ОДНКНР 5 КЛ

Приложение к ООП НОО
СОГЛАСОВАНО:
на заседании метод.совета
Протокол №1 от 29.08. 2020

Утверждено:
директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
____________/Турнаев К.А..
Приказ № 175/3 от 29.08.2020 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Основы духовно – нравственной культуры народов России»
5 класс
(1 ч. в неделю, 35ч. в год)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Авторы учебника: М.Т.Студеникин

Составитель
Учитель Телегина С.В.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 01 от 29.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО –
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОСИИ»
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (35 ч)
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля
«Основы светской этики»
Предметные результаты:
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие
современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человек
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог сдругим людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; в. устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Основное содержание программы
Введение в предмет.
Народы России, их духовно-нравственная культура.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и
обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн.
Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета,
их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм
морали. Достоинство и благородство.
Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их
выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений
учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и
порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность.
Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания,
сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в
классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе,
школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение
действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности,
передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки.
Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и
помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари,
дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное
признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность,
скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм
современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность
человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии.
Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство
личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и
доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности.
Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных
ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим
путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта,
дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость:
насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего
общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой

жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со
сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность,
сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели
развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно
действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм
подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы
запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на
учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы.
Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила
разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм
права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено
обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Защита проектов.
Обобщение курса.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.
Тематическое планирование
№ п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока

Введение в предмет
Гражданин России
Порядочность
Совесть
Доверие и доверчивость
Милосердие и сострадание
Правда и ложь
Традиции воспитания
Честь и достоинство
Терпимость и терпение
Мужество
Равнодушие и жестокость
Самовоспитание
Учись учиться
Речевой этикет
Мои права и обязанности
Защита проектов
Обобщение курса

Кол-во ч

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Тема

Кол.
ч

Содержание
урока (уроков)

Виды учебной деятельности

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий духовнонравственная культура, этика,
этикет, светский, народ,
национальность, мораль,
нравственность. Фиксация
информации в различных
знаковых системах
Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий
родина, Россия, Российская
Федерация, государство,
гражданин, гражданство,
права, обязанности,
государственные символы.
Обучение алгоритмизации
деятельности. Извлечение
информации из различных
знаковых систем
Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий нормы морали,
тактичность, порядочность,
благородство, достоинство,
справедливость. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Моделирование поведения,
требующего проявления
тактичности, порядочности,
благородства, достоинства.

1

Введение в
предмет

1

Народы России, их
духовнонравственная
культура. Учебник
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России.
Основы светской
этики», его структура

23

Гражданин
России
Символы
России

2

Понятие Родины.
Российская
Федерация.
Важнейшие
положения
Конституции РФ.
Права и обязанности
граждан.
Государственное
устройство

45

Порядочность
Воспитанный человек

2

Понятия «этика»,
«мораль»
(нравственность).
Назначение этики, её
категории. Нормы
этика, их развитие и
совершенствование.
Порядочность:
честность,
надёжность,
соблюдение норм
морали. Достоинство
и благородство

Дата
проведения
Факт
План

67

Совесть
Эгоизм

2

Способность ученика
оценивать свои
поступки, осознавать
свои обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролировать себя.
Ответственность за
свои дела. Правила
взаимоотношений
учеников класса,
школы.

89

Доверие и
доверчивост
ь
Самодовери
е

2

Важнейшие качества
личности: порядочность, совесть,
доверие. Убеждённость в честности и
порядочности
товарища, вера в
искренность и
добросовестность его
поступков. Откровенность. Доверие и
доверчивость.
Самодоверие. Советы
в сложной жизненной
ситуации.

