химия 8-9

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«Химия» 8-9 КЛАССЫ»
авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.
(8 кл. по 2 ч. в неделю, 70 ч. в год,
9 кл. по 2 ч. в неделю, 68 ч. в год)

Составитель
Учитель Загорская С.Н.

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим
языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы
многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве
мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия
веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их
превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием
лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф
Содержание программы 8 класс
Тема 1. Введение в химию (7 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и
сложных вещества
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в
жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о
философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в
становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические
формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет
массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и
большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как
справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его
химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его
формуле.
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование
и обращение с ним.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Тема 2. Атомы химических элементов (9 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.
Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения
атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий
«протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение
понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического
элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20
периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном
электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический
смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и
неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и
группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование
двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных
соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование
металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева.
Тема 3. Простые вещества (6 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний,
натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота,
серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких
простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.
Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых
веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем
газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль,
миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы
газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем
газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем
газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель
молярного объема газообразных веществ.
Тема 4. Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле
соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные
соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов:
вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений:
хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости
гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной
среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и
азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная,
молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических
решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ
молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых
веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с
использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2.
Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и
массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых
для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного
вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток
хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение
смесей.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с
изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические
явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка
веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия
протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции
горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов.
Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы
или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.
Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые
реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для
прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот.
Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до
конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов
реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения
- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции
замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции
обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества
по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или
продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если
известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление
массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая
доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых
веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б)
взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г)
растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной
кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных
кислот с металлами.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их
капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5.
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа
взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа № 4
Признаки химических реакций и их классификация.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей.
Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических
соединений (21 ч)
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм
диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных
представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция
нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для
характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами
и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств
оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и
диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической
диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций.
Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических
веществ

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об
окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость
электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной
кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9.
Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и
свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные
для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных
оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов
(например, для углекислого газа).
Практическая работа № 6
Свойства электролитов.
Практическая работа № 7
Экспериментальное решение задач по ТЭ.
Календарно-тематическое планирование
Химия 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
№
урока в
теме

1

Тема урока

Примерные
сроки

Виды учебной деятельности

Тема 1. Введение. Предмет химии. (7ч)
Определения понятий «атом», «молекула», «химический
Предмет химии.
элемент», «вещество», «простое вещество», «сложное
Вещества. Свойства
вещество», «свойства веществ». Описание и сравнение
веществ. Методы химии.

2

Практическая работа № 1
«Ознакомление с
лабораторным
оборудованием. Правила
ТБ.»

3

Превращение веществ.
Роль химии в нашей
жизни.

4

Практическая работа № 2.
«Наблюдение за горящей
свечой»

5

Периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева. Знаки
химических элементов.

6

Химические формулы.

7

Упражнения с
химическими формулами.

предметов изучения естественнонаучных дисциплин, в
том числе химии. Классификация веществ по составу
(простые и сложные). Характеристика основных методов
изучения естественнонаучных дисциплин. Различение
тела и вещества; химического элемента и простого
вещества. Описание форм существования химических
элементов; свойств веществ. Выполнение
непосредственных наблюдений и анализ свойств веществ
и явлений, происходящих с веществами, с соблюдением
правил техники безопасности. Оформление отчета,
включающего описание наблюдения, его результатов,
выводов. Использование физического моделирования
Определения понятий «химические явления»,
«физические явления». Объяснение сущности химических
явлений и их принципиального отличия от физических
явлений. Характеристика роли химии в жизни человека;
роли основоположников отечественной химии.
Составление сложного плана текста. Получение
химической информации из различных источников
Определения понятий «химический знак, или символ»,
«коэффициенты», «индексы». Описание табличной формы
Периодической системы химических элементов Д.И.
Менделеева. Описание положения элемента в таблице
Д.И. Менделеева. Использование знакового
моделирования
Определения понятий «химическая формула»,
«относительная атомная масса», «относительная
молекулярная масса», «массовая доля элемента».
Вычисление относительной молекулярной массы вещества
и массовой доли химического элемента в соединениях

Тема 2. Атомы химических элементов. (10ч)

1

Основные сведения о
строении атомов.

