внеур.биология кузбасса 9 кл

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО

Утверждаю
директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Биология Кузбасса» 9 класс
(по 1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Составитель
Учитель Загорская С.Н.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Результаты освоения курса
Личностные
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения.
Осознание себя жителем планеты Земля, своей Родины, чувство ответственности за сохранение
её природы; осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании
участвовать в делах и событиях современной российской жизни и малой Родины – Кузбасса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться планировать деятельность.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной
литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация
(знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать, делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия.
Содержание курса «Биология Кузбасса»
Тема 1. Общие сведения о флоре Кемеровской области. (2 ч)
Общие сведения о флоре Кемеровской области. Понятие флоры. Объём флоры Кемеровской
области. Состав Споровых, Голосеменных и Покрытосеменных растений. Реликтыфлоры
Кузбасса: липа сибирская, бруннера сибирская, копытень европейский и др. Эндемики флоры
Кузбасса: кандык сибирский, кортуза алтайская, рапонтикум сафлоровидный (маралий корень)
и др. Космополиты: раска малая, орляк обакновенный, крапива двудомная.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение систематического состава флоры Кемеровской области».
Тема 2. Способы питания растений, произрастающих на территории Кузбасса. (1 ч)

Способы питания растений, произрастающих на территории Кемеровской области. Растениягетеротрофы. Настоящие (полные) паразиты: заразихи, повилики. Растения-сапротрофы:
подъельник
обыкновенный,
гнездовка
настоящая,
надбородник
безлистный,
ладьянтрёхнадрезанный. Растения-полупаразиты: погремки, очанки, марьянники, зубчатка
обыкновенная, мытники. Растения-хищники: пузырчатки, росянки. Симбионтное питание
растений.
Тема 3. Жизненные формы растений флоры Кузбасса. (2 ч)
Жизненные формы растений флоры Кузбасса. Понятие жизненной формы. Древесные растения:
деревья,
кустарники,
кустарнички.
Полудревесные
растения:
полукустарники,
полукустарнички.
Травянистые
растения:
однолетние,
двулетние,
многолетние.
Видоизменённые
органы
травянистых
растений.
Классификация
растений
по
продолжительности жизни листьев: летнезелёные, вечнозелёные, зимнезелёные.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Определение жизненных форм растений».
Тема 4. Экологические группы растений флоры Кузбасса.(2 ч)
Экологические группы растений флоры Кузбасса. Понятие экологической группы.
Экологические группы растений по отношению к свету: гелиофиты (светолюбивые растения),
сциофиты (тенелюбивые растения), сциогелиофиты (теневыносливые растения). Экологические
группы растений по отношению к влаге: гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты, мезофиты.
Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почвы: галитофиты,
гликофиты, литофиты, нитрофилы, олиготрофы, мезотрофы, эутрофы, кальцефилы,
кальцефобы, ацидофилы.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение экологических групп растений по отношению к свету».
Тема 5. Полезные дикорастущие растения Кузбасса.(2 ч)
Полезные дикорастущие растения Кузбасса. Растения как возобновляемые природные ресурсы.
Растительное сырьё. Ресурсные растения Кемеровской области. Пищевые растения.
Красильные растения. Растения – источники древесины. Смолоносные растения. Камеденосные
растения. Прядильные (текстильные, волокнистые) растения. Дубильные, жиромасличные,
лекарственные, декоративные, кормовые, злаковые, бобовые, осоковые растения. Разнотравье,
медоносные растения. Ядовитые растения флоры Кемеровской области.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение ресурсных растений Кузбасса».
Тема 6. Культурные растения Кемеровской области.(2 ч)
Общие сведения о культурных растениях. Продовольственные культуры: хлебные, крупяные,
зернобобовые, плодово-ягодные, овощные. Технические, кормовые, медоносные декоративные
культуры. Формирование культурной флоры.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Описание культурных растений».
Тема 7. Общие сведения о растительности Кузбасса.(2 ч)
Формирование растительности Кемеровской области. Изменение климата в процессе
эволюции Земли. Оледенение. Фитоценозы: естественные и искусственные. Закрытые и
открытые сообщества. Ярусность и мозаичность фитоценозов. Виды: доминирующие
(эдификаторы), сопутствующие.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Определение плотности древесных видов растений на пришкольном
участке».
Тема 8. Лесная растительность. (2 ч)
Общие сведения о лесах Кемеровской области. Хвойные леса: темнохвойные (пихтовые,
кедровые, еловые), светлохвойные (сосновые, лиственные). Тайга: равнинная, черневая и
нагорная. Лиственные леса: мелколиственные (берёзовые, осиновые) и широколиственные
(«Липовый остров»). Использование лесной растительности Кемеровской области человеком.
Леса по целевому назначению: защитные, эксплуатационные, резервные.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение лесного сообщества».
Тема 9. Степная растительность.(2 ч)

