музыка 5-8

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка» 5-8 КЛАССЫ»
авторы: НауменкоТ.И., Алеев В.В.
(по 1 ч. в неделю, по 35 ч. в год)

Составитель
Учитель Загорская С.Н.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020
.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном,
заинтересованном отношении к музыке;
— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически
ценных произведений музыкального искусства;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкальнотворческой деятельности;
— инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
— формирование и приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной,
содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач и в реализации
коллективных творческих проектов.
В области метапредметных результатов:
— понимание роли музыкального искусства в становлении духовного мира человека, культурноисторическом развитии современного социума;
— развитие устойчивой потребности в общении с музыкальным искусством в собственной урочной
и внешкольной деятельности;
— осознание многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства;
— определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее
успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения
запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными
действиями;
— использование разных источников информации, стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных
явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных
художественно-творческих задач;
— творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности на основе
уважения к их художественным интересам;
— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение
красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
— формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей
духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой
культуры;
— развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к
явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
— формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса.
Содержание рабочей программы предмета
5 класс
Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в
главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух
крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое
построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее
воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет,
музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в
единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,
сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана
научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного
явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров –
инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний,
концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных
обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой
музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность
музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать.
Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства
воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной
культуры.
Тема года: «Музыка и другие виды искусства». Музыка рассказывает обо всём
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Введение в тему года «Музыка и
другие виды искусства» и особенности её постижения. Основы музыкальной грамотности:
терминология, ключевые понятия, элементарная нотная грамота (аккомпанемент, скрипичный
ключ, басовый ключ, нотная запись, динамические оттенки, такт, рефрен, кода, акцент, тремоло,
синкопа, унисон, соло, гармония, хроматизм, диссонанс, партитура, музыкальные жанры, оркестр,
концерт, симфония, соната, сюита, хорал, ария, ариозо, фуга, каватина, блюз, рэгтайм, квартет,
квинтет, трио, дуэт, речитатив, импровизация и т.д.). Как можно изучать музыку (разные пути
приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное, что второстепенное в музыке (на
примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью,
природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многиммногим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты
анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И.Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».
Древний союз
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Откуда берётся музыка? Передача
звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие
миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль
музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина.
Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор
объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с
точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный материал: Музыка К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь.
Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький
принц» (слушание). Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина,
«Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).

Литература А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой,
«Осень. Осыпается наш бедный сад...». Живопись А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи
«Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»;
Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г.
Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урокаконцерта «Природа в искусстве».
Часть первая. Музыка и литература. Слово и музыка
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных
образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных
текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной
речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку.
Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный
текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата,
оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.
Художественный материал: Музыка М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»;
Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П.
Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос»
(слушание). «Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная
песня (пение). Живопись Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И.
Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».
Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант»
(на выбор).
Песня
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных
образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое
значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях.
Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего
мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные
песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни
без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Художественный материал: Музыка В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается
Родина?»; русские народные песни «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний
звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14,
фрагмент (слушание). Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А.
Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение). Литература Ю. Нагибин, «Книга детства»,
фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент. Живопись И. Шишкин, «Среди долины
ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И.Левитан, «Вечерний звон».
Романс
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).
Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов,
запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание
и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих

чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль
фортепианного сопровождения в романсе.
Художественный материал: Музыка М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание,
пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание). Живопись И. Левитан.
«Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
Хоровая музыка
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).
Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир
музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш».
Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая
музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта
пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
Художественный материал: Музыка: русская народная песня «Есть на Волге утёс»; П.Чайковский,
«Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г.Свиридов, «Поёт зима» из
«Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы
согласно» (пение).
Живопись К.Юон, «Вид Троицкой лавры»; В.Суриков, «Посещение царевной женского монастыря»,
И.Билибин, «Преображённый Китеж».
Опера
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных
образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства.
Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое
оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из
чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
Художественный материал: Музыка М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н.
Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из
оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание). М. Глинка, финальный
хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С.Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал
из оперы «История Кая и Герды» (пение). Живопись А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б.
Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А.Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».
Балет
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).
Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет –
результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и
декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может
проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час
русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и
изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского.
Изобразительность балетной музыки.
Художественный материал: Музыка М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен,
Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П.
Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик». Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта»