2

Изменение числа
протонов и нейтронов в
ядре атома.

3

Изотопы

4

Строение электронных
оболочек атомов.

5

Понятие об электронных
орбиталях.

6

Ионная связь

7

Ковалентная связь.
Структурные формулы.

8

Разновидности
ковалентной связи.

9

Металлическая связь.
Типы кристаллических
решёток.

10

Обобщение по теме.

Тема 3. Простые вещества. (7 ч)
1
Простые вещества –
металлы.
2
3

Простые вещества –
неметаллы. Аллотропия.
Количество вещества.
Молярная масса вещества.

4

Упражнения с
применением понятий n и
М.

5

Молярный объём газов.

6

Обобщение и
систематизация знаний по
теме «Простые вещества».

7

Контрольный урок по
теме «Простые вещества».

Определения понятий «протон», «нейтрон», «электрон»,
«химический элемент», «массовое число», «изотоп».
Описание состава атомов элементов №1—20 в таблице
Д.И. Менделеева. Получение химической информации из
различных источников. Определения понятий
«электронный слой», «энергетический уровень».
Составление схем распределения электронов по
электронным слоям в электронной оболочке атомов
Определения понятий «элементы-металлы», «элементынеметаллы». Объяснение закономерности изменения
свойств химических элементов в периодах и группах
(главных подгруппах) периодической системы с точки
зрения теории строения атома. Выполнение неполного
однолинейного, неполного комплексного сравнения,
полного однолинейного сравнения свойств атомов
химических элементов, находящихся в одном периоде или
главной подгруппе Периодической системы. Составление
характеристики химических элементов по их положению в
Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Составление тезисов текста
Определения понятий «ионная связь», «ионы»,
«ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная
связь», «электроотрицательность», «валентность»,
«металлическая связь». Использование знакового
моделирования. Определение типа химической связи по
формуле вещества. Составление схем образования
химической связи. Приведение примеров веществ с
различными типами связи. Установление причинноследственных связей: состав вещества— тип химической
связи. Составление формулы бинарных соединений по
валентности и нахождение валентности элементов по
формуле бинарного соединения. Представление
информации по теме «Химическая связь» в виде таблиц,
схем, опорного конспекта, в том числе с применением
средств ИКТ
Определения понятий «металлы», «пластичность»,
«теплопроводность», «электропроводность». Описание
положения элементов-металлов в Периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева. Классификация
простых веществ на металлы и неметаллы.
Характеристика общих физических свойств металлов.
Установление причинно-следственных связей между
строением атома и химической связью в простых
веществах-металлах. Самостоятельное изучение свойств
металлов при соблюдении правил техники безопасности,
оформление отчета, включающего описание наблюдения,
его результатов, выводов. Получение химической
информации из различных источников
Определения понятий «неметаллы», «аллотропия»,
«аллотропные видоизменения, или модификации».
Описание положения элементов-неметаллов в
Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Объяснение многообразия простых веществ
таким фактором, как аллотропия. Выполнение сравнения
по аналогии. Определения понятий «количество
вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная
масса». Решение задач. Определения понятий «молярный
объем газов», «нормальные условия». Составление
конспекта текста. Получение химической информации из
различных источников. Представление информации по
теме «Простые вещества» в виде таблиц, схем, опорного
конспекта, в том числе с применением средств ИКТ

Тема 4. Соединения химических элементов. (13ч)

1

Степень окисления.

2

Бинарные соединения.

3

Основания.

4

Кислоты.

5

Соли.

6

Упражнения в
классификации и
номенклатуре сложных
веществ.

7

Вещества молекулярного
и немолекулярного
строения.

8

Чистые вещества и смеси.
Природные смеси.

9

Практическая работа № 3.
«Анализ почвы и воды».

10

Массовая доля
компонентов смеси.

11

Практическая работа № 4.
«Приготовление
раствора».

12

Задачи и упражнения с
применением понятий
массовая и объёмная
доля.