Общие сведения о степях Кемеровской области. Типы степей Кузбасса: ковыльно-типчаковые,
ковыльные, каменистые. Лесостепь.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Определение видов степных растений».
Тема 10. Луговая растительность. (2 ч)
Общие сведения о луговых фитоценозах. Луговые злаки, луговые бобовые, разнотравье.
Типы лугов и их распространение в Кемеровской области. Луга: суходольные, низинные,
пойменные, горные, субальпийские, альпийские. Значение лугов.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение лугового сообщества».
Тема 11. Болотная растительность.(2 ч)
Общие сведения о болотах и болотной растительности. Значение болот. Типы болот:
верховые, низинные, переходные. Болота Кемеровской области: Антибесское болото,
Шестаковское болото.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение мха сфагнума».
Тема 12. Тундровая растительность. (1 ч)
Общие сведения о тундре. Тундра Кемеровской области. Горная тундра. Тундровые
сообщества:
лишайниковые
тундры
(накипно-лишайниковые,
накипно-листоватолишайниковые, кустисто-лишайниковые), кустарничковые тундры (мохово-кустарниковые,
травянисто-кустарничковые), кустарниковые тундры.
Тема 13. Искусственные растительные сообщества Кузбасса и их значение. (2 ч)
Искусственные растительные сообщества. Сельскохозяйственные угодья Кемеровской
области: пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, залежные земли.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение многообразия растений пришкольного участка».
Тема 14. Охрана растений. Красная и Чёрная книги растений Кемеровской области.
(2 ч)
Антропогенная нагрузка на фитоценозы Кемеровской области. Красная книга растений
Кемеровской области. Категории редкости занесённых в Красную книгу растений: вероятно
исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения, сокращающиеся в численности, редкие,
неопределённые по статусу, восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Чёрная книга
растений Сибири. Инвазионные виды.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение биологии охраняемых видов растений Кузбасса».
Тема 15. ООПТ и ключевые ботанические территории Кузбасса.(5 ч)
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Кемеровской области: заповедники,
национальные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады и дендрологические
парки. Зелёная книга. Ключевые ботанические территории (КБТ) Кемеровской области.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа: «Изучение заказников Кузбасса».
Тема 16. Животные Кемеровской области. (6 ч)
Роль животных в природе. Среда обитания и условия существования животных. Животный мир
различных сред жизни в Кузбассе. Популяции животных. Зооценозы и типы межвидовых
отношений у животных. Охрана животного мира Кузбасса.
Основные виды учебной деятельности
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1.
Слушание объяснений учителя.
2.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3.
Работа с научно-популярной литературой.
4.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
5.
Написание рефератов и докладов по темам: «Реликтовые растения флоры Кузбасса»,
«Растения в моём доме», «Эфемероиды степей Кемеровской области»
6.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1.
Наблюдение за демонстрациями учителя.

