Приложение к ООП СОО СОГЛАСОВАНО: Утверждаю: директор МБОУ «Кузбасская СОШ» _____________К. А. Турнаев Приказ № 175/3 от 29.08.2020 на заседании метод. совета Протокол № 01 от 29.08.2020 Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Занимательная информатика» 9 кл. (1 ч. в неделю) Составитель программы: Феллер В.В. РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО естественно-математического цикла Протокол № 01 от 29.08.2020 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Содержание Правила техники безопасности. Введение. Инструктаж по правилам ТБ при работе с компьютерной техникой. История развития вычислительной техники. Значение ПК в современном обществе, для современного человека. Состояние уровня развития компьютерных технологий. Архитектура ПК. Основные и дополнительные устройства ввода вывода информации. Информация аналоговая и цифровая. Способы получения, обработки, хранения и передачи информации. Состав компьютерной системы. Основные устройства ПК и дополнительные (принтер, сканер, микрофон). Технические характеристики. Интерфейс Windows XP Настройка Windows XP Элементы основного экрана. Оформление Window s XP Настройка рабочей среды. Средства автоматизации Windows XP Работа с файлами и папками. Каталоги диска и панки Windows'95. Имена и расширения файлов. Навигация с помощью значка Мой компьютер. Навигация с помощью программы Проводник. Создание ярлыков. Основные операции с файлами и папками. Текстовый редактор Microsoft Word Окно программы. Форматирование абзацев. Форматирование таблиц. Размещение графики в документе. Электронная верстка текста. Вставка объектов (текстовые эффекты, редактор формул, диаграммы). Шаблоны (прграммы-мастера, формы, создание и заполнение оперативной формы, редактирование готового шаблона). Дополнительный раздел (создание и заполнение бланка при помощи вставки файла, газетный листок). Учащиеся должны знать: - инструменты графического редактора; - возможности графического редактора. Учащиеся должны уметь: - создавать рисунки в графическом редакторе; - редактировать графические объекты. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии Назначение и возможности программы Power Point. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов. Демонстрация слайд-фильма. Запись презентации на диск. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах, использование гиперссылок, скрытые слайды). Учащиеся должны знать: - назначение и возможности программы Power Point; - структуру окна программы; - назначение пунктов меню и команд на панели инструментов; - этапы и приемы создания презентации в Power Point. Учащиеся должны уметь: - располагать на слайде текст и графику; - использовать различные режимы отображения слайдов; - применять различное оформление слайдов; - удалять, перемещать и копировать слайды; - анимировать объекты на слайдах; - настраивать способ демонстрации презентации; - управлять демонстрацией вручную; - сохранять слайд-фильм на диске, считывать с диска; - связывать слайды между собой и с другими файлами при помощи системы гиперссылок. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности программы Power Point. Окно программы. Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск. Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта. Использование мастера презентаций при создании слайдов. Создание слайдов с использованием шаблонов. Использование гиперссылок в слайдах. Создание анимационных эффектов в слайдах. Разработка мультимедийной презентации. Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации. Учащиеся должны знать: - сущность понятия мультимедиа; - программные средства обработки мультимедийной информации; - правила создания мультимедийных презентаций в программе Power Point. Учащиеся должны уметь: - создавать мультимедийные презентации в программе Power Point Компьютерные вирусы и антивирусные программы Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Антивирусные программы. Методы защиты от компьютерных вирусов. Учащиеся должны знать: - понятие вируса; - виды компьютерных вирусов; - распространенные антивирусные программы; - методы защиты от компьютерных вирусов. Учащиеся должны уметь: - производить проверку дисков на наличие вирусов. Рисунки и фотографии Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, камеры. Использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Учащиеся должны знать: - работу сканера - способы преобразования изображения - основные программы для работы над изображениями Учащиеся должны уметь: - ввести изображения в компьютер; - работать со сканером - использовать примитивы и шаблоны. Звуки и видеоизображение Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Форматы видео и музыкальных файлов. Смена формата. Операции над музыкальными файлами в программе Sound Forge, правила пользования видеокамерой. Съемка. Оцифровка записи. Учащиеся должны знать: - форматы видео и музыкальных файлов; - правило пользования видеокамерой. Учащиеся должны уметь: - производить монтаж; - использовать простые анимационные графические объекты; -производить смену формата; - производить операции над музыкальными файлами; - делать съемку; - оцифровывать сюжет. Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции). Использование абсолютной адресации. Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты). Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word. Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы). Учащиеся должны знать: - назначение и возможности табличного процессора; - структуру окна приложения; - назначение команд горизонтального меню; - назначение инструментов; - основные операции над фрагментами и таблицами; - функции и операции, производимые над данными; - разницу между относительными и абсолютными ссылками в формулах; назначение и возможности “Мастера диаграмм”; - назначение и содержание отдельных элементов диаграммы; - порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм; - как поместить рабочую таблицу Excel в документ Word. Учащиеся должны уметь: - вводить текст, числа и формулы в таблицу; - редактировать данные; - выделять фрагменты в таблицы и выполнять основные операции над фрагментами; - изменять ширину столбца и высоту строки; - применять необходимые операции и функции при расчѐтах и обработке данных; - использовать абсолютные и относительные ссылки в формулах; - выполнять оформление таблицы (обрамление и заполнение); - строить диаграммы с использованием Мастера диаграмм; - редактировать построенную диаграмму (область построения диаграммы, область диаграммы, легенду, заголовок, метки данных, ряды данных); - подготовить документ к печати и печатать сформированный документ; - размещать в документе Word рабочую таблицу Excel. Программа Microsoft Publisher Создание и оформление публикации. Настройка параметров бюллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов. Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета. Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта. Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Создание гиперссылок. Инструменты программы. Сохранение. Учащиеся должны знать: - назначение Web-сайтов; - интерфейс программы; - инструменты программы. Учащиеся должны уметь: - делать буклет и публикацию; - пользоваться гиперссылками; - создавать Web-сайт и представлять его. Формы проведения: беседа, игра, практические занятия на компьютере, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, творческая работа. Календарно-тематическое планирование № дата 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10-11 12 13 14-15 16-17 18 19-20 21-22 23 24-25 26-27 28 29 30 31 32 33 34 Название темы, занятия Правила ТБ Операционная система Windows XP Объекты текстового документа и их параметры Включение в текстовый документ графических объектов Понятие мультимедиа-технологии, выбор дизайна презентации Использование анимации в презентации Создание презентации на выбранную тему Компьютерные вирусы и антивирусные программы Рисунки и фотографии, преобразования рисунков и фотографий Создание и редактирование рисунков Звуки и видеоизображение. Форматы видео и музыкальных файлов Операции над музыкальными файлами Правило пользования видеокамеры. Съемка. Монтаж Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel Ввод информации в ячейки Встроенные, математические функции Сортировка и поиск данных Построение диаграмм Построение графиков Локальные вычислительные сети Глобальные сети Программа Microsoft Publisher, интерфейс программы Вставка текста, объектов Публикации, буклет Гиперссылки Web-сайт