13

Контрольный урок по
теме.

Определения
понятий
«степень
окисления»,
«валентность»,
«оксиды»
«основания»,
«щелочи»,
«качественная
реакция»,
«индикатор»
«кислоты»,
«кислородсодержащие
кислоты»,
«бескислородные
кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда»,
«нейтральная среда», «шкала pH» «соли». Сравнение
валентности и степени окисления. Определение
валентности и степени окисления элементов. Описание
свойств отдельных представителей классов. Составление
формул и названий. Проведение наблюдений свойств
веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением
правил техники безопасности; оформление отчета с
описанием эксперимента, его результатов и выводов
Использование таблицы растворимости для определения
растворимости. Установление генетической связи.
Исследование среды раствора с помощью индикаторов.
Классификация сложных неорганических веществ
по
составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания,
кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по
основности и содержанию кислорода, с использованием
различных
форм
представления
классификации.
Осуществление индуктивного и дедуктивного обобщения.
Получение химической информации из различных
источников. Представление информации по теме
«Основные классы неорганических соединений» в виде
таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.
Определения
понятий
«аморфные
вещества»,
«кристаллические вещества», «кристаллическая решетка»,
«ионная
кристаллическая
решетка»,
«атомная
кристаллическая
решетка»,
«молекулярная
кристаллическая
решетка»,
«металлическая
кристаллическая решетка».
Установление причинно-следственных связей между
строением атома, химической связью и типом
кристаллической решетки химических соединений.
Характеристика
атомных,
молекулярных,
ионных
металлических кристаллических решеток; среды раствора
с помощью шкалы pH. Приведение примеров веществ с
разными типами кристаллической решетки. Определения
понятий «смеси», «массовая доля растворенного
вещества», «объемная доля вещества в смеси». Решение
задач с использованием понятий «массовая доля элемента
в веществе», «массовая доля растворенного вещества»,
«объемная доля газообразного вещества»

1

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами.(11ч)
Определения понятий «дистилляция, или перегонка»,
Физические явления.

2

Химические реакции.

3

Практическая работа № 5.
«Признаки химических
реакций».

4

Закон сохранения массы
веществ. Химические
уравнения.

5

Реакции разложения.

6

Реакции соединения.

«кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование»,
«возгонка, или сублимация», «отстаивание»,
«центрифугирование». «химическая реакция», «реакции
горения», «экзотермические реакции», «эндотермические
реакции» «химическое уравнение». «реакции
соединения», «катализаторы», «ферменты». «реакции
соединения», «реакции разложения», «обратимые
реакции», «необратимые реакции», «каталитические
реакции», «некаталитические реакции». «реакции
замещения», «ряд активности металлов». «реакции
обмена», «реакции нейтрализации». Установление
причинно-следственных связей между физическими
свойствами веществ и способом разделения смесей
Наблюдение и описание признаков и условий течения
химических реакций, выводы на основании анализа
наблюдений за экспериментом Объяснение закона

7

Реакции замещения.

8

Реакции обмена. Реакции
нейтрализации.

9

Расчеты по химическим
уравнениям.

10

Обобщение и
систематизация знаний по
теме.

11

Контрольный урок по
теме.

1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12
13
14

15

16
17

сохранения массы веществ с точки зрения атомномолекулярного учения. Составление уравнений
химических реакций на основе закона сохранения массы
веществ. Классификация химических реакций.
Выполнение расчетов по химическим уравнениям на
нахождение количества, массы или объема продукта
реакции по количеству, массе или объему исходного
вещества; с использованием понятия «доля», когда
исходное вещество дано в виде раствора с заданной
массовой долей растворенного вещества или содержит
определенную долю примесей. Наблюдение и описание
признаков и условий течения химических реакций,
выводы на основании анализа наблюдений за
экспериментом. Составление на основе текста схемы, в
том числе с применением средств ИКТ Использование
знакового моделирования. Получение химической
информации из различных источников. Представление
информации по теме «Изменения, происходящие с
веществами» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в
том числе с применением средств ИКТ

