержание учебного предмета
5 класс
Введение. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества.
Раздел I. Человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек
биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Личность как
совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной
личности. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.
Самостоятельность – показатель взрослости.
Раздел II. Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный
кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное
хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка.
Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор
и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Семья – первый
трудовой коллектив. Забота о семье в Кузбассе.
Раздел III. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества.
Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы.
Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Дружный класс.
Раздел IV. Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда.
Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде
Раздел V. Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное
государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История
государственных символов. Москва – столица России. Символика Кемеровской области. Закон о
символике Кемеровской области. Гимн Кемеровской области. Описание флага Кемеровской
области. Описание герба Кемеровской области. Воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Гражданин
Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия –
многонациональное государство национальность человека. Народы России – одна семья.
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
6 класс
Раздел I. Человек в социальном измерении. Личность как совокупность важнейших
человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание мира.
Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из
основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием
личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека –
биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир
человека. Мысли и чувства. Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор
профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Раздел II. Человек среди людей. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между
людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество. Социальные
группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и
неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к
окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.
Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Раздел III. Нравственные основы жизни. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило
морали. Учимся делать добро. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха.
Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
7 класс
Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе. Как мораль и право регулируют жизнь
общества. Нормы и отрасли права. Основные права и свободы человека и гражданина РФ.
Обязанности гражданина РФ. Правоохранительные органы. Правонарушения и виды наказаний.
Особенности
юридической
ответственности
несовершеннолетних.
Гражданские

правоотношения: дееспособность и правоспособность гражданина, решение гражданскоправовых споров. Семейные правоотношения: брак, права и обязанности супругов, родителей и
детей. Трудовые правоотношения: права и обязанности работодателя и работника, особенности
трудоустройства несовершеннолетних.
Раздел II. Человек в экономических отношениях. Экономика и её основные участники.
Производство: затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама.
Деньги, их функции. Экономика семьи. Правила рационального потребителя.
Раздел III. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Закон на страже природы.
8 класс
Раздел I. Личность и общество. Что делает человека человеком? Отличие человека от других
живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические
свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра,
учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие
человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности
людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Общественные отношения
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI
в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности
Как стать личностью. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные
ценности и ориентиры. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Раздел II. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни. Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и
общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры
в современной России
Мораль. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло - главные понятия. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг
общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор — это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность.
Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность
образования. Самообразование.
Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном
мире
Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в
культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Свобода совести. Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных
жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Раздел III. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и
проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной
структуры с переходом в постиндустриальное общество

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит.
Ролевой репертуар личности. Тендерные различия: социальные роли мужчин и женщин.
Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения.
Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе
Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Раздел IV.
Экономика.
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и
экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена
выбора).
Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить.
Функции экономической системы. Типы экономических систем
Собственность. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие.
Производство — основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства.
Разделение труда и специализация
Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные
организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская деятельность в
Кемеровской области.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами
Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя
Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские
услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.
Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная
торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
9 класс
Раздел I. Политика.
Политика и власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
Государство. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства
Политические режимы. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления
правового государства в РФ Гражданское общество и государство
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества
в РФ
Участие граждан в политической жизни. Участие граждан в политической жизни.
Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма
Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах Раздел II. Право.

Роль права в жизни общества и государства. Право, его роль в жизни человека, общества,
государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.
Система законодательства
Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений, различия и
возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного,
субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические
лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и
виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция
невиновности
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ.
Адвокатура. Нотариат
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Этапы развития
Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.
Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина.
Основные принципы конституционного строя формирование у обучающихся личностных
представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая
декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских
правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита
прав потребителя
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность
работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях
Семейные правоотношения. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и
особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения
родителей и детей
Административные правоотношения. Административные правоотношения. Кодекс РФ об
административных
правонарушениях.
Административные
правонарушения.
Виды
административных наказаний
Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие
преступления.
Пределы
допустимой
самообороны.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное
обеспечение. Здоровье под охраной закона. Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Защита
гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере
образования. Получение образования - и право, и обязанность. Заключительные уроки.

Тематическое планирование
5 класс
№
п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела, темы

Количество ч

Введение
Человек
Семья
Школа
Труд
Родина
Обобщение и повторение
Итого:

1
5
7
7
5
9
1
35 ч.

6 класс
№ п\п

1
2
3.
4.
5.

Название раздела, темы

Количество ч

Введение
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Нравственные основы жизни
Обобщение и повторение
Итого:

1
11
9
7
7
35 ч.

7 класс
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела, темы

Количество ч

Введение
Регулирование поведения людей в обществе
Человек в экономических отношениях
Человек и природа
Обобщение и повторение
Итого:

1
15
13
4
2
35 ч.

8 класс
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название раздела, темы

Количество ч

Введение
Личность и общество
Сферы духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Обобщение и повторение
Итого:

1
6
8
5
13
2
35 ч.

9 класс
№ п\п

1.
2.
3.
4.

Название раздела, темы

Количество ч

Введение
Политика
Право
Итоговое повторение
Итого:

1
9
18
6
34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».