внеур.театральные подмостки 5-6 кл

Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО:

Утверждаю
директор
МБОУ «Кузбасская СОШ»
___________К.А.Турнаев
Приказ № 175/3 от 29.08.2020

на заседании метод. совета
Протокол № 01 от 29.08.2020

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Театральные подмостки» 5-6 кл.
(по 1 ч. в неделю)

Составитель:
Учитель Семѐнова С.С.

РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № 01 от 29.08.2020

Планируемые результаты освоения курса
Личностные и метапредметные результаты
Учащиеся научатся
o правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
o определять виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия;
и т.д.);
o чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
Учащиеся получат возможность научиться
 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками,
доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;

 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить
к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения курса:
Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
Содержание
Программа включает в себя несколько направлений-разделов, по которым ведутся занятия.
Ритмопластика.
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности
телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовности
действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
развитие координации движений; обучение запоминанию заданных поз и образной их
передаче; развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию; обучение
созданию образов животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной
интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбору
простейших рифм; произнесению скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения
согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.
Основы театральной культуры.
Элементарные понятия, профессиональная терминология театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского
мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Обучение сочинению этюдов; развитие навыка действий с воображаемыми предметами;
обучение нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделению их
голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,

презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного
строя речи.
Формы занятий: лекция-беседа; дискуссия (обсуждение после показа); тренинг; репетиция;
показ театральной постановки (миниатюра, спектакль); участие в школьных мероприятиях.
Формы контроля: рефлексивная беседа; открытый показ спектакля (1 раз в полугодие для
учащихся и родителей); творческий отчет.
Предполагаемые умения и навыки детей по окончании курса:
Ребенок должен знать:

Основные театральные термины.

Основные постановочные единицы: миниатюра, этюд, пьеса.

Профессии театра, устройство сцены, технику грима.

Наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

8-10 скороговорок.

Театральные игры, техники восстановления дыхания.
Ребенок должен уметь:

Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Запоминать заданные педагогом мизансцены.

Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему.

Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Менять по заданию педагога тембровую окраску голоса.

Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения.

Строить диалог с партнером на заданную тему.

Подбирать рифму к заданному слову.

Составлять диалог между сказочными героями.
Тематическое планирование
№
1

2

Тема
занятия
Театр
начинается

Основы театральной
культуры
Театральный
словарь: театр,
актер, аншлаг,
бутафория,
декорации

Ритмопластика

А не
замахнуться
ли нам?

Театральный
словарь: бенефис,
грим, зритель,
миниатюра

Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»

Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»

Культура и техника
речи
Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Развиваем правильное
дыхание: игры со
свечой, «мыльные
пузыри»,
«диафрагменное
дыхание»

Работа над
спектаклем
Обсуждение
репертуара

Работа над
миниатюрой
«Дорогому
учителю!»

3

Репетиция

Театральный
словарь: драма,
комедия, трагедия,
водевиль, миниатюра

4

Быть, а не
казаться...

Театральный
словарь:
котурны, жест,
мимика.

5

Разбор
полетов!

Театральный
словарь:
Этюд, оркестр,
дирижер.

6

Давайте
поиграем

Театральный
словарь: реквизит,
репертуар, премьера,
пьеса-игра.

7
Игровое
занятие

8

Профессии
театра

Театральный
словарь: осветитель,
гример, костюмер,
сценарист.

9

Театр и
жизнь

Особенности
театрального
искусства, его
отличие от других
видов искусства.

10

Фантазия источник
творческой
духовности
человека.
Фантазия источник
творческой
духовности
человека.

Устройство
зрительного зала и
сцены.
Устройство
зрительного зала и
сцены.

Фантазия источник
творческой
духовности
человека.

Устройство
зрительного зала и
сцены.
Игра: «Что можно
взять с собой в

11

12

Театральный
словарь:
Акт, пьеса, диалог,
антракт, монолог,
реплика, ремарка

Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»
Изготовление
журавлика в
технике
оригами
Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»
Изготовление
журавлика
(оригами)
Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»

Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»
игры со
стульями
«День
рождения»
Игры:
«Превращение
комнаты»

Игры:
«Муравьи»
«Кактус и ива»
«Превращение
комнаты»
Игры:
Муравьи,
Кактус и ива,
День
рождения,
Осьминог
Пластические
импровизации:
встреча,
потеря, листья

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово».

Работа над
ролями в
миниатюре

Развиваем правильное
дыхание:
диафрагменное
дыхание,
скороговорки.

Генеральная
репетиция
миниатюры
«Дорогому
учителю!»

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Развиваем правильное
дыхание:
диафрагменное
дыхание.
«Одуванчик».

Показ миниатюры
«Дорогому
учителю!»
Анализ
показанной
миниатюры.
Обсуждение
игры-пьесы «За
семью печатями»
Работа над игрой
«За семью
печатями»

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Развиваем правильное
дыхание: игры со
свечой, «мыльные
пузыри»

Игра-пьеса «За
семью печатями»

Работа со
скороговорками:
испорченный телефон,
ручеек, фраза по
кругу, главное слово

Анализ
проведенной игры
Обсуждение
пьесы-сказки
«Кукушка»
Разучивание
ролей для пьесысказки «Кукушка»

Развиваем правильное
дыхание: игры со
свечой, «мыльные
пузыри».

Разучивание
ролей для пьесысказки «Кукушка»

Пластические
импровизации:
«встреча»,
«потеря»
«листья».

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»

Пластические
импровизации:
«утро»,
«подарок»
«печаль».

Развиваем правильное
дыхание: игры со
свечой, «мыльные
пузыри».

Разучивание
ролей для пьесысказки
«Кукушка».
Изготовление
декораций и
костюмов.
Разучивание
ролей для пьесысказки
«Кукушка».
Изготовление

театр?»
13

Этюды на
повадки
животных.

