информатика 5-6

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
на заседании метод.совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Утверждаю директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

Рабочая программа
учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
5-6 КЛАСС
(по 1 ч. в неделю, 35 ч. в год)

Составитель
учитель информатики
В.В.Феллер

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математического цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократи-ческих
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-

щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3)

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню раз-

вития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4)

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопони-мания;
5)

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в груп-

пах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на ос-

нове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь
ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил инди-

видуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожа-ющих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1)

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-

ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель-ных
задач;
3)

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять кон-

троль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможно-

сти ее решения;
5)

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифи-

цировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;
8)
9)

смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учите-

лем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-

ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познава-

тельной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В результате освоения курса информатики учащиеся получат представление:


о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со

средствами информационных и коммуникационных технологий.





об определении количества информации
о видах и свойствах информационных моделей реальных объектов и процессов, методах и

средствах компьютерной реализации информационных моделей;

 о назначении и области использования основных технических средств информационных и
коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

 о способах кодирования текстовой, графической и звуковой информации;

 о представление числовой информации с помощью систем счисления;

 о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей;

 о нормах информационной этики и права, информационной безопасности, принципах
обеспечения информационной безопасности;

 о способах и средствах обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
Учащиеся будут уметь:


выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при

работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

 строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого
типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

 проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
 выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне
квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его
периферийным оборудованием;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;


оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях

информационных и коммуникационных технологий; соблюдать права интеллектуальной
собственности на информацию;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для поиска и отбора информации.

Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел

Содержание
Информация и информационные процессы
Информация вокруг нас
Понятие информации. Как человек получает информацию.
Виды информации по форме представления. Действия с информацией.
Хранение информации
Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Носитель информации. Файлы и папки. Имя
файла и расширение.
Передача информации

Кодирование информации
Обработка информации

Компьютерный практикум «Создаем и сохраняем файлы»
Схема передачи информации: источник информации, информационный канал, приемник информации. Электронная почта.
Компьютерный практикум «Работаем с электронной почтой»
В мире кодов. Код. Кодирование. Способы кодирования информации: графический, числовой, символьный. Метод координат.
Прямоугольная система координат. Координаты точки.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Входная и выходная информация. Форма исходных данных. Систематизация информации. Сортировка. Поиск информации. Изменение формы представления информации.

Компьютерные практикумы: «Создаем списки», «Ищем информацию в сети Интернет»
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Компьютер – универсаль- Что умеет компьютер. Универсальный объект. Информатика как
ная машина для работы с
наука. Данные. Программы. Как устроен компьютер: системный
информацией
блок, клавиатура, монитор, мышь, дополнительные устройства.
Устройство системного блока: процессор, устройство оперативной памяти, жёсткий диск, блок питания. Техника безопасности
и организация рабочего места.
Ввод информации в память Устройства ввода информации. Клавиатура и основные клакомпьютера
виши. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Управление компьютером

Текстовая информация

Компьютерный практикум «Вспоминаем клавиатуру»
Программы и документы. Программное обеспечение. Операционная система. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню.
Компьютерный практикум «Вспоминаем приемы управления
компьютером»
Обработка текстовой информации
Понятие текста. Текст как форма представления информации.
Текстовые документы. Гипертекст. Символ. Слово. Строка. Абзац. Фрагмент. Компьютер – основной инструмент подготовки
текстов. Текстовый процессор. Ввод текста. Редактирование

текста. Использование клавиш. Буфер. Форматирование текста.
Шрифт. Принтер.

Представление информации в форме таблиц

Компьютерные практикумы: «Вводим текст», «Редактируем
текст», «Работаем с фрагментами текста», «Форматируем текст»
Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации

Компьютерный практикум «Создаем простые таблицы»
Информационные модели
Схемы. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы:
линейная, столбчатая.