(пение). Живопись С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица»,
«Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».
Музыка звучит в литературе
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется
музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской
ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие
музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный
памятник литературы – «Миф об Орфее».
Художественный материал: Музыка К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика»
(слушание). М.Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М.Преториус «Вечер» (пение).
Литература А.Пушкин, «Зимний вечер»; Н.Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И.
Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
Искусство исполнительской интерпретации в музыке
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф.
Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина.
Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание
своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство. Образы живописи в музыке
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные
звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный.
Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с
изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты.
Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики
произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями,
перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит,
оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный материал: Музыка. С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О.
Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два
еврея, богатый и бедный» (слушание). Г.Струве, «Весёлое эхо»; Е.Поплянова, «Как поёшь?»
(пение). Живопись И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских
Альпах»; К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть». Поэзия А. Пушкин,
«Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
Музыкальный портрет
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении
и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа.
Художественный материал: Музыка М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»;
«Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Г. Гладков, стихи Ю.Энтина, «Песня о
картинах» (пение). Живопись Н. Репин, «Протодьякон».
Пейзаж в музыке
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга.
Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении
пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся
представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые

особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые
дарит нам окружающий мир.
Художественный материал: Музыка П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский,
«Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М.Равель, «Игра воды»; К.Дебюсси,
«Облака» (слушание). В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»;
р.н.п. «Ты река ли моя» (пение). Живопись В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй
земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван
Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».
Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.
Музыкальная живопись сказок и былин
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль
изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные
эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности
богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных
произведениях.
Художественный материал: Музыка Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И.
Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на
курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин,
Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание). С.Никитин, стихи Ю.Мориц, «Сказка по лесу
идёт»; А.Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Живопись Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»;
Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец
и Соловей-разбойник».
Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением
музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила
творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и
творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными
темами.
Художественный материал: Музыка Ф. Торрес, «Danza Alta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с
оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение). Живопись Караваджо,
«Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный
бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан
и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В.
Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И.
Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида
искусства.
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее
воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.
Музыкальный материал Б.Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение
разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Темы проектов
Музыка и другие виды искусства

Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
6 класс
Тема года: «В чём сила музыки»
Раздел I: Тысяча миров музыки
Музыка – наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство- память человечества. Волшебная
сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка – огромная сила, способная преображать
окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Разнообразие музыкальных жанров и
направлений. Постановка главного вопроса учебного года – в чем сила музыки? Проблема средств
музыкальной выразительности и изобразительности.
Слушание музыки: Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», И Брамс.
Симфония №3, 3 часть. Фрагмент, М Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент, М. Мусоргский. Старый
замок, фрагменты симфонии №7 (2 часть), № 9 (4 часть), № 5 Л. Бетховена, Р Вагнер. Антракт к 3
действию. Из оперы «Лоэнгрин», К Дебюсси Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны».
Разучивание: М. Дунаевский, стихи Н.Олева. Цветные сны, Г.Струве, стихи К.Ибряева. Школьный
корабль, А. Рыбников, стихи И.Кохановского. Ты мне веришь? С.Сосин, стихи Я.Серпина. Победа!
А. Калныньш, стихи В.Пурвса, русский текст О. Улитиной. Музыка, Г.Струве. Стихи Н. Соловьёвой.
Спасём наш мир.
Композиторы родного края: С. Б. Толстокулаков «Рождество Твое»; Дмитрий Палкин «Живи в
едином ритме Кузбасс»; В. М. Пипекин «Грибная песенка», слушание сборника песен для детей
«Музыкальная семейка», сл. В. Семернина, «Воробей» сл. В. Семернина, «Все мы Родины дети» В.
Семернина, «Журавушка» сл. А. Шапиро, «Казачата» сл. В. Семернина, «Песенный край» сл. А.
Дорошенко, «Я самый, самый» сл. Л. Белогорцевой; Е. М. Лугов «Гимн Кузбасса».
Раздел II. Как создаётся музыкальное произведение
Единство музыкального произведения. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает
музыкальный ритм? Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия – «душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость». Два начала музыкальной гармонии. Эмоциональный
мир и красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура – способ изложения музыкального материала. Пространство музыкальной фактуры.
Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Музыкальная динамика. Громкость и тишина в
музыке. Тонкая палитра оттенков.
Слушание музыки: Р Вагнер. Антракт к 3 действию. Из оперы «Лоэнгрин», И Штраус. Сказки
Венского леса, Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, Полонез ля мажор, М. Равель «Болеро», Э.
Хачатурян «Танец с саблями», Л. Бетховен. Симфония №5. 1 часть, И.С. Бах Органная хоральная
прелюдия «Я взываю к тебе, Господи», Дж. Россини. Неаполитанская тарантелла, Г. Свиридов. Поёт
зима, Ф Шуберт. Серенада, В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада, Реквием. Лакримоза, П.И.
Чайковский. Паде де. Из балета «Щелкунчик», И.С. Бах Прелюдия до мажор, В.А. Моцарт.
Симфония №40. 1 часть, Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен», Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд
морских, из оперы «Садко», Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка», Первая песня
Леля; С Рахманинов. Сирень, весенние воды, Ж. Бизе. Утро в горах. Из оперы «Кармен», Н.
Римский-Корсаков. Тема Шехеразады, Полёт шмеля, Вокализ. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе
Салтане»; Л.Бетховен. Симфония №6 «Пасторальная»; К Дебюсси. Лунный свет; О Мессиан.
Пробуждение птиц
Разучивание: Я Дубравин, стихи В Суслова. Всюду музыка живёт; М Дунаевский, стихи Н.
Олева. Непогода; Г Струве, стихи А.Барто. Бьют тамтамы; М Славкин, стихи Э.Фарджен, перевод
М. Бородицкой. Новый год; Е.Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Три белых коня; Е Крылатов, стихи Ю.
Энтина. Прекрасное далёко; П. Чайковский, стихи В Лунина. Утренняя молитва; Г Струве, стихи И
Исаковой. Музыка; Ю. Тугаринов, стихи В Польчинскайте. Весёлая история; Во поле берёза стояла.
Русская народная песня, обработка Г Струве; Е Крылатов, стихи Ю.Энтина. До чего прогресс!
М.Славкин, стихи И.Пивоваровой. Скрипка.
Раздел III. Чудесная тайна музыки
Какой мир музыки мы открыли для себя? Чудесная тайна музыки, созданной по законам
красоты. В чем сила музыки?
Слушание музыки: К. Сен-Санс, Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных»; Р.
Джадзотто. Адажио Альбинони.