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.(21ч)
Определения понятий «раствор», «гидрат»,
Растворение – как физико
«кристаллогидрат», «насыщенный раствор»,
– химический процесс.
«ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор»,
Растворимость. Типы
«растворимость». «степень диссоциации», «сильные
растворов.
электролиты», «слабые электролиты», «катионы»,
Электролиты и не
«анионы», «кислоты», «основания», «соли». «ионные
электролиты.
реакции». «основания», «несолеобразующие оксиды»,
«солеобразующие оксиды», «основные оксиды»,
Электролитическая
«кислотные оксиды». «средние соли», «кислые соли»,
диссоциация. Степень
«основные соли», «генетический ряд»,«окислительнодиссоциации.
восстановительные реакции», «окислитель»,
Теория электролити«восстановитель», «окисление», «восстановление».
ческой диссоциации
Определение растворимости веществ с использованием
Ионные уравнения
кривых растворимости. Составление уравнений
электролитической диссоциации кислот, оснований и
реакции.
солей. Иллюстрация примерами основных положений
Условия протекания
теории электролитической диссоциации; генетической
ионных реакций до конца.
взаимосвязи между веществами (простое вещество—
Практическая работа № 6.
оксид— гидроксид— соль). Составление молекулярных,
«Свойства кислот, основаполных и сокращенных ионных уравнений реакций с
ний, оксидов и солей»
участием электролитов. Проведение опытов,
подтверждающих химические свойства веществ, с
Кислоты, классификация
соблюдением правил техники безопасности.
и свойства.
Иллюстрировать: а) примерами основные положения
Основания, классификатеории электролитической диссоциации; б) генетическую
ция и свойства
взаимосвязь между веществами (простое вещество —
Оксиды, классификация и
оксид — гидроксид — соль). Составление уравнений
свойства.
реакций, соответствующих последовательности
Соли, классификация и
(«цепочке») превращений неорганических веществ
различных классов. Получение химической информации
свойства.
из различных источников. Представление информации по
Генетические ряды
теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов
металлов и неметаллов.
электролитов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в
Генетическая связь между
том числе с применением средств ИКТ Определение
классами неорганических
окислителя и восстановителя, окисления и
соединений.
восстановления. Использование знакового моделирования
Составление уравнений окислительно-восстановительных
Практическая работа № 7.
реакций, используя метод электронного баланса.
«Решение эксперементальных задач»
Окислительно – восстановительные реакции
Уравнения окислительно

– восстановительных
реакций.
18
Обобщение и
систематизация знаний по
темам ТЭД и ОВР.
19
Контрольный урок по
теме
20-21 Повторение основных тем
за курс 8 класса.
Итого: 70 ч
Содержание программы 9 класс
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева.
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и
окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 1. Металлы (15 ч)
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая
решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические
свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду
напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и
значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных
металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и
применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов,
Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных
металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их
свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения
алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.
Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические
ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и
народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия,
лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие
металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2.
Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4.
Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа.
5. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.
Тема 2 Практикум Свойства металлов и их соединений (3 ч.)
Практическая работа№1 Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов
Практическая работа №3 решение экспериментальных задач
Тема 3. Неметаллы (23 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения
атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое
строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.
Относительность понятия «металл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения
галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и
их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и
VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном
хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в
сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.
Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные
удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II)
и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и
жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния
(IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой
природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами,
водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших
для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики,
цемента.
Лабораторные опыты.
6. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 7. Распознавание солей аммония.
8. Ознакомление с природными силикатами. 9. Ознакомление с продукцией силикатной
промышленности. 10. Получение углекислого газа и его распознавание.
Тема 4. Практикум № 2.
«Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» (3 ч)
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме Подгруппа кислорода
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме Подгруппа азота и
углерода. Практическая работа № 6 Получение, собирание и распознавание газов
Тема 5. Органические соединения (11 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины
многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М.
Бутлерова.
Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного
скелета. Химические свойства алканов: реакция горения,замещения, разложения и изомеризации.
Применение метана.
Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле
этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода,
воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и
двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции
полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе
свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в
поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного
альдегида.
Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере
уксусной кислоты. Ее свойства и применение.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и
жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации.
Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая
роль.
Демонстрации.
Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и
раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусноэтилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах
аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором
оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.
Лабораторные опыты.
11. Изготовление моделей молекул углеводородов. 12. Свойства глицерина. 13.Взаимодействие
глюкозы с гидроксидом меди (II). 14.Взаимодействие крахмала с йодом.
Тема 6 Обобщение знаний за курс основной школы (7 ч.)
Периодическая система и периодический закон Д.И. Менделеева.
Типы химических связей и кристаллических решеток.
Классификация химических реакций.
Основные классы неорганических веществ
Календарно-тематическое планирование
Химия 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
№
урока в
теме