2.
Анализ таблиц: «Тундровые сообщества», «Зооценозы и типы межвидовых отношений у
животных»
3.
Объяснение наблюдаемых явлений.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
1.
Работа с раздаточным материалом.
2.
Сбор и классификация коллекционного материала.
3.
Выполнение лабораторных работ.
4.
Создание памяток: по сбору дикорастущих лекарственных растений, о растениях,
которые следует избегать.
5.
Создание проектов: «Цветник на пришкольном участке», «Характеристика фитоценоза
вашей местности», «Изготовление наглядного пособия для кабинета биологии, отражающего
ярусное расположение растений степной зоны», «Памятники природы Кемеровской области»,
«Животные, занесённые в Красную книгу Кемеровской области».
Формы организации занятий: круглый стол, беседа, лекция, игра, дискуссия, лабораторная
работа, конференция.

Календарно-тематическое планирование
№ урока

1
2

3

4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19

Тема

Примерные
сроки

Тема 1. Общие сведения о флоре Кемеровской области. (2 ч)
Общие сведения о флоре Кемеровской области
Лабораторная работа: «Изучение систематического состава флоры
Кемеровской области»
Тема 2. Способы питания растений, произрастающих на территории
Кузбасса. (1 ч)
Способы питания растений, произрастающих на территории
Кузбасса.
Тема 3. Жизненные формы растений флоры Кузбасса. (2 ч)
Жизненные формы растений флоры Кузбасса.
Лабораторная работа: «Определение жизненных форм растений»
Тема 4. Экологические группы растений флоры Кузбасса.(2 ч)
Экологические группы растений флоры Кузбасса.
Лабораторная работа: «Изучение экологических групп растений
по отношению к свету».
Тема 5. Полезные дикорастущие растения Кузбасса.(2 ч)
Полезные дикорастущие растения Кузбасса.
Лабораторная работа: «Изучение ресурсных растений Кузбасса».
Тема 6. Культурные растения Кемеровской области.(2 ч)
Культурные растения Кемеровской области.
Лабораторная работа: «Описание культурных растений».
Тема 7. Общие сведения о растительности Кузбасса.(2 ч)
Общие сведения о растительности Кузбасса.
Лабораторная работа: «Определение плотности древесных видов
растений на пришкольном участке».
Тема 8. Лесная растительность. (2 ч)
Лесная растительность.
Лабораторная работа: «Изучение лесного сообщества».
Тема 9. Степная растительность.(2 ч)
Степная растительность.
Лабораторная работа: «Определение видов степных растений».
Тема 10. Луговая растительность. (2 ч)
Луговая растительность.
Лабораторная работа: «Изучение лугового сообщества».
Тема 11. Болотная растительность.(2 ч)

Болотная растительность.
Лабораторная работа: «Изучение мха сфагнума».
Тема 12. Тундровая растительность. (1 ч)
22
Тундровая растительность.
Тема 13. Искусственные растительные сообщества Кузбасса и их значение. (2 ч)
23
Искусственные растительные сообщества Кузбасса и их значение.
24
Лабораторная работа: «Изучение многообразия растений
пришкольного участка».
Тема 14. Охрана растений. Красная и Чёрная книги растений
Кемеровской области.(2ч)
25
Охрана растений. Красная и Чёрная книги растений Кемеровской
области.
26
Лабораторная работа: «Изучение биологии охраняемых видов
растений Кузбасса».
Тема 15. ООПТ и ключевые ботанические территории Кузбасса.(2 ч)
27
ООПТ и ключевые ботанические территории Кузбасса.
28
Лабораторная работа: «Изучение заказников Кузбасса».
Тема 16. Животные Кемеровской области. (6 ч)
29
Роль животных в природе.
30
Среда обитания и условия существования животных.
31
Животный мир различных сред жизни в Кузбассе.
32
Популяции животных.
33
Зооценозы и типы межвидовых отношений у животных.
34
Охрана животного мира Кузбасса.
20
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».