10
11

Милосердие
и
сострадание
Баготворительность в
России

2

Милосердие:
готовность помочь
родным и
посторонним людям,
проявление
сострадания,
сердечного участия.
Качества настоящего
друга и их проявление
в повседневных
отношениях.
Честность, доброта,
порядочность,
понимание,
бескорыстие,
справедливость.
Отношения в
классном коллективе.
Стремление прийти на
помощь людям.
Проявление
милосердия в классе,
школе.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий совесть, стыд,
сострадание, правдивость,
эгоизм, корысть. Освоение
навыков составления схем.
Моделирование поведения,
требующего проявления
вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам
самоконтроля.
Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий доверие,
самодоверие, доверчивость.
Обучение составлению
сложного плана и работе по
нему. Извлечение информации
из различных знаковых
систем. Развитие навыков
художественного чтения.
Развитие навыков работы в
парах. Моделирование
поведения, требующего
проявления доверия
Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий милосердие,
сострадание, бескорыстие,
человеколюбие. Освоение
навыков алгоритмизации
деятельности. Развитие
навыков поведения в ситуации
командного соперничества.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Осознанное формирование
групповых норм.
Моделирование поведения,
требующего проявления
милосердия и сострадания.

12
13

Правда и
ложь
Святая ложь

2

Правда – то, что
соответствует
действительности.
Ложь – намеренное
искажение
действительности.
Хитрость. Отличие
понятий «неправда» и
«ложь». Полуправда,
святая ложь

14
15

Традиции
воспитания
Воспитание
у разных
сословий

2

16
17

Честь и
достоинство

2

Воспитание
положительных
качеств личности.
Традиции, нормы
поведения, обычаи,
ценности,
передаваемые из
поколения в
поколение. Сословия:
дворяне, крестьяне,
купцы, мещане,
казаки. Общее и
отличие в воспитании
детей разных
сословий. Воспитание
в труде и вере,
уважение и помощь
родителям, старшим.
Выполнение традиций
предков.
Развитие
представлений о чести
и достоинстве людей
в разные эпохи:
средневековые
рыцари, дворяне.
Умение отвечать за
свои слова и дела.
Дворянский кодекс
чести. Общественное

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий правда, ложь,
полуправда, честность,
искренность, правдивость.
Освоение навыков работы в
группах. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Развитие
навыков художественного
чтения. Обучение анализу
различных высказываний по
одной теме. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления правдивости.
Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий традиция, поколение,
сословие. Освоение навыков
составления схем и планов.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Развитие навыков командной
деятельности. Обучение
составлению кроссвордов.
Моделирование ситуаций,
требующих соблюдения
обычаев и традиций.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий честь, достоинство,
доблесть, благородство,
патриотизм. Обучение
навыкам составления
сообщения, ведение беседы,
диспута, выступление с

Патриоты
России

\18 Терпимость
- и терпение
19 Толерантность

20
22

Мужество
Герои
России

2

2

признание человека,
его заслуг.
Достоинство
человека: доблесть,
искренность и
честность, скромность
и простота,
благородство души,
чистая совесть. Честь
и достоинство,
патриотизм
современного
молодого человека,
ученика.
Нормы морали.
Значение слов
терпимость
(толерантность) и
терпение.
Способность человека
уважительно
относится к людям
другой
национальности,
культуры, религии.
Способность
воспринимать другого
как равного себе.
Уникальность –
важнейшее свойство
личности. Качества
личности:
взаимоуважение и
взаимопонимание,
ответственность и
доброжелательность,
коммуникабельность
и терпимость.
Значение слова
«мужество».
Способность и
убеждение смело идти
навстречу опасности.
Стойкость в борьбе,
духовная крепость,
доблесть, храбрость,
отвага и смелость в
опасных ситуациях.
Проявление мужества
в мирное время.
Умение быть самим

сообщением. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления достойного,
благородного поведения.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий культура, религия,
терпимость, толерантность,
мигрант, индивидуальность,
национальность, бескорыстие,
гуманность, ксенофобия.
Освоение навыков работы с
карточками, заполнения
таблиц и схем. Освоение
навыков работы с анкетами.
Развитие навыков чтения по
ролям. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления терпимости и
коммуникабельности.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий «мужество»,
«отвага», «смелость»,
«дружба», «герой», «героизм».
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Освоение
навыков групповой