1

Тема урока

Примерные
сроки

Виды учебной деятельности

Тема 1. Повторение курса 8 класса и введение в курс 9 класса. (8ч.)
Характеристика химических элементов 1—3-го периодов по
Характеристика
их положению в Периодической системе химических
химического элемента –
элементов Д. И. Менделеева; химических свойств
металла.

2

Характеристика
химического элемента –
неметалла.

3

Понятие об амфотерных
оксидах и гидроксидах.

4

Периодический закон и
система химических
элементов в свете учения
о строении атомов.

5

Химическая организация
природы.

6

Химические реакции.

7

Скорость химической
реакции.

8

Катализаторы и катализ.

амфотерных оксидов и гидроксидов. Составление
молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений
реакций Определение понятия «амфотерные соединения»,
«химическая реакция», «реакции соединения», «реакции
разложения», «реакции обмена», «реакции замещения»,
«реакции нейтрализации», «экзотермические реакции»,
«эндотермические реакции», «обратимые реакции»,
«необратимые реакции», «окислительно-восстановительные
реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции»,
«каталитические реакции», «некаталитические реакции»,
«тепловой эффект химической реакции», «скорость
химической реакции», «катализатор». Наблюдение и
описание реакций между веществами. Проведение опытов,
подтверждающих химические свойства амфотерных
оксидов и гидроксидов. Создание моделей с выделением
существенных характеристик объекта и представлением их
в пространственно-графической или знаковосимволической форме. Характеристика химических реакций
по различным признакам. Составление молекулярных,
полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
Определение окислителя и восстановителя, окисления и
восстановления. Представление информации по теме
«Классификация химических реакций» в виде таблиц, схем,
опорного конспекта, в том числе с применением средств
ИКТ. Объяснение с приведением примеров влияния
некоторых факторов на скорость химических реакций.

Тема 2. Металлы. (16ч)
1

Положение металлов в
Периодической системе,
особенности строения их

Определения понятий «металлы», «ряд активности
металлов», «коррозия», «химическая коррозия»,
«электрохимическая коррозия», «щелочные металлы».

2
3
4
5

6
7

8
9

10
11
12

13
14

15
16

атомов.
Химические свойства
металлов.
Общие способы
получения металлов.
Общие понятия о
коррозии металлов.
Общая характеристика
элементов главной
подгруппы I группы.
Соединения щелочных
металлов.
Общая характеристика
элементов главной
подгруппы II группы.
Соединения щелочноземельных металлов.
Алюминий и его физические и химические
свойства
Соединения алюминия.
Железо, его физические и
химические свойства
Практическая работа № 1.
Экспериментальные
задачи по получению
металлов.
Генетические ряды Fe2+ и
Fe3+.
Практическая работа № 2.
Экспериментальные
задачи по распознаванию
металлов.
Обобщение по теме
«Металлы».
Контрольный урок по
теме «Металлы».

«щелочноземельные металлы». Составление
характеристики химических элементов-металлов по их
положению в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Характеристика строения и
общих физических свойств простых веществ-металлов.
Объяснение зависимости свойств химических элементовметаллов от положения в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева. Установление
причинно-следственных связей между строением атома,
химической связью, типом кристаллической решетки
металлов и их соединений, их общими физическими
свойствами Составление молекулярных уравнений реакций,
характеризующих химические свойства металлов и их
соединений: электронных уравнений процессов окислениявосстановления; уравнений электролитической
диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных
ионных уравнений реакций с участием электролитов.
Наблюдение и описание химического эксперимента.
Представление информации в виде таблиц, схем, опорного
конспекта, в том числе с применением средств ИКТ
Составление молекулярных уравнений реакций и
электронных уравнений процессов окисления
восстановления, характеризующих способы получения
металлов. Характеристика способов защиты металлов от
коррозии. Представление информации по теме «Металлы» в
виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.