Компьютерная графика

Обработка информации

Компьютерный практикум «Строим диаграммы»
Обработка графической информации
Понятие компьютерной графики. Графический редактор Paint:
рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, исправление ошибок. Устройства ввода графической информации. Сканер. Графический планшет.
Компьютерные практикумы: «Изучаем инструменты графического редактора», «Работаем с графическими фрагментами»,
«Планируем работу в графическом редакторе».
Алгоритмика
Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Компьютерный практикум: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Создание движущихся изображений.
Компьютерные практикумы: «Создаем анимацию», «Создаем
слайд-шоу»

Обобщение и систематизация пройденного материла

Повторение изученных тем.
6 класс

Раздел
Объекты окружающего
мира
Компьютерные объекты

Содержание
Объекты и системы
Объекты и множества. Элемент множества. Общие и единичные
имена. Собственные имена. Объекты изучения в информатике.
Понятие информатики. Признаки объектов. Свойства объектов.
Файлы и папки. Типы файлов. Размер файла. Объекты операционной системы.

Отношения объектов и их
множеств

Разновидности объектов и
их классификации

Системы объектов

Персональный компьютер
как система

Как мы познаем окружающий мир

Понятие как форма мышления

Информационное моделирование

Знаковые информационные
модели

Компьютерные практикумы: «Работаем с основными объектами
информационной системы», «Работаем с объектами файловой
системы»
Понятие отношения. Разнообразие отношений. Отношения
между множествами. Отношение «является элементом множества». Отношение «входит в состав». Круги Эйлера.
Компьютерный практикум «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Отношение «является разновидностью». Схема разновидностей.
Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.
Компьютерный практикум «Повторяем возможности текстового
процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Система. Системный подход. Разнообразие систем. Состав и
структура системы. Системный эффект. Система и окружающая
среда. Система как чёрный ящик.
Компьютерный практикум «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Компьютер как надсистема и подсистема. Интерфейс. Аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейс.
Компьютерный практикум «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Информационные модели
Информация и знания. Формы познания. Чувственное восприятие окружающего мира (ощущение, восприятие, представление). Абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).
Компьютерный практикум «Создаем компьютерные документы»
Понятие. Как образуются понятия. Анализ. Синтез. Сравнение.
Абстрагирование. Обобщение. Определение понятия.
Компьютерный практикум «Конструируем и исследуем графические объекты»
Модели объектов и их назначение. Модель. Объект-оригинал.
Моделирование. Натурная (материальная) и информационная
модель. Разнообразие информационных моделей. Виды информационных моделей.
Компьютерный практикум «Создаем графические модели»
Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели
Компьютерные практикумы: «Создаем словесные модели»,
«Создаем многоуровневые списки»

Табличные информационные модели

Правила оформления таблицы. Таблицы: типа «объекты-свойства», типа «объекты-объекты-один», вычислительные. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Взаимно
однозначное соответствие.

Графики и диаграммы

Компьютерные практикумы: «Создаем табличные модели»,
«Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
График. Диаграмма. Зачем нужны графики и диаграммы.
Наглядное представление процессов изменения величин.
Наглядное представление о соотношении величин. Круговые и
столбчатые диаграммы.

Схемы

Компьютерный практикум «Создаем информационные модели
– графики и диаграммы»
Схема. Многообразие схем. Граф. Информационные модели на
графах. Графы: неориентированные, ориентированные, взвешенные, цикл, сеть, семантическая сеть, деревья. Иерархические системы. Использование графов при решении задач.

Что такое алгоритм
Исполнители вокруг нас
Формы записи алгоритмов
Типы алгоритмов

Управление исполнителем
Чертёжник

Компьютерный практикум «Создаем информационные модели
– схемы, графы, деревья»
Алгоритмика
Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.
Исполнитель. Система команд исполнителя. Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация.
Блок-схемы. Фигуры блок-схемы. Программа.
Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с
повторением. Зацикливание.
Компьютерные практикумы: «Создаем линейную презентацию», «Создаем презентацию с гиперссылками», «Создаем
цик-лическую презентацию»
Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления
Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов.
Цикл повторить n раз.
Компьютерный практикум «Выполняем итоговый проект»