Разучивание: М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога Добра; Е Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем
добрыми друзьями
Темы проектов
«Тысяча миров» музыки
О чём рассказывает музыкальный ритм.
«Мелодия – душа музыки»
Красочность музыкальной гармонии.
Мир образов полифонической музыки.
В чём сила музыки.
7 класс
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
О единстве содержания и формы в художественном произведении
Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных
частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы
Слушание музыки: А Вивальди. Лето, 3 часть, из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром
«Времена года»
Песенный репертуар: Ю. Шевчук. Что такое осень.
Часть 1. Содержание в музыке
Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига,
борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс
Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент; Ш. Азнавур. Вечная любовь
Песенный репертуар: Ю. Мигуля. Быть человеком
В чём состоит сущность музыкального содержания
Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа.
Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в
себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней
Слушание музыки: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Р. Джадзотто. Адажио
Альбинони.
Песенный репертуар: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные
произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке. Воплощение содержания в
произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере
концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди).
Слушание музыки: А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром
«Времена года»; О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;
Песенный репертуар: Е. Подгайц. Осенний вокализ.
Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе,
изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский музыкальный живописец. Свойство программности — расширять и углублять музыкальное
содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере
стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного
цикла «Времена года» П. Чайковского).
Художественный материал: Поэзия: Н. Некрасов. Тройка (фрагмент).
Музыка: П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Песенный репертуар: Ю. Шевчук. Что такое осень.; Ю. Мигуля. Быть человеком
Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности
в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты
«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова). Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской музыке.
Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая
партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова
Слушание музыки:Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;
Песенный репертуар: А Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз

Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений.
Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы.
Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез
минор А. Скрябина (интерпретация В.Горовица). Обобщение пройденного материала.
Слушание музыки: А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.
Песенный репертуар: Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев
Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном
произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов. Воплощение
содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный
нищий» Э.Мурильо и «Триумф Цезаря» А.Мантенья). Связь между образами художественных
произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.
Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии сольдиез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова.
Слушание музыки: С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;
Песенный репертуар: А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг
Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального
образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Слушание музыки: Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;
Песенный репертуар: Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев; А. Зацепин,
стихи Л. Дербенёва. Есть только миг.
Эпические образы в музыке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы,
изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на
первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко».
Песенный репертуар: Г. Струве, стихи К.Ибряева. Вечное детство
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная,
инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры
различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по
обстоятельствам исполнения
Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления
(ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения
определенного содержания (на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф. Шопена).
Слушание музыки: Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;
Песенный репертуар: Ты, реченька моя, реченька. Русская народная песня, обработка А. Лядова
Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная. Песня наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки. Взаимодействие и
взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной
песенности в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии № 4 П.
Чайковского).
Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент; Во поле берёза стояла.
Русская народная песня.
Песенный репертуар: В. Берковский, С. Никитин, стихи М.Величанского. Под музыку Вивальди
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических
движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого
тела. Виды танцев. Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом
вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Состояние мечтательной грусти в вальсе си
минор Ф. Шопена.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди.
Марш. Из оперы «Аида» (слушание)
Песенный репертуар: В.Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка; В. Берковский, С.
Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.
Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш,
скорый марш. Марши для духового оркестра. Содержательность жанра марша. Общность и отличие
в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди.