Тема 3. Неметаллы. (28ч)
1
2
3
4
5
6
7

8
9

Общая характеристика
неметаллов.
Общие химические
свойства неметаллов.
Особенности элемента и
вещества – водорода.
Вода. Вода в жизни
человека.
Общая характеристика
галогенов.
Соединения галогенов.
Практическая работа №
3.Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа галогенов».
Подгруппа кислорода.
Сера, её физические и

Определения понятий «неметаллы», «галогены»,
«аллотропные видоизменения», «временная жесткость
воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость
воды». Характеристика химических элементов-неметаллов:
строение, физические свойства неметаллов. Составление
названий соединений неметаллов по формуле и их формул
по названию. Объяснение зависимости свойств химических
элементов-неметаллов от положения в Периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Установление причинно-следственных связей между
строением атома, химической связью, типом
кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их
физическими свойствами. В диалоге с учителем выработка
критериев оценки и определение степени успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев, совершенствование критериев
оценки и их использование в ходе оценки и самооценки
Составление молекулярных уравнений реакций,
характеризующих химические свойства неметаллов и их

10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20

21
22
23

24
25
26
27
28

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

соединений, электронных уравнений процессов окисленияхимические свойства.
восстановления. Выполнение расчетов по химическим
Оксиды серы.
формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием
Серная кислота. Соли
неметаллов и их соединений Наблюдение и описание
серной кислоты.
химического эксперимента
Свойства концентрироВычисления по химическим формулам и уравнениям
ванной серной кислоты.
реакций, протекающих с участием неметаллов и их
соединений. Представление информации по теме
Практическая работа № 4.
«Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в
Экспериментальные
том числе с применением средств ИКТ. Отстаивание своей
задачи по теме
точки зрения, ее аргументация и подтверждение фактами.
«Подгруппа кислорода».
Составление реферата по определенной форме
Подгруппа азота. Азот и
его свойства.
Аммиак и его свойства.
Соли аммония.
Азотная кислота и её
свойства.
Соли азотистой и азотной
кислот.
Фосфор. Соединения
фосфора.
Подгруппа углерода.
Углерод, его аллотропия,
химические свойства.
Оксиды углерода.
Карбонаты.
Практическая работа № 5.
Получение и собирание
газов.
Кремний.
Соединения кремния.
Силикатная
промышленность
Обобщение по теме
«Неметаллы».
Контрольный урок по
теме «Неметаллы».
Теме 4. Органические вещества. (10ч)
Определения понятий «алканы», «алкены», «спирты»,
Предмет органической
«карбоновые кислоты», «сложные эфиры»,
химии. Строение атома
«аминокислоты», «белки», «углеводы». Составление
углерода.
названий соединений органических веществ по формуле и
Алканы. Химические
их формул по названию. Установление причинносвойства и применение.
следственных связей между строением вещества и
Алкены. Химические
химическими свойствами.
свойства этилена.
Понятие о спиртах.
Важнейшие карбоновые
кислоты.
Понятие о сложных
эфирах. Жиры.
Понятие об
аминокислотах.
Реакции поликонденсации
аминокислот. Белки.
Углеводы.
Химия и здоровье.

Лекарственные
препараты.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (6ч)
Представление информации по темам: «Периодический
Периодическая система и
закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете
1
Периодический закон
теории строения атома», «Классификация и свойства
Д.И.Менделеева в свете
неорганических веществ», «Генетические ряды металла,
учения о строении атома.
неметалла и переходного металла» в виде таблиц, схем,
2
Генетические ряды
опорного конспекта, в том числе с применением средств
металлов и неметаллов.
ИКТ. Выполнение тестовых заданий по теме
3-4
Классификация и
свойства основных
классов соединений.
5
Химическое загрязнение
окружающей среды и его
последствия.
6
Бытовая химическая
грамотность.
Итого: 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».