Обобщение и систематиза- Повторение изученных тем.
ция пройденного материла

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3

4

5
6
7
8
9
10

11
12
13

14
15
16
17
18

19

20
21
22

Наименование темы
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас
Что умеет компьютер. Как устроен компьютер.
Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Компьютерный
практикум «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером. Компьютерный практикум «Вспоминаем приемы управления компьютером»
Хранение информации. Компьютерный практикум
«Создаем и сохраняем файлы»
Передача информации
Электронная почта. Компьютерный практикум «Работаем с электронной почтой»
В мире кодов. Способы кодирования информации.
Метод координат
Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Компьютерный практикум «Вводим текст»
Редактирование текста. Компьютерный практикум
«Редактируем текст»
Форматирование текста. Компьютерный практикум
«Работаем с фрагментами текста. Форматируем
текст»
Структура таблицы. Компьютерный практикум «Создаем простые таблицы»
Табличный способ решения логических задач.
Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Диаграммы. Компьютерный практикум «Строим
диаграммы»
Компьютерная графика. Графический редактор
Paint. Компьютерный практикум «Изучаем инструменты графического редактора»
Устройства ввода графической информации. Компьютерный практикум «Работаем с графическими
фрагментами»
Компьютерный практикум «Планируем работу в
графическом редакторе»
Разнообразие задач обработки информации
Кодирование как изменение формы представления
информации

Количество
часов
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

Систематизация информации. Компьютерный практикум «Создаем списки»
24
Поиск информации. Компьютерный практикум
«Ищем информацию в сети Интернет»
25
Преобразование информации по заданным правилам. Компьютерный практикум «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
26
Преобразование информации путем рассуждений
27
Разработка плана действий и его запись
28
Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум «Создаем анимацию»
29
Компьютерный практикум «Создаем анимацию»
30-31 Компьютерный практикум «Создаем слайд-шоу»
32
Выполнение итогового мини-проекта
33
Повторение курса информатики 5 класс. Подготовка
к итоговому тестированию
34
Итоговое тестирование
35
Анализ итогового тестирования
Резервный урок
23

1
1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
1

6 класс
№
п/п
1
2

3

4-5

6
7

8-9

10

11

1213

Наименование раздела, темы
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Объекты операционной системы. Компьютерный
практикум «Работаем с объектами операционной системы»
Файлы и папки. Размер файла. Компьютерный
практикум «Работаем с объектами файловой системы»
Отношения объектов и их множеств. Компьютерный
практикум «Повторяем возможности графического
редактора»
Разновидности объекта и их классификация.
Классификация компьютерных объектов
Компьютерный практикум «Повторяем возможности текстового процессора»
Системы объектов. Компьютерный практикум
«Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Персональный компьютер как система. Компьютерный практикум «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Способы познания окружающего мира. Компьютерный практикум «Создаем компьютерные документы»
Понятие как форма мышления. Компьютерный
практикум «Конструируем и исследуем графические
объекты»

Количество
часов
1
1

1

2

1
1

2

1

1

2

14
15
16
17
18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28
29-30
31
32-33
34
35

Информационное моделирование. Компьютерный
практикум «Создаём графические модели»
Знаковые информационные модели. Компьютерный
практикум «Создаём словесные модели»
Математические модели. Компьютерный практикум
«Создаём многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Компьютерный практикум «Создаем табличные модели»
Решение логических задач с помощью нескольких
таблиц. Компьютерный практикум «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Графики и диаграммы. Компьютерный практикум
«Создаём информационные модели – диаграммы и
графики»
Создание информационных моделей – диаграмм.
Выполнение минипроекта «Применение статистических данных Кемеровской области для построения
диаграмм»
Схемы. Компьютерный практикум «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
Схемы. Компьютерный практикум «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
Что такое алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Линейные алгоритмы. Компьютерный практикум
«Создаем линейную презентацию «Мой край»
Алгоритмы с ветвлениями. Компьютерный практикум «Создаем презентацию с гиперссылками»
Алгоритмы с повторениями. Компьютерный
практикум «Создаем циклическую презентацию»
Управление исполнителем Чертежник.
Использование вспомогательных алгоритмов.
Выполнение и защита итогового проекта.
Итоговое тестирование
Анализ итогового тестирования
Резервный урок

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».