Музыкальный материал: П.Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си
минор, соч. 69 № 2
Песенный репертуар: В.Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка; В. Берковский, С.
Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.
Часть 2. Форма в музыке. Что такое музыкальная форма
Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для
воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные
принципы музыкальной формы. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к
музыкальному произведению.
Слушание музыки: Р.Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;
Песенный репертуар: Е.Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания.
Основные музыкальные формы и их схемы. Понимание музыкальной формы в узком и широком
смысле. Единство содержания и формы — непременный закон искусства (на примере
стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его
художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и
Серенады Ф. Шуберта).
Художественный материал: Поэзия В. Брюсов. Сонет к форме.
Живопись, архитектура, декоративно – прикладное искусство: Собор Нотр-Дам в Париже;
Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра; Братья Лимбург. Крещение. Из
Роскошного часослова герцога Беррийского; Микеланджело. Мадонна Дони; О.У.Пьюджин.
Готический диван; Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.
Слушание музыки: В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза; Ф. Шуберт. Серенада.
Песенный репертуар: А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля
Санникова»
Виды музыкальных форм
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания.
Основные музыкальные формы и их схемы. Особенности претворения ладотональности в Увертюре
к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта («торжествующая жажда жизни). Выражение мотива
тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта.
Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание); Ф.
Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь» (слушание); А. Рыбников, стихи Р.
Тагора. Последняя поэма (слушание)
Разнообразие музыкальных образов. Музыкальная форма период, особенности ее строения.
Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на
примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена).
Слушание музыки: Ф.Шопен.
Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; С.Баневич. Пусть будет радость
в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды».
Песенный репертуар: Л. Дубравин, стихи М.Пляцковского. Снежинка
Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчивой
завершенности. Репризность как важная основа звуковой организации музыки.
Слушание музыки: И. Брамс. Венгерский танец №5. 1 часть.
Песенный репертуар: Л.Дубравин, стихи М.Пляцковского. Снежинка
Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли
импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более
крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Куплетнопесенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев — главные структурные единицы
вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности
производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние
душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.
Слушание музыки: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь
Песенный репертуар: В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!
Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма – тип композиционной
структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения
трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма. Реализация

музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»).
Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.
Слушание музыки: М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»
Песенный репертуар: А Гречанинов, стихи народные. Призыв весны
Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений
того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с
народной песенно-танцевальной музыкой. Художественные особенности формы рондо (на примере
стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо.
Сопоставление двух содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина.
Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и
«Джульетта» С. Прокофьева
Художественный материал: Поэзия В. Брюсов. Рондо. Музыка А.Бородин. Спящая княжна
(слушание, участие в исполнении); С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и
Джульетта» (слушание).
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича.
Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной войны. Особенности сложных
жанров: симфония. Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика
образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме
«Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности
в процессе музыкального формообразования).
Художественный материал: Поэзия А.Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде.
Музыка Д.Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». часть. Фрагмент «эпизод нашествия»
(слушание).
Песенный репертуар: В. Синявский, стихи В. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!
Музыкальная драматургия
Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете).
В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.
Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс — результат).
Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла
«Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Художественный материал: Живопись Школа П. дела Франческа. Вид идеального города;
А.Альдорфер. Битва Александра. Поэзия Т.Готье. Средневековье.
Музыка М.Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
(слушание).
Песенный репертуар: А. Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба
Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной
школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии. Порывы, мечты
и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон»
в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М.
Мусоргского и «Порыв» Р.Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной
драматургии (статика и динамика).
Слушание музыки: Р.Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»
Песенный репертуар: А. Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба
Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере,
балете. Драматургия музыкальных образов. Особенности оперной драматургии (развитие образов и
персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере
сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II действие) и в Сцене в лесу (IV действие).
Слушание музыки: М. Глинка. Мазурка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя».
Песенный репертуар: Г.Комраков, стихи В Рябцева. Вечный огонь
Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух
образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном
спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана
Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной
драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия». Композитор А. П. Бородин. Музыка