14

Образное
представлен
ие
неодушевлѐ
нных
предметов
Этюды на Оформление сцены.
память
Декорации.
физических
действий.

15

Устройство
зрительного зала и
сцены.
Игра: «Что можно
взять с собой в
театр?»
Оформление сцены.
Декорации.
Подготовка
декораций к
спектаклю

Пластические
импровизации:
Лиса, волк,
ворона,
ягненок,
собаки и др.
Пластические
импровизации:
выполнение
действий с
воображаемым
и предметами.
Игры: «Что я
делаю?»,
«Кругосветное
путешествие».

16

Групповые
этюды

Театральные
традиции. Репертуар
театра.

Работа с
этюдами:
«Гнев»,
«Знакомство»

17

Групповые
этюды

Театральный сезон.
Гастроли

Работа с
этюдами:
«Разговор по
телефону».

18

Театр
как Психология
сообщество личности актера
творческих
людей

Работа с
этюдами:
«Спор»
Игры:
«Осьминог»
«Кактус и ива»

19

Театр
как
сообщество
творческих
людей

20

Театральная
этика

Психология
личности актера.
Способы вживания в
роль и
абстрагирования от
роли.
Театральный
словарь: театральная
этика, поведение
актера и зрителя.
Отзыв, рецензия.

Упражнения на
снятие
мышечного
напряжения
«Ямщик»,
«Марионетка»
Игры:
«Зеркало»,
«Интервью»,
«Провокация».

21

Театральная
этика

Поведение актера и
зрителя.
Кодекс чести актера

Игры: Кактус и
ива,
«Осьминог» и
пр.

22

Наши
эмоции

Театральный
словарь: творческая

Игры «Шея
есть – шеи

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Развиваем правильное
дыхание: игры со
свечой, «мыльные
пузыри».

декораций и
костюмов
Генеральная
репетиция пьесысказки «Кукушка»

Работа над
ролями.
Открытый показ
пьесы-сказки
«Кукушка»

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Развиваем правильное
дыхание: игры со
свечой, «мыльные
пузыри»,
диафрагменное
дыхание.
Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Работа с
дыхательными
упражнениями:
«Диафрагменное
дыхание». Игры со
словами: рифмы.
Скороговорки
Работа со
скороговорками,
«мыльные пузыри»,
«Одуванчик»

Рефлексивная
беседа

Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово».
Реакция на реплику
Работа со
скороговорками:
«испорченный
телефон», «ручеек»,
фраза по кругу,
«главное слово»
Разучивание
стихотворений:

Работа над
пьесой.
Изготовление
декораций и
костюмов.

Обсуждение
репертуара на
следующее
полугодие
Работа над пьесой
«Мальчишки и
девчонки»

Работа над пьесой

Работа над пьесой

Работа над
пьесой,
изготовление
реквизита
Генеральная
репетиция пьесы.

эмоция; грим.
23

Наши
эмоции

24

Наши
эмоции

Невербальное
поведение:
жестикуляция. Язык
нашего тела.
Помощник – грим,
техника грима.
Язык нашего тела.
Позиции в
пространстве

25
Театральная
труппа

Театральный
словарь: труппа, 1-й
состав, 2-ой состав;
Кто в труппе
главный?
Режиссер, сценарист,
актер.
Театральный
словарь: амплуа

нет», «Кактус и
ива» и пр.
«Муравьи»,
пластические
импровизации
«холодно»,
«грустно»,
«радуюсь».
«Шея есть –
шеи нет».
Изобрази
эмоцию.
«Осьминог»,
«Ямщик»,
«Марионетка».
Падай красиво
и правильно
Техника
падения.
«Зеркало».

поздравительные,
художественные,
Работа над техникой
стиха: рифмованный и
белый стих. Игры со
словами: рифма,
перифраз; прозаизация
стиха.
Работа над техникой
стиха

Открытый показ
пьесы
Анализ
показанной
пьесы. Работа над
собой.

Техника речи в
различных ситуациях
(боль, падение,
рыдание)

Работа над
постановкой

Техника речи в
различных ситуациях
(боль, падение,
рыдание, смех,
презрение и пр.)
Техника стиха о войне.

Работа над
постановкой.
Изготовление
декораций и
костюмов
Работа над
постановкой.
Изготовление
декораций и
костюмов
Работа над
постановкой.
Изготовление
декораций и
костюмов
Открытый показ
постановки

26

Театральная
труппа

27

Его
величество
театр!

Поведение во время
репетиции

Техника
падения.
Пластические
импровизации

28

Его
величество
театр!

Поведение за
кулисами во время
паузы. Ожидание
своего выхода

Пауза.
Ожидание
выхода.
«Осьминог».

Игры со словами,
«главное слово»,
пузыри.

29

Его
величество
театр!
Что
мы
умеем?

Последний выход,
поклон.
Аплодисменты.
Повторение всех
изученных терминов

Техника
поклона.

Игры со словами,
рифмы, скороговорки.
Правильное дыхание.
Игры со словами,
дыхательные
упражнения

30

31

Что
умеем?

мы Повторение всех
изученных терминов

32-33

Что
умеем?

мы Рефлексивная беседа:
Что для тебя театр

34-35

Долгожданн
ые
каникулы

Артист на каникулах

От выхода до
поклона:
театральные и
двигательные
игры
Любимые
театральные
игры
Любимые
театральные
игры
Как не
потерять
форму на
каникулах

Дыхательные
упражнения
Дыши легко!
Как не потерять навык
правильного дыхания

Работа над
постановкой к
празднику 9-е мая

Подготовка
творческого
отчета
Подготовка
творческого
отчета
Показ
творческого
отчета
Рефлексивная
беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».