внеур.летопись родного края 7-8

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Летопись родного края»
7-8 классы
(по 1 ч. в неделю, 35 ч. в год)

Составитель
Учитель Загорская С.Н.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты реализации программы
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;

ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических
чувств как регуляторов моральных норм;

эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
Метапредметными результатами изучения являются:

способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность

способность осуществлять информационный поиск;

способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых
моделях;

основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и
содержательнооценивать процесс и результат собственной учебной работы;

совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам
информации;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
в сообществах разного типа;
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие
УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
субъектов;

различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его
выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
разнообразных форм сбора информации (беседы),
дополнительной литературы, СМИ,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;


проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинноследственные связи;

Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

Содержание курса
Тема 1.Я кузбассовец
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Памятные события в
истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Мой любимый уголок. Почему он мне дорог.
Практические занятия: Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и
семейных реликвий. Сочинение-описание.
Тема 2. Краеведение в Кемеровской области
Понятие «краеведение». Историческое краеведение. Географическое краеведение. Известные
краеведы Кузбасса.
Практические занятия: работа со справочной литературой.
Тема 3.История Кузбасса.
Древнейшие поселения нашего края. Присоединение к Российской империи и освоение
Сибири. Первые поселения русских на территории Кузбасса. Открытие полезных ископаемых.

Кузбасс на рубеже XIX-XX вв. Кузбасс в годы Гражданской войны. Установление
Советской власти на территории Кузбасса. Автономная индустриальная колония «Кузбасс».
Военная история Кузбасса. Кузбасс индустриальный.
Практические занятия: работа со справочной литературой, архивными документами и
атласом Кемеровской области. Нанесение маршрутов первых землепроходцев на контурную
карту. Посещение краеведческого музея.
Тема 4. Земляки
Жизнь и деятельность кузбассовцев, прославивших свой край: летчиков, космонавтов, государственных деятелей, ученых, педагогов, художников, писателей.
Изучение истории своего населенного пункта, района. Люди, в честь которых названы
улицы, учреждения и другие объекты населенного пункта. Люди, сохраняющие природу,
памятники истории и культуры. Знаменитые люди, ветераны войн и труда.
Практические занятия: встречи с писателями, поэтами, художниками, внесшими вклад в
развитие Кузбасса. Сбор информации об улицах, носящих имена знаменитых земляков; о
памятниках знаменитым землякам; об основателях населенного пункта.
Тема 5. Коренные народы Кузбасса, их традиции и обычаи
Быт, народные промыслы, традиции и обычаи шорцев, телеутов и др. Музеи, посвященные
культуре коренных народов Кемеровской области.
Практические занятия: проведение краеведческих викторин, игр на знание культуры
коренных народов Кемеровской области. Виртуальная экскурсия в музей «Археологии,
этнографии и экологии Сибири» КемГУ.
Тема 6. Природа моего края
Физико-географическое положение Кемеровской области. Рельеф. Формы рельефа.
Внутренние воды. Реки Кузбасса. Описание гидрологического объекта.
Практические занятия: работа с Атласом Кемеровской области. Описание реки Искитимка.
Составление краеведческих заданий.
Тема 7. Природное наследие
Экология. Эндемичные растения и животные Кемеровской области. Реликтовые растения
Кузбасса. Животные Кемеровской области. Голоса птиц и животных, следы их
жизнедеятельности. Красная книга Кемеровской области. Зеленая аптека Кузбасса.
Заповедники Кузбасса. Экологические тропы и их особенности. Методика описания
экологического объекта.
Памятники природы родного края. Природные материалы для изготовления поделок,
сувениров, картин и пр. Полезные ископаемые области.
Практические занятия: Выполнение краеведческих заданий. Изготовление и установка
кормушек для зимующих птиц. Изготовление и установка скворечников. Работа с Атласом
Кемеровской области. Разработка экологической тропы. Описание экологического объекта.
Работа со справочной литературой. Сбор лекарственных растений. Составление гербария
лекарственных растений Кемеровской области. Изготовление поделок, сувениров из природных
материалов, защита работ авторами. Подкормка птиц.
Формы организации занятий: круглый стол, беседа, лекция, игра, дискуссия, практическая
работа, конференция.
Основные виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуальная, творческая.

Тематическое планирование
№

Тема

1
2
3
4
5

Я кузбассовец.
Краеведение в Кемеровской области
История Кузбасса
Земляки
Коренные народы Кузбасса, их традиции
и обычаи
Природа моего края
Природное наследие

6
7

Итого за период обучения

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
2
2
3
2
1
6
4
2
8
6
2
4
2
2
3
7
35

2
2
20

1
5
15

Календарное тематическое планирование
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема

Я кузбассовец.
Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…».
Практическое занятие: «Составление родословной».
Мой любимый уголок.
Практическое занятие: «Сочинение-описание.».
Краеведение в Кемеровской области
Понятие «краеведение». Историческое краеведение.
Известные краеведы Кузбасса.
Практическое занятие: «Работа со справочной литературой».
История Кузбасса
Древнейшие поселения нашего края.
Практическое занятие: «Нанесение маршрутов первых землепроходцев на
контурную карту».
Открытие полезных ископаемых
Кузбасс в годы Гражданской войны.
Военная история Кузбасса.
Практическое занятие: «Посещение краеведческого музея».
Земляки
Летчики, космонавты, государственные деятели, прославившие свой край.
Ученые, педагоги, художники, писатели,прославившие свой край.
Практическое занятие: «Встреча с кузбассовцами, внесшими вклад в
развитие Кузбасса».
Изучение истории своего населенного пункта, района.
Люди, сохраняющие природу, памятники истории и культуры.
Люди, в честь которых названы улицы, учреждения и другие объекты
населенного пункта.
Знаменитые люди, ветераны войн и труда.
Практическое занятие: «Сбор информации об улицах, носящих имена
знаменитых земляков».
Коренные народы Кузбасса, их традиции и обычаи
Быт, народные промыслы, традиции и обычаи коренных народов.
Практическое занятие: «Краеведческая викторина на знание культуры
коренных народов».

Примерные
сроки

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35

Музеи, посвященные культуре коренных народов Кемеровской области.
Практическое занятие: «Виртуальная экскурсия в музей «Археологии,
этнографии и экологии Сибири» КемГУ».
Природа моего края
Физико-географическое положение Кемеровской области.
Внутренние воды Кузбасса.
Практическое занятие: «Работа с Атласом Кемеровской области».
Природное наследие
Эндемичные растения и животные Кемеровской области.
Практическое занятие: Составление гербария лекарственных растений
Кемеровской области.
Заповедники Кузбасса.
Практическое занятие: Описание экологического объекта.
Памятники природы родного края.
Практическое занятие: Выполнение краеведческих заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».