передает глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении.
Слушание музыки: А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции,
хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария
князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия.
Песенный репертуар: М Таривердиев, стихи Р Рождественского. Песня о далёкой Родине
Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония – жанр музыкального
искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр
инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным
мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки. Главные особенности симфонической
драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем). Строение
симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания
произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале
Симфонии № 41 В. А. Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической
форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения
Слушание музыки:М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент; В. А. Моцарт.
Симфония № 41 «Юпитер». IV часть.
Песенный репертуар: В. А. Моцарт, русский текст К.Алемасовой. Светлый день.; С. Соснин, стихи
Я. Серпина. Родина
Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов,
отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы
Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком
значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания
в музыке.
Темы проектов:
Магическая единственность музыкального произведения
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шахеразада»
Музыкальный образ
Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича
Содержание и форма в музыке.
8 класс
Тема года: «Традиция и современность в музыке»
Музыка «старая» и «новая». Введение в тему года «Традиция и современность в музыке».
Условность деления музыки на «старую» и «новую». Разучивание А.Островского «Песня остается
с человеком».
Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки.
С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Разучивание песни
Т.Хренникова «Московские окна».
Живая сила традиции. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская
классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный
стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 века: Скрябин,
Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Щедрин. Слушание музыки: М. Мусоргский,
монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие». Разучивание: Ю.Чичкова «Наша школьная
страна».
Сказочно-мифологические темы. Философское определение мифа как «формы целостного
массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных
образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней –
намек, добрым молодцам урок». Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского,
Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский.
Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденный
отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я.
Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова
«Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».
Мир человеческих чувств. Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные
произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической,

камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы
людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по
Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль
романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы
пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть,
Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня
Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П.
Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови
горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент;
Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера
Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли. Разучивание: романс «Я
тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит
свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о
друге»; К. Кельми «Замыкая круг».
В поисках истины и красоты. Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность
чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского
церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский
кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат
печаль и радость». Слушание: Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из
сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман
«Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра;
П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни
из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский
«Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из
цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»;
международный рождественский гимн «Святая ночь» (Silient Night); духовные песни иеромонаха
Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е.Крылатов, Ю.Энтин
«Колокола».
О современности в музыке. Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские
образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О.Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня.
Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века
(джазовая и эстрадная музыка). Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка.
Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке».
Итоговое тестирование. Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии
из балета «Спартак»; О.Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из
«Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт
Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке.
Ргеludio; Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного
фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к
трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония
судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для
механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной
эстрады по выбору школьников. Разучивание: Д.Герман «Привет, Долли!»; Дж.Леннон, П.
Маккартни «Вчера»; Б.Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни
И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня
Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва.
«Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия». Слушание
музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А.
Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева
Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке»

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Наименование разделов

и

тем

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
Музыка рассказывает обо всём
Древний союз
Часть первая. Музыка и литература
Слово и музыка
Песня
Романс
Хоровая музыка
Опера
Балет
Музыка звучит в литературе
Искусство исполнительской интерпретации
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
Образы живописи в музыке
Музыкальный портрет
Пейзаж в музыке
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».
Всего часов

Кол-о
ч

1
3
4
3
2
3
2
2
2
2
2
1
2
3
2
1
35

6 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Наименование разделов и тем

Тема года: «В чем сила музыки?»
«Музыка души»
Часть 1. «Тысяча миров» музыки
Часть 2. Как создаётся музыкальное произведение
Единство сторон музыкального произведения
Ритм
Мелодия
Гармония
Полифония
Фактура
Тембры
Динамика
Часть 3. Чудесная тайна музыки
По законам красоты
В чем сила музыки? (заключение)
Всего часов

Колво ч

1
8
1
6
3
4
2
2
3
2
2
1
35

7 класс
№

Наименование разделов и тем

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема года : «Содержание и форма в музыке»
О единстве содержания и формы в художественном произведении
Часть 1. Содержание в музыке
Музыку трудно объяснить словами
В чем состоит сущность музыкального содержания
Каким бывает музыкальное содержание
Музыкальный образ
О чем рассказывает музыкальный жанр
Часть 2.Форма в музыке
Что такое музыкальная форма
Виды музыкальных форм
Музыкальная драматургия
Всего часов

Кол-о ч

1
1
2
5
3
5
4
6
8
35

8 класс
№
п/п

Наименование разделов и

тем

Кол-во ч

1

Тема года: «Традиция и современность в музыке»
Музыка «старая» и «новая»

1

2
3
4

Настоящая музыка не бывает «старой»
Живая сила традиции
Сказочно-мифологические темы

1
1
6

5
6

Мир человеческих чувств
В поисках истины и красоты

10
6

7
8

О современности в музыке
Обобщающий урок по теме года
Всего часов:

9
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».