Герои
нашего
времени

23
24

Равнодушие
и
жестокость
Сквернословие

2

25
26

Самовоспитание
Самооценка

2

собой, идти своим
путём. Вечные
ценности и
добродетели: честь,
честность,
достоинство,
благородство,
доброта, дружба.
Тренировка мужества.
Героизм – высшее
проявление мужества.
Слово «равнодушие»
и его синонимы.
Умение прийти на
помощь
нуждающимся.
Жестокость: насилие
одной личности над
другой. Связь насилия
с отрицательными
явлениями нашего
общества. Проявление
жестокости по
отношению к
животным,
сверстникам. Цена
человеческой жизни,
её неповторимость,
умение беречь себя,
своих родных и
близких. Борьба со
сквернословием.
Уметь хотеть делать
добрые дела
Нормы
нравственности.
Обычаи и традиции,
законы и постановления. Дисциплинированность,сознательная
дисциплина.
Самовоспитание.
Воспитание воли.
Ближайшие и
отдалённые цели
развития личности.
Пути
самообразования.
Преодоление
трудностей,
самооценка.

деятельности. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления мужества, отваги,
смелости, дружелюбия,
героизма.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий «равнодушие»,
«жестокость», «жизненные
ценности», «нецензурные
слова», «философия».
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Освоение
навыков работы с карточками.
Освоение правил ведения
диспутов, споров, дискуссий.
Освоение навыков
самопрезентации (подготовки
и выступления с сообщением).

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий сознательная
дисциплина, самовоспитание,
самообразование, самооценка.
Развитие навыков выработки
групповых норм, работа в
группах. Освоение навыков
работы с карточками.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Моделирование
ситуаций самовоспитания

27
28

Учись
учиться
Коллективизм

2

29
30

Речевой
этикет
День
вежливости

2

31
33

Мои права и 2
обязанности.
Конституция
РФ

Учение и воспитание
как составные части
образования. Умение
применять знания,
правильно
действовать в
конкретной ситуации.
Нравственность и её
нормы. Приёмы
учения. Алгоритм
подготовки урока,
ответа у доски.
Сочетание труда
умственного и
физического. Приёмы
запоминания.
Тренировка памяти.
Распорядок дня
ученика. Культура
общения сверстников
на учебном занятии
Средства речи и
правила их
использования в
различных ситуациях.
Правила общения,
беседы. Умение
начать и поддержать
беседу. Особенности
речи русского языка.
Этикет речи. Правила
разговора по
телефону.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий «учение»,
«воспитание». Развитие
навыков групповых норм,
работы в группах. Развитие
навыков самопрезентации
(работы у доски).
Использование элементов
анализа причинно –
следственных связей. Развитие
навыков участия в игре.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления и
развития навыков учения и
самовоспитания.

Устав – основной
документ учебного
заведения. Права и
обязанности ученика.
Отражение норм
права и морали в
школьном Уставе.
Обязанность
посещения занятий в
школе. Что запрещено
учащимся.
Ответственность
ученика за свои
поступки. Работа
комиссии по делам

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятия «устав». Развитие
навыков составления простого
и сложного планов.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Составление собственных
текстов. Развитие навыков
работы в группах.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Развитие навыков

Актуализация и формализация
знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий «речевой этикет»,
«общение». Развитие навыков
художественного чтения.
Использование элементов
анализа причинно –
следственных связей.
Освоение навыков работы с
карточками. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Моделирование ситуаций,
развивающих культуру речи.

Устав
школы

3435

Защита
проектов

несовершеннолетних
и защите их прав

2

Обобщить и
систематизировать
знания учащихся по
основам светской
этики

самопрезентации (подготовка
и выступление с сообщением).
Моделирование ситуаций,
требующих осознанного
выполнения обязанностей,
осуществления и защиты прав
Проверка знаний и умений,
соответствующих
требованиям к освоению курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».